Абрамов Александр Вячеславович, заведующий кафедрой Богословия и библеистики Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии . Золотое правило нравственности и естественный нравственный закон в учении святителя Феофана Затворника


В данной статье мы рассмотрим учение о золотом правиле нравственности (морали) в учении святителя Феофана Затворника. Хотя само понятие «золотого правила» вошло в обиход в моральной философии только в конце XVIII в., его основания в межчеловеческих взаимоотношениях имеет древнюю историю в различных культурах и религиях. Для христиан это учение важно еще и тем, что оно было провозглашено Господом Иисусом Христом (Мф. 7, 12; Лк. 6, 31) как общечеловеческий принцип, которым нужно руководствоваться в своих поступках по отношению к другим людям. Естественный нравственный закон также является всеобщим и находит свое выражение в учении апостола Павла (Рим. 2, 14–15), а в святоотеческой экзегезе в творениях такого выдающегося святителя как Феофан Затворник.

Как отмечают специалисты по этике, для новозаветного учения в целом было характерна традиция отождествления золотого правила нравственности с заповедью любви, которое «распространяется на все случаи жизни, на любые отношения»[1]. В этом отношении обращение к золотому правилу как проявление заповеди любви у святителя Феофана Затворника является следствием этой культурной традиции.

В его учении взаимосвязь заповеди любви с золотым правилом нравственности проявляется в выражении совершенного сочувствия с другими людьми «чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют» [2].

Золотое правило нравственности (морали) – принцип, которым руководствуется человечество уже на протяжении последних нескольких тысячелетий. Он имеет негативную и позитивную формулировки гласящие: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Исследователями золотого правила нравственности (морали) в Библии насчитывается трижды его упоминания: в книге Товита (Тов. 4, 15) в отрицательной формулировке, в Евангелии от Луки (Лк. 6, 31) и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея» (Мф. 7, 12): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» [3].

У Феофана Затворника своеобразное воспроизведение золотого правила нравственности в своей позитивной формулировке нашло выражение в следующем высказывании «Переноси на себя состояние твоего брата, – и чего бы ты пожелал себе, находясь в подобном положении, то сделай для него без отказа…» [4]. А в негативной формулировке золотое правило отразилось в его учении о «чистой совести». Согласно его учению, «к иным людям хранить совесть свою чистою, значит, не делать им ничего, чего не хочешь, чтоб они делали тебе…»[5]

Его учение о золотом правиле нравственности во многом близко дефинициям категорического императива в этике Канта, который сформулировал одну из своих трактовок принципа категорического императива следующим образом: относись к человеку как к цели и никогда как к средству[6].

Свое учение о естественном нравственном законе святитель Феофан Затворник в наиболее развитом виде выразил в своем толковании послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2, 14–15). Одним из признаков святитель Феофан Затворник видел в общности закона, устного или писанного, который сам по себе признают хорошим не только христиане, но и язычники, хотя его велениям, как те, так и другие не всегда следуют.

Тем не менее, он выступает одним из руководящих принципов в нравственной жизни, который заложен в человеке на подсознательном уровне, что в очередной раз подтверждает факт всеобщности морали. Феофан Затворник это высказывание апостола Павла поясняет следующим образом: язычник творит законное действие, без особого на то свыше руководства, своими естественными силами, которые у него имеются от природы. «Этими силами и узнают законное, и решаются на него и творят его, сохраняя полную свободу следовать ему или не следовать» [7].

По качеству же своему ментальный закон столько же непреложен, как и закон писанный, который у всех одинаков, и для всех обязателен, поскольку естество, означающее природу или сущность человека у всех неизменно и едино[8]. А потому и человек «действующий не по естеству разрушает естество»[9]. Дело законное делают и язычники, так как «всегда первое внушение на добро исходит из сердца»[10].

Это означает, что «всякое дело законное является написанным в сердце и у язычника»[11]. В этой метафоре заложен смысл, согласно которому, то, что требуется законом Моисеевым, написанным на каменных скрижалях, у язычника, начертано в его сердце[12].

Однако у принявших «писаный закон», или «откровение», по мысли святителя Феофана, он и полнее, и определеннее, чем у первых. С этим он связывает аскетическое учение об отрицательном действии страстей, когда в человеке нарушена трихотомическая модель и в нем «восстает душевно-телесное самоугодие»[13], когда и душа с телом не подчиняются духу. Поэтому, несмотря на то, что такой человек хоть и стремится к добру, но практически осуществить его ему в большинстве случаев в полной мере так и не удается.

П.А. Смирнов отмечает, что, размышляя над словами апостола Павла о естественном нравственном законе, Феофан Затворник констатирует, что совесть сочувствует добрым поступкам. Но на принятия решения влияет еще и другие элементы сознания человека, которые влекут его к эгоцентрическим мотивам. Поэтому между ними идет борьба, а окончательный выбор остается за свободой воли человека, которая чаще склоняется не в лучшую сторону [14]. Так, например, жестокость, может быть естественной, но она и противоестественна, так как, нарушает естественный закон, заложенный в человеке [15].

В учении Феофана Затворника не отмечено четкого разграничения совести и естественного нравственного закона, но из его смыслового контекста можно сделать заключение, что они у него взаимно дополняют друг друга. В то время, как в некоторых исследованиях светской этической мысли эти понятия принято разводить, подразумевая под естественным нравственным законом определенные моральные нормы, а совесть рассматривать как внутренний механизм самоконтроля за выполнением данной нормы [16].

Исторически само понимание совести не было повсеместным культурным явлением в его традиционном христианизированном понимании. Так, например, в античной культуре Древней Греции, по мнению В.Н. Ярхо, не придавалось особого нравственного значения понятию совести, и его место занимала стыдливость. Он отмечает, что, хотя чувство стыда близкое к совести, однако, все же не совпадает с ним. Стыд предполагает в первую очередь внешнюю оценку, в то время как совесть предполагает оценку изнутри [17]. В древнегреческой культуре «человек стыдится своих действий, ставших всем известными и навлекших на него позор. Совесть, напротив, предполагает самооценку героя, не зависящую от осведомленности окружающих о его поступках»[18]. Таким образом, при исследовании феномена совести в его сопоставлении с естественно-нравственным законом, нужно учитывать историко-культурный контекст, и инвариантность подходов, как со стороны светской, так и со стороны религиозной этической мысли.




[1] Апресян Р.Г. Генезис золотого правила // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 47.


[2] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М.: «Отчий дом», 2008. С. 228.


[3] Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988. С. 109.


[4] Феофан Затворник, свт. О православии с предостережением от погрешений против него. Троице-Сергиева Лавра, 1995. С. 164.


[5] Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. М.: «Отчий дом», 2008. С. 406.


[6] См.: Кант И. Основоположения метафизики нравов. Соч. в 8т. М.: Чаро, 1994. Т. 4. С. 205.


[7] Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к римлянам (главы 18). М.: Правило веры, 2006. С. 209.


[8]См.: Дьяченко Г., свящ. Полный церковнославянский словарь. М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1993. С 177.


[9] Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к римлянам (главы 1–8). М.: Правило веры, 2006. С. 209.


[10] Там же. С. 210–211.


[11] Там же. С. 211.


[12] Толковая Библия, или комментарии на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 7 т. / Под ред. А.П. Лопухина. М.: ДАРЪ, 2009. Т. VII. С. 470.


[13] Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к римлянам (главы 1–8). М.: Правило веры, 2006. С. 566.


[14] См.: Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. М.: Синтагма, 2008. С. 349–350.


[15] См.: Зеньковский В.В. Основы христианской философии / Христианская философия. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 200.


[16] См.: Матвеев П.Е. Естественный нравственный закон // Человек. 2015. № 2. С. 75.


[17] См.: Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? К изображению человека в аттической трагедии // Античность и современность. М.: Наука, 1972. С. 260.


[18] Там же. С. 262.