Приветственное слово епископа Тарусского Серафима на открытии семинара студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие свт. Феофана Затворника»
Ваше Высокопреосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!
Изучение духовного наследия святителя Феофана, затворника Вышенского, крупнейшего отечественного мыслителя, 200 лет со дня рождения которого мы отмечали в 2015 году, имеет особое значение в контексте общей темы XXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность».
Святителю Феофану в земной жизни Господь даровал не только плодотворно повлиять на своих современников, но и создать фундаментальные труды, которые послужат и в нынешних непростых условиях, когда в нашем обществе важна консолидация в единстве институтов воспитания.
Изучение духовного наследия святителя Феофана приобретает актуальность на фоне вызовов современного мира, в ответ на которые наше государство прямо говорит о необходимости наращивания духовного потенциала России, о приоритете духовного над материальным. Именно такие основополагающие ориентиры содержатся в Указе Президента Российской Федерации, подписанном 31 декабря 2015 года, «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». И в этом смысле педагогическое наследие святителя Феофана, в котором изложена «антропологическая перспектива» целостного видения развития и воспитания человека, а значит и духовной основы всех сфер его жизнедеятельности имеет огромную практическую составляющую.
Современной отечественной педагогике и психологии, равно как школьной и вузовской практике ещё только приоткрывается бесценное сокровище духовно-литературных трудов святителя Феофана. В его трудах мы находим очень точные и лаконичные заветы, которые дают педагогическую опору в практической деятельности всем институтам воспитания: от отчаявшихся родителей до уставших от очередных инноваций в школе педагогам: «Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе».
Удивительна способность святителя Феофана просто, доходчиво и богословски возвышенно излагать то, что можно назвать методическими рекомендациями, например, молодым родителям. Посудите сами: «Весьма благотворное влияние имеет на детей частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника, и вообще всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил».
Для детей постарше, учащейся молодежи, собственно, для всех взрослых, мысль святителя Феофана о том, что нельзя натощак выходить из дома, открывает совершенно иной смыл того, о чем так пекутся врачи, забывая о трехсоставности и иерархичности человека (дух-душа-тело). «Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа — и уже не тощею выходит на дела дня».
Святитель Феофан указывает путь в Церковь: «Надо тебе истину знать и веровать в неё: где ты её возьмешь помимо Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретёшь её, кроме Церкви, хранительницы Таинств, без которых не подаётся благодать? Надо тебе руководство верное иметь и в деле ведения, и в деле жизни: где ты его встретишь помимо Церкви, в коей единой есть богоучреждённое и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?»
Следование подобным советам по силам каждому. И это есть благочестивый путь воспитания своей души. А через личный опыт подобного христианского совершенствования становится возможным преодоление того, что святитель Феофан назвал величайшим грехом: «Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, в нём крайняя степень нечестия».
Святителю Феофану в земной жизни Господь миловал сочетание высокого уровня образованности, учёности, молитвенного подвига и опыта аскезы. Он являет нам, ныне живущим, благодатный пример жизни людей «ходящих пред Богом» (Быт. 5, 24; 6, 9). Такими подвижниками укрепляется наша Святая Русь.
В подвиге написания духовно-просветительских, научных, литературных трудов, среди которых были и переводы, святитель Феофан видел великое служение Церкви Божией. Об этом он говорит в одном из своих писем: «Писать — это служба Церкви нужная». Среди написанного отметим ответы на многочисленные письма, поступавшие на имя святителя Феофана – до 20-40 в день! Он их не только прочитывал – на каждое письмо он давал свой ответ.
Ревностный служитель Церкви, проповедующий слово Божие, святитель Феофан создал фундаментальные труды, представляющие ценность для всех, призванных потрудиться на ниве просвещения и духовно-нравственного воспитания, а также для всех тех, кто ратует за оздоровление нашего общества и имеет попечение о спасении своей души.
Желаю всем нам помощи Божией и плодотворных результатов обсуждения духовного наследия выдающегося мыслителя, проповедника святителя Феофана, затворника Вышенского.
Спасибо за внимание.
Изучение духовного наследия святителя Феофана, затворника Вышенского, крупнейшего отечественного мыслителя, 200 лет со дня рождения которого мы отмечали в 2015 году, имеет особое значение в контексте общей темы XXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность».
Святителю Феофану в земной жизни Господь даровал не только плодотворно повлиять на своих современников, но и создать фундаментальные труды, которые послужат и в нынешних непростых условиях, когда в нашем обществе важна консолидация в единстве институтов воспитания.
Изучение духовного наследия святителя Феофана приобретает актуальность на фоне вызовов современного мира, в ответ на которые наше государство прямо говорит о необходимости наращивания духовного потенциала России, о приоритете духовного над материальным. Именно такие основополагающие ориентиры содержатся в Указе Президента Российской Федерации, подписанном 31 декабря 2015 года, «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». И в этом смысле педагогическое наследие святителя Феофана, в котором изложена «антропологическая перспектива» целостного видения развития и воспитания человека, а значит и духовной основы всех сфер его жизнедеятельности имеет огромную практическую составляющую.
Современной отечественной педагогике и психологии, равно как школьной и вузовской практике ещё только приоткрывается бесценное сокровище духовно-литературных трудов святителя Феофана. В его трудах мы находим очень точные и лаконичные заветы, которые дают педагогическую опору в практической деятельности всем институтам воспитания: от отчаявшихся родителей до уставших от очередных инноваций в школе педагогам: «Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе».
Удивительна способность святителя Феофана просто, доходчиво и богословски возвышенно излагать то, что можно назвать методическими рекомендациями, например, молодым родителям. Посудите сами: «Весьма благотворное влияние имеет на детей частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника, и вообще всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил».
Для детей постарше, учащейся молодежи, собственно, для всех взрослых, мысль святителя Феофана о том, что нельзя натощак выходить из дома, открывает совершенно иной смыл того, о чем так пекутся врачи, забывая о трехсоставности и иерархичности человека (дух-душа-тело). «Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа — и уже не тощею выходит на дела дня».
Святитель Феофан указывает путь в Церковь: «Надо тебе истину знать и веровать в неё: где ты её возьмешь помимо Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретёшь её, кроме Церкви, хранительницы Таинств, без которых не подаётся благодать? Надо тебе руководство верное иметь и в деле ведения, и в деле жизни: где ты его встретишь помимо Церкви, в коей единой есть богоучреждённое и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?»
Следование подобным советам по силам каждому. И это есть благочестивый путь воспитания своей души. А через личный опыт подобного христианского совершенствования становится возможным преодоление того, что святитель Феофан назвал величайшим грехом: «Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, в нём крайняя степень нечестия».
Святителю Феофану в земной жизни Господь миловал сочетание высокого уровня образованности, учёности, молитвенного подвига и опыта аскезы. Он являет нам, ныне живущим, благодатный пример жизни людей «ходящих пред Богом» (Быт. 5, 24; 6, 9). Такими подвижниками укрепляется наша Святая Русь.
В подвиге написания духовно-просветительских, научных, литературных трудов, среди которых были и переводы, святитель Феофан видел великое служение Церкви Божией. Об этом он говорит в одном из своих писем: «Писать — это служба Церкви нужная». Среди написанного отметим ответы на многочисленные письма, поступавшие на имя святителя Феофана – до 20-40 в день! Он их не только прочитывал – на каждое письмо он давал свой ответ.
Ревностный служитель Церкви, проповедующий слово Божие, святитель Феофан создал фундаментальные труды, представляющие ценность для всех, призванных потрудиться на ниве просвещения и духовно-нравственного воспитания, а также для всех тех, кто ратует за оздоровление нашего общества и имеет попечение о спасении своей души.
Желаю всем нам помощи Божией и плодотворных результатов обсуждения духовного наследия выдающегося мыслителя, проповедника святителя Феофана, затворника Вышенского.
Спасибо за внимание.