Научный семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского». 26 января 2013 года 25.01.2013

Научный семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского». 26 января 2013 года










26 января в Издательском Совете Русской Православной Церкви, в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника». 

Семинар проводится на регулярной основе с июня 2011 года. На форум собрались профессора, преподаватели и студенты из 17 духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви, а также светских вузов и академических институтов России – богословы, историки, филологи, философы, психологи, педагоги, специализирующиеся в области изучения жизни, деятельности и духовного наследия Вышенского Затворника. 

Возглавил семинар Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент. Почетным гостем семинара стал епископ Скопинский и Шацкий Владимир. 

22.jpg

  13.jpg

На семинар были приглашены 16 специалистов и 39 учащихся. Среди его гостей и участников – настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан), заведующий библиотекой и архивом Московской Духовной Академии игумен Дионисий (Шленов), преподаватель МДА иеромонах Феоктист (Игумнов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина игумен Лука (Степанов), преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии архимандрит Зосима (Шевчук), проректор Тамбовской духовной семинарии по учебной работе иерей Виктор Лисюнин, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии М. В. Легеев, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии В. Н. Духанин, заместитель Председателя Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, профессор М. И. Щербакова, профессор МПГУ Е. В. Николаева, преподаватели и студенты Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Минской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Сретенской, Николо-Угрешской семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Отделения теологии Рязанского государственного университета, Курского государственного университета и Арзамасского государственного университета. 

Перед началом работы семинара в домовом храме Издательского Совета Русской Православной Церкви, освященном в честь преподобного Иосифа Волоцкого, был отслужен молебен святителю Феофану, Затворнику Вышенскому, который совершил сотрудник Издательского Совета иерей Александр Ильюхов. За богослужением молились Его Высокопреосвященство митрополит Калужский и Боровский Климент и Его Преосвященство епископ Скопинский и Шацкий Владимир. 
 
02.jpg

03.jpg

04.jpg

05.jpg

07.jpg

09.jpg

10.jpg

11.jpg

Семинар открылся пленарным заседанием, прошедшем в Большом актовом зале Издательского Совета, на котором с обстоятельным докладом выступил Председатель семинара, митрополит Калужский и Боровский Климент. 

В своем слове Владыка Митрополит рассказал об основных принципах и подходах к изучению богословского наследия святителя Феофана, которые были выработаны в ходе предыдущих сессий семинара, отметил важность постоянно действующего Феофановского семинара для возрождения русской патристики в целом и в особенности в плане преподавания этого предмета в духовных школах, рассказал о процессе обучения участвующих в семинаре студентов, дал развернутую оценку работы семинара в 2011 и 2012 годах, отметив его сильные и слабые стороны, обозначил приоритетные направления, цели и задачи предстоящего форума, а также всей научной и учебной работы в рамках семинара. В числе главных задач семинара, отмеченных митрополитом Климентом - подготовка будущих патрологов, догматистов, историков, филологов (в первую очередь, текстологов), православных философов и психологов, искусствоведов, культурологов к предстоящим Феофановским исследованиям, проводящихся в рамках подготовки первого научного издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника в 40 томах. В этом плане приоритетным направлением является их вовлеченность в дальнейшем в работу над комментарием и научно-справочным аппаратом издания. 

Председателю семинара был предоставлен доклад митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия «Нравственные поучения святителя Феофана Затворника Тамбовской пастве в 1859-1860 годах», который Высокопреосвященный автор посвятил подробному разбору и анализу «Слов к Тамбовской пастве» епископа Феофана, сказанных в первые годы его служения на Тамбовской кафедре. 

Выступление игумена Дионисия (Шленова) было посвящено различным аспектам изучения перевода «Добротолюбия», который стал одним из главных трудов святителя Феофана. Докладчик рассказал о новооткрытых автографах «Добротолюбия», обозначил перед участниками семинара проблемы, связанные с расхождением между этими рукописями и опубликованными текстами, а также греческим оригиналом, дал краткое руководство, а также ряд рекомендаций для студентов по исследованию рукописного текста «Добротолюбия», а также по различным вопросам изучения аскетики святителя Феофана, связанным с его работой над переводом этого святоотеческого сборника. 

Далее работа семинара продолжилась по секциям. В рамках секции «Богословие и пастырское служение святителя Феофана Затворника», прошедшей в актовом зале Издательского Совета, с докладами выступили: член Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Е. В. Николаева, рассказавшая об идейно-содержательной связи проповедей святителя Феофана с произведениями русских писателей консервативного направления второй половины XIX века (прежде всего, с произведениями Ф. М. Достоевского) и показавшая эту связь на конкретных примерах; игумен Лука (Степанов), остановившийся на анализе принципов пастырского служения святителя Феофана; иеромонах Феоктист (Игумнов), выступление которого было посвящено сравнению учения о молитве в «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца и ее русском переводе, сделанном святителем Феофаном; архимандрит Зосима (Шевчук) с докладом на тему «Святитель Феофан Затворник – выдающийся православный мыслитель XIX века», М. В. Легеев, рассказавший о двух подходах к вопросу о восстановлении человеческой природы у святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова). 

Во второй половине дня первую секцию семинара возглавил епископ Скопинский и Шацкий Владимир, выступивший с приветственным словом, в котором он особо отметил значение жизни и трудов святителя Феофана для Русской Церкви в наши дни. Затем выступили: преподаватель Рязанской духовной семинарии иерей Павел Коньков, рассказавший о методах публикации трудов святителя Феофана в современном медиасообществе; М. И. Щербакова - с развернутым докладом, посвященным датировке, как одной из проблем научной публикации писем святителя; преподаватель Арзамасского государственного педагогического института Н. Е. Титкова, рассказавшая о стилевом своеобразии эпистолярных произведений святителя Феофана и святителя Игнатия (Брянчанинова); эксперт Научно-редакционного совета Е. В. Никольский, посвятивший свой доклад разбору критики святителем Феофаном спиритизма; иерей Виктор Лисюнин, рассмотревший в своем докладе традиции духовного образования на Тамбовской земле и связанное с этими традициями почитание святителя Феофана Затворника. 

Завершающее заседание первой секции возглавил игумен Лука (Степанов). В ходе заседания выступили: В. Н. Духанин, подробно проанализировавший полемику святителя Феофана со святителем Игнатием о природе души и ангелов; иерей Павел Нейгум (Рязанская митрополия), доклад которого был посвящен значению трудов святителя Феофана в деле духовно-нравственного воспитания современной молодежи; архитектор И. Ю. Позднякова, рассказ которой о соборном комплексе Вышенской пустыни сопровождался демонстрацией слайд-презентации; преподаватель Курского государственного университета А. Б. Хохлова, посвятившая свое выступление богословско-педагогическим творениям святителя Феофана; преподаватель Арзамасского государственного университета О. В. Боченкова – с докладом на тему «Фразеологизмы в творении святителя Феофана Затворника “Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?”»; летчик-космонавт, полковник В. В. Петров, рассказавший о роли и значении личности и трудов сочинений святителя Феофана Затворника в деле духовного просвещения целого ряда представителей сообщества российских космонавтов. 

Вторая секция семинара, - «Наследие святителя Феофана Затворника как предмет научного изучения» - проходила одновременно с первой в Феофановском кабинете Издательского Совета Русской Православной Церкви. Ведущей на первом заседания секции выступила М. И. Щербакова, посвятившая значительную часть времени подробному разбору и анализу студенческих докладов, прозвучавших в ходе заседания. Во второй половине дня ведущим секции стал архимандрит Зосима (Шевчук), а на завершающем заседании – ответственный секретарь Научно-редакционного совета С. В. Лизунов, прокомментировавший выступления студентов и давший ряд указаний по ведению ими исследовательской работы. Среди наиболее интересных докладов, прозвучавших на этой секции, следует отметить: выступление аспиранта Московской Духовной Академии, магистра богословия В. Попова, рассмотревшего проблемные аспекты мариологии по неизданной переписке ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Феофана (Говорова) с русским католиком князем Н. Б. Голицыным; работы студента Минской Духовной Академии Д. Нецветаева «Учение святителя Феофана о внутреннем человеке», студента Екатеринодарской духовной семинарии А. Кретова «Богослужебный образ святителя Феофана Затворника», студента Санкт-Петербургской духовной академии Д. Вихрова «Уничижение Господа Иисуса Христа. Экзегеза Послания святого апостола Павла (Фил., 2, 6-11) у святителя Феофана с точки зрения современной библеистики», студента Екатеринодарской духовной семинарии Д. Килькеева, посвященный сравнительному анализу герменевтики апостольских Посланий у святителя Феофана Затворника и методов толкования Священного Писания, принятых в современной библеистике, студента Николо-Угрешской духовной семинарии Р. Савчука, проанализировавшего некоторые особенности богословской антропологии святителя, студента Московской духовной семинарии А. Вельмякина, рассказавшего о том, каким представлялся святителю Феофану идеал общественной жизни, студента Сретенской духовной семинарии Я. Матросова, подробно остановившегося на разборе особенностей пастырского руководства святителя Феофана, студентки Отделения теологии РГУ им. С. А. Есенина Е. Павловой, отметившей ряд ценных мыслей, высказанных святителем Феофаном по вопросам воспитания. Всего в рамках секции состоялось 17 студенческих докладов. 

16.jpg

21.jpg

19.jpg

30.jpg

27.jpg

24.jpg

29.jpg

31.jpg

32.jpg

36.jpg

38.jpg

39.jpg

40.jpg

Семинар «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» завершил свою работу принятием итоговой резолюции, состоящей из 12 пунктов. В резолюции сформулированы основные задачи Феофановского семинара на ближайшую перспективу.   
     
Программа семинара «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского»

Итоговая резолюция семинара «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского»

 



ПРИВЕТСТВИЯ И ДОКЛАДЫ

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Слово Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, Председателя Научно-редакционного Совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского митрополита Калужского и Боровского КЛИМЕНТА

Доклад Митрополита Тамбовского и Рассказовского ФЕОДОСИЯ представленный на пленарном заседании семинара "Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского"

Приветственное Слово Епископа Скопинского и Шацкого ВЛАДИМИРА. на пленарном заседаниии семинара"Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского" 


СЕКЦИЯ I. БОГОСЛОВИЕ И ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА. БОЛЬШОЙ АКТОВЫЙ ЗАЛ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Доклад Николаевой Евгении Васильевны, профессора Московского педагогического государственного университета, доктора филологических наук. «Проповеди святителя Феофана: диалог с литературой».

Доклад Иеромонаха Феоктиста (Игумнова), преподавателя Московской Духовной Академии. «Сравнение учения о молитве в “Невидимой брани” преподобного Никодима Святогорца и ее русском переводе святителя Феофана Затворника».  

Доклад Легеева Михаила Викторовича, декана заочного отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии. «Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий (Брянчанинов): акцентация двух подходов к вопросу о восстановлении человеческой природы».

Доклад Титковой Натальи Евгеньевны, преподавателя Арзамасского государственного педагогического института, кандидата филологических наук, доцента. «Стилевое своеобразие эпистолярных произведений святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия Брянчанинова». 

Доклад Архимандрита Зосимы (Шевчука), настоятеля Свято-Георгиевского храма города Владимира, ответственного за духовное окормление молодежи города Владимира Отдела по делам молодежи Владимирской епархии, преподавателя Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, доцента Шуйского государственного педагогического университета. «Святитель Феофан Затворник – выдающийся православный мыслитель XIX века».

Доклад Поздняковой Ирины Юрьевны, ведущего архитектора фирмы «Авангард-проект», кандидата Искусствознания. «Соборный комплекс Вышенской пустыни».  

Доклад Хохловой Анны Борисовны, кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета. «Значение богословско-педагогических творений святителя Феофана Затворника для развития современной педагогической науки».


СЕКЦИЯ II. НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ФЕОФАНОВСКИЙ КАБИНЕТ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (К. 301). 

Доклад Нецветаева Дмитрия, студента III курса Минской Духовной Академии. «Учение святителя Феофана Затворника о внутреннем человеке».

Доклад Кретова Андрея, студента IV курса Екатеринодарской Духовной Семинарии. «Богослужебный образ святителя Феофана Затворника».

Доклад Наумчика Виталия, студента V курса Минской Духовной Семинарии. «Отношение веры и разума в трудах святителя Феофана Затворника». 

Доклад Якунина Дениса, студента III курса Калужской Духовной Семинарии. «Традиции восточной святоотеческой экзегетики в толковании святителя Феофана Затворника на 118 псалом». 

Доклад Килькеева Дениса, студента IV курса Екатеринодарской Духовной Семинарии. «Сравнительный анализ герменевтики апостольских Посланий у святителя Феофана Затворника и методов толкования Нового Завета, принятых в современной западной науке». 

Доклад Абросимова Максима, студента IV курса Калужской Духовной Семинарии. «Отдельные аспекты нравственного богословия святителя Феофана Затворника – на материале толкований на псалмы 1, 2 и 51». 

Доклад Савчука Романа, студента III курса Николо-Угрешской Духовной Семинарии. «Особенности антропологии святителя Феофана Затворника». 

Доклад Вельмякина Анатолия, студента I курса Московской Духовной Семинарии. «Церковь как идеал общества в учении святителя Феофана Затворника».

Доклад Павловой Екатерины, студентки II курса Отделения теологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. «Святитель Феофан о воспитании детей».