В Калужской духовной семинарии прошли защиты магистерских работ, посвященных Святителю Феофану Затворнику


21 июня в Калужской духовной семинарии успешную защиту магистерских диссертаций, посвященных изучению аскетического наследия Святителя Феофана прошли:


  1. Исаков Олег Игоревич с работой «Амартология святителя Феофана Затворника по его письмам к мирянам»; 
  2. Ремезов Виктор Владимирович с работой «Цель и смысл христианского подвига по письмам святителя Феофана Затворника к разным лицам».

Научным руководителем соискателей выступил председатель Издательского совета, доктор исторических наук, профессор Калужского государственного университета митрополит Калужский и Боровский Климент.

Экзаменационную комиссию возглавил профессор Калужского государственного университета, доктор философских наук Владимир Владимирович Лыткин. В состав комиссии также вошли проректор Калужской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Сергий Третьяков, директор Института истории и права Калужского государственного университета, кандидат философских наук Берговская Ирина Николаевна, директор Калужского объединенного музея-заповедника, кандидат исторических наук Бессонов Виталий Анатольевич, и.о. заведующего кафедрой библейских и богословских дисциплин протоиерей Дмитрий Моисеев, ученый секретарь Совета, секретарь комиссии протоиерей Николай Казаков.

Аннотации работ.


«Амартология святителя Феофана Затворника по его письмам к мирянам».

В данной работе автором производится научное исследование эпистолярного наследия святителя Феофана Затворника к мирянам в части его учения о грехе и борьбе с ним. Письма святителя Феофана — это богословские труды аскетической направленности, раскрывающие тему греха и способов борьбы с ним в категориях, понятных людям различного социального статуса и уровня образованности. Индивидуальный подход в переписке позволял любому адресату точно понять слова святителя Феофана относительно рассматриваемой проблемы православной веры и духовной жизни христианина. В письмах к мирским лицам, Вышенский святитель всесторонне рассматривает и описывает механизм зарождения греха, его развитие и воздействие на природу человека, а также пути к противодействию ему. Усвоение данных идей, в свою очередь, позволяет православному христианину увидеть истоки своей греховности, взглянуть внутрь себя и опытно положить борьбу с терзающим грехом. В данной работе автор исследует амартологическую концепцию святителя Феофана Затворника, а именно, рассматривает первородный грех – как причину всеобщей греховности человека, приводит и анализирует процесс развития греха в душе человека, а также указывает на средства и методы борьбы с грехом и его последствиями на основе переписки святителя Феофана с мирскими лицами.

«Цель и смысл христианского подвига по письмам святителя Феофана Затворника к разным лицам».

Работа посвящена исследованию эпистолярного наследия святителя Феофана Затворника к разным лицам в аспекте понимания им цели и смысла христианского подвига. В данном аспекте Вышенский святитель раскрывает, систематизирует и дополняет академическое богословие XIX века. В своих письмах святитель Феофан выявляет главные проблемы христианского идеала, подробно указывает корреспондентам на основные цели жизни христианина и пути его подвига. Также, общаясь с различными лицами в переписке, Вышенский святитель приводит собственную, но основанную на святоотеческой традиции, характеристику смерти– как итога земной жизни христианина. В указанной работе автор рассматривает основные проблемы в достижении христианского идеала, анализирует понимание цели и смысла христианской жизни человека, а также исследует понятие смерти и приготовления к ней по идеям, изложенным святителем Феофаном в своем эпистолярном наследии.

Новость.