Бухович Евгений Викторович, старший преподаватель кафедры философии Кубанского гос. университета, преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин ЕкДС. Проблема соотношения веры и знания в творчестве святителя Феофана


Проблематикой статьи является прояснение концептов веры, знания и их возможного соотношения в творчестве святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Очень показательным будет рассмотрение каждого из них сквозь призму жизни христианина, которая «характеризуется верою» [1]. Здесь вера рассматривается как событие Евангельское, происходящее от нищеты духовной – «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).

Наиболее значимым следствием веры, ее плодом и основанием всех ее «спасительных действий … есть оправдание» [2]. – Здесь идет речь уже о том, что вышенский затворник характеризует как «живейшее личное убеждение, что Господь, как всех, так и меня спас, как со всех снял проклятие, так и с меня, как всех есть Живот, так и мой. <…> ибо от нее возрождается в сердце действительное ощущение спасения в Господе, чувство свободы от проклятия и гнева Божия, сознание собственного примирения с Богом в Господе Иисусе Христе» [3].

В «Мыслях на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия», вера несколько раз характеризуется святителем Феофаном как действие/деяние бесконечно простое: «Спорит простота веры с лукавым неверием» [4]; «Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни» [5], – так начинаются соответствующие рассуждения; а в завершении: «Простота веры сильнее умствований; облекись в нее, как в броню, и устоишь» [6].

Но вере «предшествует познание Господа нашего Иисуса Христа, или познание устроения спасения в Нем, то, чего просил апостол ефесеям: яко уведети (Еф. 1, 18)» [7]. Вера, согласно мысли святителя, может и должна основываться на знании предмета веры («Такое познание есть необходимое условие к рождению веры, или точка, с которой начинается ее образование, ибо как веровать, не зная предмета веры?»[8]). При этом, для «жаждущего спасения это познание сопровождается услаждением, занимает всего его» [9].

Таким образом, знание – как познание Бога – имеет, несомненно, положительный характер. При этом вера ведет человека еще глубже: «Но не в сем еще вера. За познанием, искренно принятым, следует сердечное убеждение в истине Евангелия, или в том, что спасение рода человеческого действительно устроилось так, как проповедуется, и что основания спасению людей иного нет и не может быть, как в Господе Иисусе Христе»[10]; более того, такое «сердечное убеждение составляет отличительное свойство веры»[11]. – И далее: «Многие знают умом домостроительство спасения, но не у всех их есть вера»[12].

Но знание может быть и принципиально иным. «Коль скоро где строится теория или воззрение и потом подгоняются под них места Писания (об отеческих уже не говорим), то тут немецкая замашка, готовность подчинять Божеское человеческому. – Понятно, что святитель Феофан критикует не немецкую культуру, а чрезмерную, гипертрофированную рациональность. – Далее – где нет простоты мысли и слова, а какие-то мудреные сплетения речений и понятий, так что ума не приложишь, о чем идет дело, то знайте, что здесь немецкий склад ума, не предвещающий ничего доброго. Истина православная проста, ясна, понятна даже для детей»[13]. Применяя мысль преподобного Исаака Сирина, святитель Феофан отождествляет человеческое знание и ведение. В «Созерцании и размышлении» он приводит следующее место из 25 слова преподобного отца: «Ведение, – говорит святой Исаак Сирианин, – противно вере. Вера во всем, что к ней относится, разрывает узы законов ведения. Ведение не имеет сил делать что-либо без разъяснения и исследования – возможно ли быть тому, о чем помышляешь и чего хочешь. А вера требует одного чистого и простого образа мыслей, далекого от всякого ухищрения и изыскания способов»[14].

И святитель Феофан пишет: «Говорят, знание яснее, а вера примрачна. А на деле выходит не так: для веры все светло, для знания все тьма. О духовной жизни и говорить уж нечего: тут для знания все темно, от начала до конца. И в общем-то течении жизни только вера ясно все видит, а знание распложает лишь вопросы, не решая их»[15].

В заключении отметим, что вера и знание Бога находятся в единстве: «когда ум поймет, что такое строение духовного мира, когда напечатлеет его в сознании, или затворится в нем сознанием и будет стоять в нем исходно»[16]. А для этого, по слову святого Исаака Сирина, которое приводит святитель: «Старайся войти в храмину, находящуюся внутри тебя, и увидишь храмину небесную»[17]. – Вот «зрение другого мира»[18], вот евангельские нищета духовная и смирение.

 

Список источников

1.                 Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. СПб., 2014.

2.                 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005.

3.                 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 1899.

4.                 Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М., 2003.

 




[1]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. С. 14.


[2] Там же. С. 86.


[3] Там же. С. 85.


[4] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. СПб., 2014. Неделя о слепорожденном. С. 91.


[5] Там же. Пятница 29-й недели по Пятидесятнице. С. 272.


[6] Там же. С. 273.


[7] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. С. 84.


[8] Там же.


[9] Там же.


[10] Там же.


[11] Там же.


[12] Там же.


[13] Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М., 2003. С. 49–50.


[14] Там же. С. 71–72.


[15] Там же. С. 71.


[16] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 1899. С. 211.


[17] Там же. С. 210.


[18] Там же.