Иеромонах Ириней (Пиковский): Разрешение недоумений при чтении притчи "О неправедном приставнике" (Лк. 16:1-13) по святителю Феофану Затворнику


Аннотация. Сочинение святителя Феофана Затворника о «Разрешении недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике» (Лк. 16:1–13) можно отнести к первым самостоятельным трудам русских библеистов ХIХ века. Автор настоящей статьи проводит сравнительный анализ методологии исследования Вышенского Затворника и таких толкователей ХХ века, как Клайн Снодграсс. С этой целью, прежде всего, дается характеристика жанра притч и определяются принципы, которым должен следовать современный ученый-библеист. Как показывает проведенное исследование, подход святителя Феофана вполне соответствует тем принципам, на которых строится современная экзегеза. Но в тех частях притч, где текст изначально многозначный, экзегетические выводы Феофана и его иностранных коллег могут значительно отличаться. Феофана Затворника не столько интересует культурный контекст притчи, сколько применение в жизни той ключевой богословской идеи, которая была заложена в притчу ее Божественным автором.

Ключевые слова: Библия, Евангелие, о неправедном приставнике притча, экзегеза, толкование, Феофан Затворник.

Текст статьи