Вышел в свет пятый том Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника


Издание вышло в рамках осуществляемого Издательским советом Русской Православной Церкви проекта по подготовке «Летописи жизни и творений Святителя…».

Из предисловия к данному тому доктора исторических наук Митрополита Калужского и Боровского Климента, Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, Председателя Научно-редакционного Совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Вышенского:

"Пятый том «Летописи» освящает десятилетний период (1879—1888) из почти двадцати восьми лет, проведенных святителем Феофаном в Вышенской пустыне, а с 1873 года – в полном затворе. Как и в предыдущий IV том, сюда включены главным образом материалы частной переписки, дополненные мемуарами и другими документами, содержащими сведения о жизни Святителя, а также представлена полная библиография его литературно-духовных творений за указанные годы.

Основными источниками настоящего тома послужили периодические издания, публиковавшие письма святителя Феофана и воспоминания о нем и его окружении. Вошли в него и новые, впервые публикуемые материалы, выявленные в отечественных и зарубежных архивах, например, обширная переписка с издателями из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА), а также массив корреспонденции, адресованной семейству Бурачок из отдела рукописей института Мировой литературы Российской академии наук (РО ИРЛИ РАН).

Метод летописного изложения материала позволяет уточнить представление о значимых для Святителя событиях и общем течении его жизни, атрибутировать его корреспондентов этого периода. Внутренний подвиг Святителя остается сокровенным, однако читателю пятого тома «Летописи» открывается немало сведений о распорядке его жизни и деятельности и состоянии его здоровья... 

На страницах пятого тома «Летописи» с новыми подробностями представлены литературно-издательская, миссионерская и душепопечительская деятельность святителя Феофана. Публикуемая впервые переписка с издательством Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря позволяет воссоздать творческую историю и путь к читателю русского перевода «Добротолюбия», толкований посланий апостола Павла и 118 псалма, написание «Евангельской истории», полемических и многих других его произведений. Также читатель может узнать о его богословских предпочтениях[1] и методах толкования[2]. Как и в предшествующих томах в конце каждого года помещена полная библиография опубликованных произведений Святителя...

Важным сферой деятельности Вышенского Затворника, подробно представленной в данном томе «Летописи», были миссионерские его труды. Прежде, в бытность преподавателем и администратором духовных школ, а затем епархиальным архиереем, он прилагал немало усилий для обличения старообрядческих и сектантских заблуждений. Но и оставив архиерейскую кафедру, епископ Феофан не мог безучастно наблюдать распространение в России лжеучений. В письмах из Выши он много писал на эту тему, разъясняя своим адресатам особенности той или иной секты, давал практические советы: каким образом беседовать с ее адептами[3], к кому из высшего духовенства необходимо обратиться для пресечения душевредной проповеди административными мерами[4]...

В пятом томе «Летописи» имеется много материала, в котором святитель Феофан касается состояния своего здоровья, особенно в связи с ухудшением зрения, из-за чего ему, начиная с 1879 года, пришлось несколько раз отлучаться из монастыря... 

Надеюсь, что опубликованные в нем письма Святителя и сведения о его жизни и творчестве станут базой для подробного изучения биографии и духовного облика Вышенского Затворника, будут поучительным и вдохновляющим чтением для современных его учеников, позволят узнать много нового о святителе Феофане и его эпохе широкому кругу читателей".




[1] «Переводится Диадох. Какой он распрелестный, владыка святый!» (Письмо еп. Феофана к неустановленному протоиерею от 25 марта 1886 г. // Тамбовские епархиальные ведомости. 1897. № 11. С. 257–258).


[2] «Нередко приходится употреблять перифраз вместо перевода дословного…» (Письмо еп. Феофана к В. В. Швидковской от 23 ноября 1886 г. // Санкт-Петербургские духовные ведомости. 1898. № 16. С. 303; Собрание писем. Вып. VI. С. 142–143).


[3] См., например, письмо еп. Феофана к прот. А. З. Крутикову от 2 июля 1879 г.


[4] См. письмо еп. Феофана к Н. В. Елагину от 28 мая 1879 г.