Приветственное слово епископа Тарусского Серафима на открытии семинара студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие свт. Феофана Затворника»


Ваше  Высокопреосвященство!  Дорогие  отцы,  братья  и  сестры!

Изучение духовного наследия святителя Феофана, затворника Вышенского,  крупнейшего отечественного мыслителя,  200  лет  со  дня  рождения  которого мы отмечали в 2015 году, имеет особое значение в контексте общей темы XXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность».

Святителю Феофану в земной жизни Господь даровал не только плодотворно повлиять на своих современников, но и создать фундаментальные труды, которые послужат и в нынешних непростых условиях, когда в нашем обществе важна консолидация в единстве институтов воспитания.

Изучение духовного наследия святителя Феофана приобретает актуальность на фоне вызовов современного мира, в ответ на которые наше государство прямо говорит о необходимости наращивания духовного потенциала России, о приоритете духовного над материальным. Именно такие основополагающие ориентиры содержатся в Указе Президента Российской Федерации, подписанном 31 декабря 2015 года, «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». И в этом смысле педагогическое наследие святителя Феофана, в котором изложена «антропологическая перспектива» целостного видения развития и воспитания человека, а значит и духовной основы всех сфер его жизнедеятельности имеет огромную практическую составляющую.

Современной отечественной педагогике и психологии, равно как школьной и вузовской практике ещё только приоткрывается бесценное сокровище духовно-литературных трудов святителя Феофана. В его трудах мы находим очень точные и лаконичные заветы, которые дают педагогическую опору в практической деятельности всем институтам воспитания: от отчаявшихся родителей до уставших от очередных инноваций в школе педагогам: «Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе».

Удивительна способность святителя Феофана просто, доходчиво и богословски возвышенно излагать то, что можно назвать методическими рекомендациями, например, молодым родителям. Посудите сами: «Весьма благотворное влияние имеет на детей частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника, и вообще всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил».

Для детей постарше, учащейся молодежи, собственно, для всех взрослых, мысль святителя Феофана о том, что нельзя натощак выходить из дома, открывает совершенно иной смыл того, о чем так пекутся врачи, забывая о трехсоставности и иерархичности человека (дух-душа-тело). «Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа — и уже не тощею выходит на дела дня».

Святитель Феофан указывает путь в Церковь: «Надо тебе истину знать и веровать в неё: где ты её возьмешь помимо Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретёшь её, кроме Церкви, хранительницы Таинств, без которых не подаётся благодать? Надо тебе руководство верное иметь и в деле ведения, и в деле жизни: где ты его встретишь помимо Церкви, в коей единой есть богоучреждённое и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?»

Следование подобным советам по силам каждому. И это есть благочестивый путь воспитания своей души. А через личный опыт подобного  христианского совершенствования становится возможным преодоление того, что святитель Феофан назвал величайшим грехом: «Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, в нём крайняя степень нечестия».

Святителю Феофану в земной жизни Господь миловал сочетание высокого уровня образованности, учёности, молитвенного подвига и опыта аскезы.     Он являет нам, ныне живущим, благодатный пример жизни людей «ходящих пред Богом» (Быт. 5, 24; 6, 9). Такими подвижниками укрепляется наша Святая Русь.

В подвиге написания духовно-просветительских, научных, литературных трудов, среди которых были и переводы, святитель Феофан видел великое служение Церкви Божией. Об этом он говорит в одном из своих писем: «Писать — это служба Церкви нужная». Среди написанного отметим ответы на многочисленные письма, поступавшие на имя святителя Феофана – до 20-40 в день! Он их не только прочитывал – на каждое письмо он давал свой ответ.

Ревностный служитель Церкви, проповедующий слово Божие, святитель Феофан создал фундаментальные труды, представляющие ценность для всех, призванных потрудиться на ниве просвещения и духовно-нравственного воспитания, а также для всех тех, кто ратует за оздоровление нашего общества и имеет попечение о спасении своей души.

Желаю всем нам помощи Божией и плодотворных результатов обсуждения духовного наследия выдающегося мыслителя, проповедника святителя Феофана, затворника Вышенского.

Спасибо за внимание.