Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, глава Тобольской Митрополии, ректорр Тобольской духовной семинарии. Доклад на конференции «Святоотеческое наследие Святителя Феофана, Затворника Вышенского в истории и современноси»
Святитель Феофан Затворник в своем богословском труде «Путь ко спасению» прямо указывает: «Христианская жизнь, есть жизнь благодатная». Христианин воспринимает Божественную благодать в Православной Христовой Церкви. Через таинства Церкви, по слову Спасителя, через причащение Животворящих Таинств, христианин соединяется с Господом. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6: 56). Таинство Евхаристии есть выражение любви к Богу и соединение с Ним. В то же время, Евхаристия есть выражение любви Божией к человеку. Святитель Феофан с опорой на мнения святых подвижников Церкви отмечает, что нет спасения без приобщения Святому Телу и Святой Крови, нет успеха духовной жизни без достойного причастия[1]. К таинству Евхаристии должно приступать с приготовлением. Вышенский затворник в книге «Путь ко спасению» указывает: «Исповедь с возникновением греха и обетом всячески удаляться от него делает душу человека сосудом, способным вместить невместимого Бога по Его благодати. Решительность и обет – суть место, в котором Господь общается с нами в приобщении, ибо только одно оно бывает чисто, все же прочее в нас нечисто. Поэтому никто достойно не приходит, а только Господом по благодати: считается достойным ради исповеди с сокрушением и обетом»[2].
Важным для человека является говение, которое служит приготовлением к исповеди и причащению. Святитель Феофан указывает: «Говение – есть проверка всей жизни, возобновление всего его строя, обновление духа и всего нашего естества»[3]. В своем труде «Что есть духовная жизнь…» святитель указывает первое в покаянии – войти в себя. Этому способствует, во-первых, устранение во время говения от житейских дел и забот, пресечение неудержимого кружения вредных, нечистых помыслов, суетных, осуждающих и т. п. «Это пресечение хлопот, есть дело крайней важности в говении. Кто его не сделает, тот проговеет кое-как»[4]. По мысли святителя Феофана, углублению в себя весьма помогает молитва церковная и домашняя – внимательная, нерассеянная, без блуждания мыслей, с излиянием пред Господом чувств сокрушения, смирения и благоговейного страха и с возношением усердных прошений о своих кровных духовных нуждах. Чтобы согрелось в молитве сердце, много помогают поклоны поясные и земные[5].
Вышенский подвижник в период говения советует читать труды святителя Тихона Задонского, особенно книгу «Восстани спяй», а также его проповеди на великий пост. Но важным, считает он, при подготовке к причащению сокрушение о грехах и обет пред Богом больше не грешить. Как образец искренней раскаянности служит притча о блудном сыне, где важным является «в себе же пришед» и «восстав иду ко отцу моему» (Лк. 15: 17-18). «Важно обрести твердое намерение исправить жизнь «положивши избегать неисправностей», ‑ пишет святитель, ‑ «надо теперь уже сообразить и постановить, как в этом успеть, чтобы с сей же минуты начать действительное исправление»[6].
Раскаиваясь в грехах и имея желание не совершать ошибок, надо приобщить и усердную молитву к Богу, чтобы Он даровал помощь в борьбе со страстями, и несомненно верить, что Господь укрепит в деле спасения. У христианина должно быть твердое убеждение, что исповеданные грехи прощаются ему милосердным Господом ради крестной Его Жертвы, а также дается благодать в преодолении своего окаянства. Эта благодать нисходит на христианина, имеющего крепкую решимость не грешить и непоколебимую веру во Христа Спасителя[7].
«Христианин свои мысли и дела соотносит насколько они соответствуют воле Божией и угодны Богу, стремится не допускать ничего, что оскорбляло бы Бога и было Богу неугодно. Такой должна быть нравственная жизнь у всех христиан. Между тем на деле, большей частью так не бывает, а мы живем, как живется, живем самолюбивой грехолюбивой жизнью»[8].
Православным церковные правила ставят в обязанность посещение храма в недельные и праздничные дни. Если только тому не препятствуют болезнь или иные уважительные обстоятельства. Святитель Феофан пишет: «Если нельзя быть в храме, то не пропусти часа священной и Божественной Жертвы без воздыхания и обращения к Богу; если можно, стань на молитву и сотвори несколько поклонов. Что-либо страшное в природе заставляет содрогаться всю тварь: гром, например, сотрясение земли, буря. В минуты Божественной Жертвы в храме совершается дело страшнейшее, величайшее на земле и на небе... невидимо, тем не менее, действительно. Потому-то верующему не должно пропускать этих минут без внимания. Но когда они помнятся, то самым этим памятованием разогревается дух и восхищается к Богу, чем и привлекается благодать»[9].
Путь христианской жизни – путь неусыпного труда над собой, без послаблений. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Но путь этот хотя и труден, но полон утешений и радости, оглядываясь на который, вполне уместно воспеть благодарственную Моисееву песнь: «Поим, вси людие, от горькия работы фарао́ни Израиля Изменшему… песнь победную, яко просла́вися» (ирм. в нед. Фомы, 1 гл.).
[1] Феофан, епископ. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). Третья часть. Начертание христианского нравоучения. М., Типо-Литогр. И. Ефимова. 1908. С. 257.
[2] Там же. С. 253.
[3] Там же. С. 359.
[4] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма. М.: Отчий дом, 2012. С. 119.
[5] Там же. С. 120.
[6] Там же. С. 134.
[7] Там же. С. 135.
[8] Там же. С. 139.
[9] Феофан, епископ. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). Третья часть. Начертание христианского нравоучения. М., Типо-Литогр. И. Ефимова. 1908. С. 264.