Корреспондент святителя Феофана - протоиерей Иоанн Григорьевич Виноградов (1826–1891)


В рамках работ по составлению «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Завторника Вышенского» сотрудниками отдела научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского совета РПЦ ведется исследовательская работа по атрибуции корреспондентов Святителя и датировке различных документов, в том числе переписки св. Затворника.

Результаты этой работы и интересные архивные материалы будут представлены вниманию исследователей жизни и творчества святого, а также всем читателям сайта «Феофаника».

 ***

В Собрании писем[1] святителя Феофана афонскими издателями были помещены письма «к неизвестному протоиерею», ранее публиковавшиеся в журнале «Душеполезное чтение»[2]. Святитель обращается к своему адресату «Достопочтенный о. Протоиерей». Из содержания писем ясно, что знакомство в 1882 г. только завязывается. Святитель Феофан отвечает на духовные вопросы, дает советы и обсуждает житейские дела со своим корреспондентом.

Данная переписка дает мало сведений для идентификации адресата Святителя, однако несколько косвенных свидетельств позволило установить личность протоиерея. Самое важное из них содержится в последнем письме Вышенского Затворника от 19 января 1889 г., где Святитель пишет: «Мне всегда стыдно бывает надписывать только И… Вин… Напишите как Вас по батюшке»[3].

Для выявления личности адресата вначале была проделана работа по выявлению лиц с подобными именами и фамилиями среди приславших копии писем или оригиналы в журнал «Душеполезное чтение», за что в конце томов редакция выражает благодарность и по желанию корреспондентов называет их полные имена.

В одном из номеров редакция благодарит протоиерея Петра Ивановича Виноградова из села Тейково Шуйского уезда Владимирской губернии за предоставление писем. При сопоставлении его жизни с содержимым писем стало ясно, что он не может быть искомым корреспондентом, но фамилия Виноградов дала повод искать протоиерея И. Виноградова среди московских священнослужителей. Данный поиск привел к духовному писателю, миссионеру, общественному деятелю –– протоиерею Иоанну Григорьевичу Виноградову[4], чей жизненный путь соответствует содержимому указанной переписки и кругу знакомств Святителя.

Приведем несколько подтверждений правильности атрибуции корреспондента.

Во-первых, из писем Святителя ясно, что протоиерей служит в г. Москве, о чем свидетельствуют слова Вышенского Затворника о поиске духовника и своей «малоопытности» в духовных вопросах: «Обращались бы к тем, которые побогаче. Я той веры, что Москва богата богатыми духом»[5].

Во-вторых, Святитель в последнем письме поздравляет своего корреспондента с новым местом несения служения: «Вы, кажется, на новом месте»[6]. Из биографии прот. И. Виноградова мы знаем, что 1 мая 1888 г. он был переведен в Сергиевскую церковь в Рогожской слободе.

В-третьих, в письме свт. Феофана от 30 сентября 1883 года к княгине Надежде Ильиничне Кугушевой есть упоминание о дочери протоиерея –– Марии Ивановне Виноградовой: «Посылаю… книжку о девстве св. Златоуста… перевод красавицы Марии Ивановны Виноградовой, дочери протоиерея, 20-ти — с небольшим — летней»[7]. Из этого письма мы узнаем о протоиерее Иоанне Виноградове, с которым, очевидно, был знаком свт. Феофан. Биографические сведения о родственниках московского протоиерея Иоанна Григорьевича Виноградова дают возможность убедиться, что это именно тот протоиерей. У него была дочь Мария, рожденная 26 апреля 1860 года.


***

Письма святителя Феофана Затворника к протоиерею Иоанну Григорьевичу Виноградову.

11 февраля 1882. Письмо епископа Феофана к протоиерею Иоанну Виноградову.

«Милость Божия буди с Вами, достопочтенный о. протоиерей!

Утешительно видеть в Вас заботу –– как среди мира выдержать себя как следует, не яко христианину только, но и паче того, яко иерею Божию. Помоги Вам Господи! Блюдите сию заботу, — и разжигайте ее до горячей ревности. Затем, по слову Господа, ищите, и обрящете[8]. Господь близ и не равнодушно смотрит на нас, а участливо и многопопечительно. И кто вверяет себя Ему вседушно, тот никогда не оставляется без вразумлений и указаний. Одно только прибавить надо: предавшись Господу, Господнему только и прилежать, и себе внимать.

А Вы вне ищете того, что следует обретать внутри. Да еще обратились к такому человеку, который никакой опытности не имеет. Вы посудили о мне по книгам. Книги писаны кабинетно; таково и содержание их. Так и жизнь моя вся проходила и проходит; какие тут опыты? Мне и не следовало бы, по сознанию полной неопытности, начинать с Вами беседу. Но подумалось: что ж? от нечего делать хоть потаракаем. Се — смысл, с каким начинается беседа.

Господь заповедал: просящему у тебя дай[9]. Просите –– даю. Господь милостив, и не сказал: давай золото, серебро, камни дорогие, а что есть… И возьмите, что есть. Уж не погневайтесь, если вместо белого хлеба окажется заплесневелая корка решетного с мякиною хлеба. Но кто виноват. Обращались бы к тем, которые побогаче. Я той веры, что Москва богата богатыми духом.

Все сие пишется для сокращения Ваших ожиданий, незаконно расширяемых Вашею добротою.

Вот Вам и доказательство моей многоопытности. Обоих Ваших вопросов я не умею решить определительно.

Первый вопрос — можно ли переменить духовника? Кабинетно отвечаю: кто же вяжет? Дело это — дело совести; пред кем раскрывается душа –– к тому и иди всяк. Видите, какое скорое и гладкое решение! А на деле может быть встретятся препятствия, тоже совестные, и не малые. Не перепрыгнешь, как ни разбегайся. Духовник многолетний брошен. Ведь этого не утаишь?! А заметивши, он почувствует, что его бьют по ланитам. Чья совесть потерпит это? Стало быть, и о перемене нечего помышлять.

Спрашивается: как же быть? Другой слаще говорит и душа к нему льнет. Вот этого-то я и не умею решить. Разве вот как? Отделить духовника от советника. Тот, кто получше говорит, пусть будет советник; а духовник –– духовником. Сами извольте это дело порешить.

Второй вопрос — о смущаемой хульными помыслами. Как ей быть?! Дайте ей прочитать св. Димитрия Ростовского об этом предмете. Потом сами с нею прочитайте сию статью. Напирать надо паче на то, что это вражьи помыслы, — и не вменяются, когда не приемлются. Довести ее до воодушевления не принимать, а с гневом отвергать, бросая их обратно в лицо врагу… и плевать можно с бранными словами врагу… на его голову слагая те помыслы... К Господу же всегда говорить: не хочу, не хочу, не хочу — этих помыслов... Извольте хорошенько ей разъяснить, что помыслы не вменяются, пока не приемлются, и что она тут невиновата. Пусть она потрудится над этим, — и поймет черту разделения между вменением и невменением помыслов. Больше этого не умею, что сказать. Это в придаток к тому, что Вы ей говорите… терпи. Терпи и Богу молись, и сама не плошай. Так вся жизнь!

Вот Вам и решения не решающие. Затем благослови Вас Господи! Помолитесь о моем всеокаянстве. Еп. Феофан».

ДЧ. 1897. Ч. 1. С. 768–769; Собрание писем. Вып. IV. С. 246–248.

 

5 апреля 1882. Письмо епископа Феофана к протоиерею Иоанну Виноградову.

«Милость Божия буди с Вами! Достопоч. о. протоиерей!

Христос воскресе! Ваше письмо пришло в конце Светлой недели; а ответить Вам пришлось уж вот когда.

Идти ли с мужем на поселенье той, которая о сем спрашивала? Закон разрешает ее от следования с мужем, но и не следовать не обязывает. Выходит, она свободна поступить и так, и так. Греха не будет, если и не пойдет с ним. Как вопрос ее в том и состоит, что не будет ли греха, то так и можно ответить. Если она желает знать, нет ли воли Божией, чтобы она шла с мужем, то на это кто из нас может ответить определенно? Если бы знаемо было порядком, — что этот муж для жены и прочие соприкосновенности к делу, то можно бы вывести из всего некую вероятность. Но как это неведомо, то и браться нечего… особенно, когда не вероятность требуется, а решительное указание.

Относительно перемены духовника я не разобрал, кто есть духовник для всего благочиния по выбору: холодный или горячий? Мне прежде думалось, что холодный есть выбранный; а последнее Ваше письмо наводит на мысль, что это горячий. Если так есть, то Вам нечего было с самого начала медлить… а как только состоялся выбор, так от одного отстать, а к другому пристать без всяких объяснений, ибо общий порядок того требовал.

Но если холодный — выбранный, то делайте, как решили...

Различать надо — простое пересказание всего бывшего на душе, — что в монастырях — откровение помыслов и исповедь таинственную. Последняя требуется, когда что совесть тяготит. Предметно это определить нельзя: дело очень субъективное. Все прочее можно только пересказывать и совещаться… У св. Димитрия на это повседневная исповедь… и в молитвах на сон — есть подобное. — Впрочем, получать таинственное разрешение всегда для души лучше.

Мысли блуждающие неопределенно нечего пересказывать, да и возможности нет. — Мысли, на которых останавливалось внимание, тоже можно не пересказывать, смотря по предметам. Особого обсуждения требуют мысли, чувства коснувшиеся, — еще более, — вызвавшие сочувствие, — и еще более — те, которые пошевелят и согласие… Последние два случая стоят в преддверии к грешности и значат только, что душа нечиста… Грешность начинается с изречения согласия. Когда в согласии дан решительный отказ, грешность пресечена… а нечистота осталась… о чем и следует потолковать с горячим.

С раздражительностью бороться надо. Первый шаг — не поддаваться… стиснуть зубы и отойти... Всякий раз молиться до слез… можно жгутом по плечам. Смилуется Бог –– и исцелит. Такая раздражительность темпераменту принадлежит, — и уничтожиться может лишь претворением, — а это Божие дело. Но Бог не станет делать, пока не увидит болезненного труда собственно нашего.

Спасайтесь! Молите Бога о мне! Ваш богомол Е. Ф.».

ДЧ. 1897. Ч. 2. С. 177–178; Собрание писем. Вып. IV. С. 248–250.

 

9 сентября 1883. Письмо епископа Феофана к протоиерею Иоанну Виноградову.

«Милость Божия буди с Вами, достопочтен. о. протоиерей!

Вполне разделяю горесть Вашу о N. Господь да пошлет Вам всякое утешение. Молитесь Господу, — а, между тем, и сами ройтесь в тех источниках, где чаете обрести утешение.

Вы уже знаете их — и роетесь. Продолжайте с терпением… и обретете, — ибо всякий, ищущий с терпением и верою, обретает… если не всегда то, чего желает, то всегда то, что благоволит Бог во благо ему.

В горестях благо скрыто под скорбью сердца; — от того не ощущается и не видится, — хотя есть не думательно, а действительно. И у Вас теперь оно есть и действует, как в N, так и в Вас. Благодушествуйте же, смиренно веруя, что так есть и для Вас, хоть не видно.

Вы чего желали бы N — временного благополучия или вечного спасения? — Трудно Вам выбирать. Скорее остановитесь на: того и другого. Но если первого нельзя совместить с последним, то, конечно, не задумавшись, изберете сие последнее, отказавшись от первого.

Так вот и положите в уме своем и в сердце своем, — что для N, по течению событий жизни Вашей и ее, которых Вы не видите и не знаете, необходимо было пресечь вкушение благ видимых — на время или навсегда. И Господь так устроил. Устроив или попустив ей тяжкую болезнь, Он прикрыл ее тем от всего, что могло нехорошо действовать на ее настроение. Пройдут опасности — здравие возвратится. Не пройдут — так останется[10].

Всяко опасаться за ее вечное спасение Вы не имеете резонов. — Судя по указанным Вами ее занятиям, ее настроение душевное было хорошее. Теперь она в состоянии болезненном. След., перейдет ко Господу, или теперь стоит пред Господом, такая, какою застала ее болезнь. — Такова и участь ее вечная. — Умножится она Вашими благодушными терпением и верою и Вашим преданием ее в десницу Божию. — Я же, сверх того, держусь той мысли, что тогда как душа расстраивается по причине расстройства ее органа — тела, дух остается цел, — и он зреет там глубже сознания все более и более, в том направлении, в каком застало его расстройство то.

Так, — вызовите благую веру в благодетельное о том промышление Божие… и ею отревайте всякие припадки скорби, возмущающие ум и сердце.

Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан».

ДЧ. 1897. Ч. 2. С. 458–459; Собрание писем. Вып. IV. С. 250–251.

 

6 января 1884. Письмо епископа Феофана к протоиерею Иоанну Виноградову.

«Ваше высокоблагословение, Достопочтеннейший о. протоиерей!

Приношу благодарность за поздравление и благожелания. Поздравляю и Вас и с праздником, и с новым годом. Да пошлет Вам Господь в сие лето утешение — чаемое. — Но мысли Божии от наших, как небо от земли! — Буди убо Его святая воля.

Помолитесь о моем всеокаянстве. — Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан».

ДЧ. 1897. Ч. 2. С. 459; Собрание писем. Вып. IV. С. 251–252.

  

13 января 1885. Письмо епископа Феофана к протоиерею Иоанну Виноградову.

«Милость Божия буди с Вами, Достопочтеннейший о. протоиерей!

С новым годом!

Благодарствую за поздравление и благожелания. Примите и от меня полные Вам благожелания. Вижу там и там труды Ваши. Господь да благословит их и да укрепит силы Ваши на большее и большее делание дел Божиих.

Ваша N, верно, теперь уже вполне утвердилась в своем восстановленном здоровье. Да укрепит ее Господь!

Прошу Ваших св. молитв! Ваш богомолец Е. Феофан.

Прошу извинения, что не ответил на предшествовавшее письмо. Виноват, леностию обложен».

ДЧ. 1897. Ч. 2. С. 460; Собрание писем. Вып. IV. С. 252.


22 апреля 1885. Письмо епископа Феофана к протоиерею Иоанну Виноградову.

«Милость Божия буди с Вами! Достопочтен. о. протоиерей!

Христос воскресе! Приветствую и я Вас! Господь да утешит Вас и да вразумит в том, о чем Вы писали.

Вы скорбите… Это в порядке вещей. Господь в Гефсиманском саду — это первосвященник, страждущий за грехи всего мира. Сей скорби и туги делается причастным и священник, принимая грехи своего прихода и сторонних, приходящих к нему. Таково уж его назначение. Потому о том, что скорбите, не скорбите. Это неизбежно, и не вне должного.

Другое дело — положение того семейства. — Вы добре сделали, посоветовав — не налегать укором. Этим ничего не успеешь. С совестью уж он управился. Привод этой — конец долгой борьбы, в которой он остался побежденным. Однако ж, мне думается, что дело не останется так до конца. Она надоест ему, и он ее прогонит. Он охладеет к ней, тут совесть опять подымет бунт. И, может быть, возьмет свое.

Этою надеждою пусть воодушевляются страждущие, присоединяя к ней усиленную молитву. Тут, конечно, враг вмешался, а его ничем не отгонишь, как молитвою.

Утешение себе черпать научите их из той мысли, что они, терпя, делаются причастницами венца мученического. Лот был мученик, потому что, как уверяет апостол, мучился душою, смотря на беззаконные дела горожан своих[11]. Таково и этих страждущих положение.

Пусть и на это горе смотрят, как на всякое другое несчастье, — смерти, болезни, гонения, пожары. Бог попущает, искушая их терпение. А того смиряет Господь. Теперь он гордынею обуян; но когда пройдет туман и он оглянется на то, что нагородил, будет видеть себя самым униженным. — Верно, он горд… и потребовалось такое срамное врачевство.

Внушите также им…, что главная наша забота — спасение души своей. Мешает ли безобразие того содеванию сего спасения? — Никак. Если взглянут с разумом на дело, увидят, что его можно обратить в пособие ко спасению. Пусть отчуждятся на время от чувства неприятности такого поведения, — и остановятся на том, что это их делу может не мешать, пусть делают его, смиренно молясь о том.

Трудно! — Что есть без труда?! Труднее всех жене. — Но за то и награда будет ей больше, — если благодушно перенесет сие горе.

Господь да утешит сердца их и преисполнит покоем.

Благослови Вас Господи! Прошу Ваших св. молитв о моем всеокаянстве.

Ваш богомолец Е. Феофан».

ДЧ. 1897. Ч. 3. С. 97–98; Собрание писем. Вып. IV. С. 252–253.

 

24 июня 1887. Письмо епископа Феофана к протоиерею Иоанну Виноградову.

«Милость Божия буди с Вами! Достопочтенный о. Протоиерей!

Большую приношу Вам благодарность за указание писавшего рецензию на Евангельскую историю[12]. И я не худо сделал, не дав ему отповеди. Юная, горячая, самоуверенная голова не захотела бы послушать, как бы ни очевидны были указания его ошибок. Он такой поднял бы крик, что святых вон неси. Подумалось было к нему написать с приглашением покаяться публично, т. е. напечатать, что то и то у него сказано неверно по недосмотру; но оставляю и это. — Дело лучше само за себя говорит. Могу жаловаться на общество, зачем оно положило на печать такие неосновательные суждения. А они никуда не гожи.

О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного... Но мера в месяц однажды или два раза — самая мерная...

В даянии запасных частиц в путь шествующей тоже ничего не вижу грешного. Бывало прежде в употреблении, и теперь может быть. Отменено не по неуместности дела, а по некиим злоупотреблениям. Когда не предполагаются злоупотребления, можно дать место древнему обычаю.

Правило, о коем говорите, точно к другому случаю относится.

Мне думается, Вам можно бы не посоветовать — обращаться с вопросом к другим, когда он решен Вами фактически.

Вы — на покой по одной части... Благослови Господи Вам и покоиться во славу Божию.

Прошу молитв о моем всеокаянстве. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан».

ДЧ. 1897. Ч. 3. С. 98–99; Собрание писем. Вып. IV. С. 254–255.

 

19 января 1889. Письмо епископа Феофана к протоиерею Иоанну Виноградову.

«Милость Божия буди с Вами! Достопочтеннейший о. Протоиерей!

Приношу благодарность Вам за поздравление и благожелания. Желаю и Вам всего хорошего, чтоб радовались души Ваши и благодарили Господа.

Вы, кажется, на новом месте[13]. Если да, — и оно удовлетворительнее прежнего… поздравляю и желаю пожить Вам на нем здорово и счастливо.

Неужели не нашлось у Вас там никакой новости, которую услышать была бы достойна Выша?!

А что Ваша N. N.? Кажется, Вы намекали когда-то, что для нее выступал на среду нареченный... Если состоялось дело, желаю счастья. Благослови ее Господи… А если нет, да даст Бог ей найти предел жизни иною дорогою.

У меня все по-старому… Один глаз не служит уж давно, и другой гонится за ним, но еще служит.

Лености моей я одолжен тем, что до сих пор не кончил Добротолюбия. Идет, впрочем, уже последний том, но это не третий, а пятый.

Здоровье мое исправно. Прошу Ваших св. молитв.

Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.

P. S. Мне всегда стыдно бывает надписывать только И… Вин[14]… Напишите, как Вас по батюшке».

ДЧ. 1897. Ч. 3. С. 99–100; Собрание писем. Вып. IV. С. 255–256.

 




[1] Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 4. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1899. С. 246–256)

[2] Письма святителя Феофана // ДЧ. 1897. Ч. 1. С. 768–769; ДЧ. 1897. Ч. 2. С. 177–178, 458–460; ДЧ. 1897. Ч. 3. С. 97–100.

[3] Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 4. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1899. С. 256

[4] Виноградов Иван Григорьевич (1826–1891), протоиерей, проповедник, миссионер, духовный писатель; первым в Москве ввел в практику публичные беседы со старообрядцами; за ученые труды был избран почетным членом МДА (1898), хотя не имел академического образования. Родился в семье псаломщика Григория Ивановича Виноградова в погосте Усмерск Московской губ. Бронницкого уезда. В 1848 г. окончил Вифанскую ДС и был рукоположен во священника. С 1848 по 1849 г. служил в Успенском соборе в Коломне; с 1849 г. переведен в Спасо-Преображенскую церковь; преподавал греческий и латинский язык в Коломенской ДС. С 1857 г. служил в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Малых Лужниках в Москве; с 1861 г. –– в храме Параскевы Пятницы в Охотном ряду. В 1872–1876 гг. –– член совета противораскольнического братства св. Петра Митрополита. В 1881 г. возведен в сан протоиерея. С 1 мая 1888 г. по 17 июля 1901 г. служил в Сергиевской церкови в Рогожской слободе.

[5] Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 4. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1899. С. 246.

[6] Там же. С. 255.

[7] Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 8. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1901. С. 84.

[8] Мф. 7, 7.

[9] Мф. 5, 42.

[10] По милости Божией и за молитвы святителя, N выздоровела. –– Примеч. в журн. ДЧ.

[11] См. Быт., гл. 13.

[12] Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами святых евангелистов. М.: Тип. И. Ефимова, 1885.

[13] С 1 мая 1888 г. переведен в Сергиевскую церковь, что в Рогожской слободе.

[14] Протоиерей Иоанн Григорьевич Виноградов.