Протокол 4

«Утверждаю»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАУЧНО-РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА ПО ИЗДАНИЮ

ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА,

ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО,

МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ  [ПОДПИСЬ] (КЛИМЕНТ)


2 декабря 2010 г.


ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ НАУЧНО-РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА ПО ИЗДАНИЮ

«ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ТВОРЕНИЙ 

СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА, ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО»

Издательский Совет Русской Православной Церкви,

2 декабря 2010 г.


1. Председательствующий — Председатель Научно-редакционного совета по изданию «Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ.  

На заседании присутствовали следующие члены Научно-редакционного совета, а также приглашенные эксперты и   гости:

2. Архиепископ Рязанский и Касимовский ПАВЕЛ, почетный член Научно-редакционного совета по изданию «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника»;

3. О. С. Королева, Советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике;

    4.    Э. Л. Афанасьев, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ РАН);

5. Иерей Алексий Бурцев, патролог и догматист, изучающий творчество святителя Феофана, Затворника Вышенского.

6. И. А. Виноградов, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, член Союза писателей России, ответственный редактор Гоголевской комиссии при Научном совете РАН, доктор филологических наук;

7. Г. Н. Горбатов, ведущий сотрудник Российского государственного архива древних актов (РГАДА);

8. Игумен Евфимий (Моисеев), заместитель Председателя, заместитель Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви;

9. В. Н. Захаров, доктор филологических наук, заместитель директора Российского Гуманитарного Научного Фонда, профессор Петрозаводского государственного университета.

10. В. В. Каширина, научный сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филологических наук;

11. С. В. Лизунов, ответственный секретарь, научный сотрудник сектора аналитики Секретариата тематического планирования Издательского Совета Русской Православной Церкви;

12. А. Е. Лукьянова, секретарь Московского и Санкт-Петербургского генеалогических обществ, исследователь-архивист;

13. Е. В. Николаева, профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ), доктор филологических наук;

14. Н. И. Пак, профессор Калужского государственного университета, доктор филологических наук;  

15. Иеромонах Питирим (Творогов), преподаватель гомилетики Московской Духовной Академии и Семинарии;

16. Т. А. Ровчан, эконом Свято-Успенского Вышенского монастыря; 

17. А. Н. Свирин, старший преподаватель Российской академии образования;

18. Н. И. Соболев, научный секретарь, преподаватель Петрозаводского государственного университета, член текстологической группы ПзГУ.

19. М. И. Щербакова, заместитель Председателя, профессор Института мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ РАН), доктор филологических наук.

20. Л. Д.  Битехтина, заведующая кафедрой общей психологии и психологии личности, профессор, доктор философских наук, заведующая лабораторией «святоотеческой психологии и исследования религий» Российского православного инс   титута св. апостола Иоанна Богослова.

  

 

1. Слушали: Вступительное слово Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви Митрополита Калужского и Боровского Климента.  

Владыка Митрополит отметил, что проект издания «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника» — это большое начинание по исследованию святоотеческой литературы, в особенности, наследия русских святых отцов и подвижников Церкви. Никогда раньше не предпринималось такого комплексного, цельного, всестороннего, глубокого изучения тех трудов, которые вошли в сокровищницу Русской духовной культуры. Это первая такая попытка. Если это дело  будет успешно совершено, оно будет иметь продолжение, потому что  у Русской Православной Церкви много таких личностей, которые внесли большой вклад в развитие богословия, а также в осмысление высшего предназначения человека и задач его земной жизни.

Митрополит Климент особо подчеркнул, что святитель Феофан был не только выдающимся аскетом и богословом, но и выдающимся церковно-государственным деятелем и, кроме того, человеком самых разносторонних познаний: «если мы будем говорить о его вкладе, о его жизни, нам надо будет не только его письменные труды изучить, нам надо будет составить его полное жизнеописание, точное, выверенное, где бы отмечались все моменты жизни. Сам святитель Феофан в своей жизни довольно уникальный человек. Если мы перейдем на современный язык, то это, по тем временам — был развитой, эрудированный, сейчас говорят, «продвинутый» человек. Он служил в посольстве. Он представлял на Ближнем Востоке Русскую Православную Церковь. Он знаком был с культурой Востока и Запада. Он возглавлял здесь учебные заведения, он был знаком с развитием богословской мысли. Его отличали прекрасное образование и знание языков. Он знал и глубоко проникал в духовное наследие Православия. Он стремился восстановить православную духовную письменность по первоисточникам. Он проявил глубокое понимание монашества — когда монах уходит из мира для того, чтобы спасать мир. Он ушел — закрылся в келье своей, но какое громадное влияние его письменные труды оказывали и оказывают на его современников и на наших современников!» 

По мысли Владыки Митрополита, «до нашего времени, до наших современников нужно донести слова святителя Феофана. В нашем обществе сейчас не хватает такого слова — опытного слова старца. Святителя Феофана можно назвать тем старцем, который будет учить тысячи и тысячи людей». 

Сопоставив личности и учение святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополит Климент отметил, что труды святителя Игнатия предназначены для человека более опытного, искушенного в духовном делании. С другой стороны, святитель Феофан говорит для человека, ему современного, который  жил в христианской среде, в христианском окружении, но потерял веру в Бога, который был секулярен по жизни, по ментальности.

Владыка особо отметил, что именно с такой ситуацией мы сталкиваемся сейчас в нашей стране. И несмотря на то, что подавляющее большинство жителей России называют себя православными, если подойти более внимательно, выяснится, что они по имени только христиане, а внутри и глубоко сидит социализм с марксизмом, идея секуляризма, идея жизни без Бога, с опорой только на те блага, которые сам человек может себе создать.  

Все эти обстоятельства делают для нашего времени очень важными труды святителя Феофана Затворника. 

Поблагодарив присутствующего на заседании архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, Владыка Митрополит поделился воспоминаниями о своем пребывании на благословенной Рязанской земле, а также в Свято-Успенском Вышенском монастыре, в келье святителя Феофана Затворника.

Приветствовав участников рабочей группы, Митрополит Климент пожелал им усиленной плодотворной работы.

2. Слушали: Приветственное Слово Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, который отметил несомненную пользу проведения IV Феофановских чтений в Свято-Успенском Вышенском монастыре — для всех членов Научно-редакционного совета и пригласил Владыку Митрополита Климента, а также всех членов совета посетить эту святую обитель. Архиепископ Павел отметил необходимость подготовки и выпуска научного издания полного собрания творений святителя Феофана Затворника не только для подготовленного, воцерковленного читателя, но и для широких слоев современного российского общества.

3. Слушали: Предложение Председателя Научно-редакционного совета митрополита Калужского и Боровского Климента подготовить список членов Совета для их церковного поминовения в храмах и монастырях Рязанской епархии.

Постановили: Поручить составление списка членов Научно-редакционного совета для их церковного поминовения в храмах и монастырях Рязанской епархии ответственному секретарю Совета С. В. Лизунову.

4. Слушали: Выступление заместителя Председателя Научно-редакционного совета, заместителя Председателя Издательского Совета игумена Евфимия (Моисеева), которое было посвящено итогам деятельности Совета в 2010 году и общему ходу работы над подготовкой научного издания «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника». Докладчик отметил, что 2010 год стал временем интенсивного развития проекта подготовки первого научного издания «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника». Наиболее важным событием стало создание —  по благословению  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — Оргкомитета по празднованию 200-летия со дня рождения святителя Феофана Затворника, которое, в соответствии с указанием Его Святейшества, намечено провести на общецерковном уровне. При этом было обращено особое внимание на то, что научное издание творений святителя Феофана станет одной из важнейших задач в ходе подготовки этого празднования, получено Первосвятительское благословение на труды по его подготовке.

Особое значение, которое придается грядущему юбилею святителя, выразилось на примере IV Феофановских чтениях, которые впервые за все время своего проведения приобрели важный церковный статус и имели немалый общественный резонанс.

Игумен Евфимий (Моисеев) подробно остановился на практической деятельности рабочих групп Научно-редакционного совета. Он доложил Совету о том, что в период со 2 октября по 2 декабря 2010 года был сформирован рабочий план, а также развернутый план-проспект научного издания «Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», которое, как запланировано, будет включать в себя около 40 томов (36 томов — произведения; 4 тома — письма святителя Феофана). В октябре 2010 года начата работа над первыми двумя томами издания. Планируется, что в 2010–2011 годах будут подготовлены его первые 6 томов. 

Выступающий также сообщил, что в связи с большим объемом неопубликованных произведений святителя Феофана и общей неисследованностью темы планируется развернуть широкую архивную работу. На сегодняшний день составлен подробный аннотированный список архивных фондов в рамках данной проблематики, который включает в себя описание более 313 фондов 62 государственных, ведомственных, академических архивов, библиотек и музеев Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья. Началась работа в 16 архивохранилищах, упомянутых в этом списке. 

Игумен Евфимий обратил особое внимание на  то, что весьма существенной задачей является составление подробной летописи жизни и творчества святителя Феофана Затворника, которая должна стать основой предстоящего издания, а также материалом для написания обширного жития святителя Феофана. 

Кроме того, докладчик подчеркнул, что важной частью издания должен стать развернутый богословский и историко-литературный комментарий, в котором будет проведен анализ всех творений святителя Феофана Затворника с позиций современной православной богословской науки. Одной из важнейших задач Научно-редакционного совета на сегодняшний день является определения руководителя группы богословского и историко-литературного комментария к данному научному изданию, а также состава этой группы.

Завершая свое выступление, игумен Евфимий обратил особое внимание на  то, что главная цель Научно-редакционного совета — это подготовка и издание основного объема текстов святителя Феофана Затворника — к его 200-летнему юбилею, к 2015 году.  

Отдельно игумен Евфимий сообщил о том, что 26 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских Образовательных чтений состоится заседание секции, посвященной личности и наследию святителя Феофана, Затворника Вышенского. Игумен Евфимий предложил уважаемым членам Научно-редакционного совета определить Председателя данной секции и ответственного секретаря секции, а также самим принять участие в чтениях и выступить на них с докладами.

5. Слушали: Предложение Председателя Научно-редакционного совета митрополита Калужского и Боровского Климента помолиться святителю Феофану Затворнику и пропеть ему тропарь, и в дальнейшем, перед началом заседаний Научно-редакционного совета исполнять тропарь святителю Феофану, а после их завершения — кондак святителю.

Постановили: Принять предложение Председателя Научно-редакционного совета митрополита Калужского и Боровского Климента.


Вслед за этим всеми участниками заседания был единодушно пропет тропарь святителю Феофану, Затворнику Вышенскому.  

6. Слушали: Предложение Председателя Научно-редакционного совета митрополита Калужского и Боровского Климента направить на имя руководителей Санкт-Петербургской и Киевской Духовных Академий, Владимирской, Тамбовской и Рязанской Духовных Семинарий письма с приглашениями представителям этих духовных школ — принять участие в работе секции XIX Международных Рождественских Образовательных чтений, посвященной святителю Феофану Затворнику, и выступить на данной секции с докладами. 

Постановили:

1) Одобрить предложение Председателя Научно-редакционного совета митрополита Калужского и Боровского Климента; 

2) Одобрить общий отчетный доклад Заместителя Председателя Научно-редакционного совета игумена Евфимия (Моисеева);

3) Избрать на должность Председателя секции XIX Международных Рождественских Образовательных чтений, посвященной личности и богословскому наследию святителя Феофана Затворника члена Научно-редакционного совета Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла;

4) Избрать на должность ответственного секретаря Феофановской секции Заместителя Председателя Научно-редакционного совета, кандидата богословия игумена Евфимия (Моисеева);

5) Закрепить следующие темы выступлений на Феофановской секции за докладчиками:

a) «Гомилетическое наследие святителя Феофана Затворника» — иеромонах Питирим (Творогов), преподаватель Московской Духовной Академии;

b) «Систематизация духовного наследия святителя Феофана Затворника. Исторический экскурс и современный опыт» — эксперт Научно-редакционного совета, догматист, патролог, кандидат богословия иерей Алексий Бурцев;

c) «Летопись жизни и творений святителя Феофана Затворника — круг вопросов» — заместитель Председателя Научно-редакционного совета, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, профессор, доктор филологических наук М. И. Щербакова;

d) «Проблемы текстологии прижизненных изданий произведений святителя Феофана Затворника» — научный секретарь Научно-редакционного совета, секретарь текстологической группы Петрозаводского государственного университета, кандидат филологических наук Н. И. Соболев; 

e) «Иеромонах Феофан (Говоров) в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1847–1854 гг. (по документам Архива внешней политики Российской империи Историко-документального департамента МИД РФ)» — ведущий сотрудник РГАДА Е. Н. Горбатов.

6) Определить тему доклада на Рождественских чтениях — заведующей кафедрой общей психологии и психологии личности, доктору философских наук, профессору Российского православного института св. апостола Иоанна Богослова Л. Д. Битехтиной 

7) Поручить ответственному секретарю С. В. Лизунову сформировать окончательный список докладов и докладчиков на Феофановской секции XIX Международных Образовательных Рождественских чтений, с тем, чтобы докладчики в обязательном порядке предоставили свои доклады в письменном виде в Научно-редакционный совет. Направить данный список в Оргкомитет Рождественских чтений.

7. Слушали: Cообщение члена Научно-редакционного совета, эконома Свято-Успенского Вышенского монастыря Т. А. Ровчан, которая рассказала о ходе восстановления монастыря. Т. А. Ровчан поставила вопрос о создании концепции восстановления Вышенского монастыря. Материалы к данной концепции, проекты восстановления обители Т. А. Ровчан передала Председателю Научно-редакционного совета, митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Первоочередными работами на сегодняшний день являются завершение реставрации Христорождественского собора обители и ремонт монастырской гостиницы.

Постановили: Поблагодарить Т. А. Ровчан за самоотверженные труды, которые она предпринимает в деле восстановления Свято-Успенского Вышенского монастыря.

8. Слушали: Cообщение заместителя Председателя Научно-редакционного совета М. И. Щербаковой о ходе работы над Летописью жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. По мнению М. И. Щербаковой, составление такой Летописи является насущной задачей подготовки научного собрания творений святителя Феофана Затворника. Летопись, как научный жанр, хорошо зарекомендовала себя, это особый, распространенный  в наше время жанр научного исследования собрания проверенных и точно установленных сведений, фактов биографии и творчества автора, соотнесенных с эпохой и важнейшими тенденциями времени. Материал летописи принято располагать в хронологическом порядке: рождение, этапы духовного роста, становление, просветительская и пастырская деятельность, встречи, эпистолярное наследие, корреспонденты,  вехи творческой истории, появление произведений в печати, прочие материалы. 

В настоящее время Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, пополняется из 3 основных источников. Во-первых, это архивохранилища, во-вторых — отдельные издания и публикации о святителя Феофане. В этом плане за основу  первоначально был взят труд архимандрита Георгия (Тертышникова) «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника». Это был первый пласт материалов. Следующий срез дал дневник епископа Чигиринского Порфирия (Успенского) «Книга Бытия моего». В этом  дневнике вплоть до дней прописываются маршруты начальника Русской Духовной Миссии на Святой Земле тогда еще архимандрита Порфирия, и состоявшего членом миссии иеромонаха Феофана (Говорова). Все это выстраивает очень подробную и важную для нас картину. Кроме того, параллельно ведется роспись писем святителя Феофана Затворника и ответов на эти письма — уже затворнического периода. Хороший результат дала переписка святителя Феофана с полковником Первухиным, которая снабжена достаточно подробным комментарием. 

Очень важно найти в архивах послужной список преосвященного Феофана, потому что для Летописи нужен любой документ, где указаны даты, имя, иная конкретика, очень хорошо укладывающаяся в текст. 

Параллельно с Летописью ведется работа над словником аннотированного именного указателя. Когда пойдет работа над комментарием, начиная с первого тома, и дальше, и будут встречаться имена, мы их сможем их хорошо прокомментировать на основе существующего материала. 

Следующий раздел, который обязательно должен стать и  разделом комментария, — это творческая история произведений святителя Феофана. В качестве примера М. И. Щербакова привела восстановленную по переписке святителя с полковником Первухиным историю возникновения известного «Толкования на сто осмнадцатый псалом» святителя Феофана Затворника, а также выдержку и его письма к Первухину, которую можно использовать при создании комментария к «Толкованиям на Послания святого апостола Павла». 

Задачей первостепенной важности является выяснение маршрутов поездок святителя Феофана по России, Ближнему Востоку и Западной Европе. Так, в дополнение к работе архимандрита Георгия (Тертышникова), следует отметить, что путь Русской духовной миссии в Одессу пролегал через Могилев. Выделяется вполне точный круг знакомых и корреспондентов святителя, как до затвора, так и в период затвора. Вносятся уточнения определенных реалий. 

В настоящее время планируется следующий этап работы — составление словника для комментария к первому тому издания. 

На этом первая часть выступления М. И. Щербаковой завершилась. 

9. Слушали: вопрос члена Совета, доктора филологических наук Е. В. Николаевой о том, насколько учитываются в летописи и будет ли учитываться по возможности круг чтения святителя Феофана Затворника.

Отвечая на данный вопрос, М. И. Щербакова отметила, что сведения о круге чтения святителя Феофана Затворника обязательно будут включаться в Летопись  то, конечно, все это будет вставляться, включаться в летопись. Другое дело — если встанет вопрос о необходимости опубликования такого рода материалов. Тем не менее, главный принцип, принятый за основу при работе над Летописью, — чтобы ученые, занимающиеся комментированием определенного периода, могли бы во всей своей первозданной полноте, получить материал, на основе которого они будут работать над комментарием к изданию.

11. Слушали: вопрос члена Совета, доктора филологических наук В. Н. Захарова, касающийся публикации Летописи не только в печатных, но и в электронных изданиях. С точки зрения В. Н. Захарова, при электронной публикации не нужно будет сокращать Летопись, наоборот — появится возможность для широкого представления контекста, событий жизни Свято-Успенского Вышенского монастыря, которые конечно, не могли проходить мимо внимания  святителя, несмотря на то, что он пребывал в затворе.

М. И. Щербакова в краткой реплике подчеркнула, что при составлении Летописи не ориентируется на какую-либо публикацию, а стремится обеспечить Научно-редакционный совет рабочими материалами. При этом за основу классификации записей в Летописи принят хронологический принцип — расположение материалов по годам, месяцам и дням. В том случае, если на один день приходятся разнородные материалы, то есть определенная последовательность, в которой данные материалы располагаются.

12. Слушали: вопрос Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента о необходимости работы в региональных архивах стран ближнего и дальнего зарубежья с целью выявления биографических и творческих документов святителя Феофана Затворника.

Отвечая на вопрос Председателя, М. И. Щербакова рассказала о планах работы в государственных архивах Турции и Болгарии, что уже на данном этапе работы над летописью является весьма делом первостепенной важности.

13. Слушали: Предложение Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента направить на имя министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова официальное письмо с просьбой дать поручение посольству России в Турции и консульству в Константинополе обследовать государственные архивы Турции на предмет выявления и обработки рукописного материала, связанного с жизнью и творчеством святителя Феофана Затворника.

Постановили:

1. Одобрить предложение Председателя  Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента. Поручить секретариату Научно-редакционного совета представить на рассмотрение Владыки Митрополита официальное  письмо на имя министра иностранных дел РФ Лаврова с просьбой об оказании содействия в розыске биографических и творческих документов святителя Феофана, Затворника Вышенского, в архивохранилищах Турецкой Республики — путем привлечения к этой работе сотрудников посольства РФ в Турции, а также консульства РФ в Константинополе.

2. Одобрить первую часть выступления М. И. Щербаковой.

14. Слушали: вопрос Председателя Научно-редакционного совета о материалах, связанных с жизнью и творчеством святителя Феофана Затворника, которые удалось найти в Архиве внешней политики Российской империи историко-документального департамента МИД РФ.

Отвечая на данный вопрос, эксперт Научно-редакционного совета, ведущий сотрудник Российского государственного архива древних актов Е. Н. Горбатов рассказал о своей работе в этом архиве. Он отметил, что в архиве достаточно много документов, связанных с жизнью и деятельностью святителя Феофана Затворника. Это, в частности, документы о деятельности иеромонаха Феофана (Говорова) в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме. Из просмотренных дел фонда русского посольства в Константинополе стало известно, что имя святителя Феофана, как кандидата, избранного в штат миссии, упоминается уже летом 1847 года. Среди переписки управляющего Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрита Порфирия (Успенского) с русским посланником в Константинополе В. П. Титовым, сохранившейся в этом фонде, были обнаружены важные сведения для биографии святителя Феофана Затворника, содержащиеся в письмах Титову его самого, написанных им в период исполнения обязанностей управляющего миссией во время длительного отсутствия архимандрита Порфирия в 1852 году. Из этих писем становятся понятными цель и предназначение, которые ему были уготованы при выборе его в штат этой миссии. Как он пишет, при отправлении ему было сказано, что он впоследствии должен будет занять место архимандрита Порфирия. Но святитель Феофан избирает для себя другой путь, и потому просит уволить его из миссии обратно в академию. «Книги — не люди», — писал он, объясняя свое нежелание быть начальствующим. Из письма, написанного его рукой, следует, что просьба его могла быть уважена, так как он благодарил посланника за понимание и говорил о какой-то неопределенности, которая его ждет. И называл в качестве подходящего для него места пребывания монастырь. Кроме этого, в архиве имеются и другие сведения о трудах святителя Феофана в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Дополняя свое выступление, докладчик отметил, что по описи фонда Санкт-Петербургского Главного Архива, материалы которого хранятся в Архиве внешней политики, обнаружен целый ряд документов, которые могут иметь отношение к святителю Феофану Затворнику. К сожалению, до сих пор в данном архиве не обнаружено документов, имеющих отношение к деятельности святителя Феофана в качестве настоятеля русской посольской церкви в Константинополе, в 1856–1857 гг. Тем не менее, поиски продолжаются, и с большой долей вероятности можно сказать, что эти дела также будут обнаружены.

Выступающий также рассказал о своей работе в Российском государственном архиве древних актов и о сделанных там находках.

15. Слушали: Предложение Председателя Научно-редакционного совета митрополита Калужского и Боровского Климента направить официальное письмо на имя министра иностранных дел РФ. С. В. Лаврова с просьбой о предоставлении копирования биографических и творческих документов святителя Феофана Затворника в Архиве внешней политики Российской империи — на безвозмездной основе.

Постановили: Одобрить предложение Председателя Научно-редакционного совета. Поручить секретариату Научно-редакционного совета представить на рассмотрение Владыки Митрополита официальное письмо на имя министра иностранных дел РФ Лаврова с просьбой о предоставлении копирования биографических и творческих документов святителя Феофана Затворника в Архиве внешней политики Российской империи — на безвозмездной основе.

16. Слушали: вторую часть выступления заместителя Председателя Научно-редакционного совета М. И. Щербаковой, посвященную описанию работы по отбору и сканированию, а также просмотру отдельных изданий и публикаций творений святителя Феофана Затворника, проделанной студентами-практикантами Московского государственного психолого-педагогического университета, привлеченными к работе над проектом подготовки научного издания Полного собрания творений святителя Феофана. Эти материалы станут основой для составления словника, на основе которого будет создаваться  комментарий к творениям святителя Феофана Затворника, (в первую очередь, к 1 и 2 томам предстоящего издания). В первую очередь, в таких материалах будут заинтересованы члены богословской группы Научно-редакционного совета, которым предстоит написать самую сложную часть комментария, а также члены группы историко-литературного и реального комментария. По мнению М. И. Щербаковой, эти отсканированные материалы можно будет передавать в данные группы уже в декабре текущего, 2010 года.

Кроме того, М. И. Щербакова рассказала также, о посещении Московской Духовной Академии и Семинарии и о представлении составленного ею списка тем научных работ на семинаре по гомилетике, который ведет преподаватель МДАиС иеромонах Питирим (Творогов). Выступающая отметила, что 6 студентов данного семинара уже высказали желание писать работы, посвященные различным аспектам богословского творчества святителя Феофана Затворника.

17. Слушали: выступление преподавателя МДАиС иеромонаха Питирима (Творогова). Иеромонах Питирим рассказал о том интересе к творчеству святителя Феофана, который существует среди учащихся духовных школ. Темы, которые были представлены студентам духовных школ, представляют собой темы достаточно сложных научных работ, написание которых требует дополнительной подготовки и опыта. Тем не менее, по мнению отца Питирима, таким путем закладывается фундамент для будущих глубоких исследований наследия святителя Феофана в духовной школе. С точки зрения отца Питирима, в Московских Духовных Школах необходимо создать инициативную группу студентов духовных школ по изучению личности и творчества святителя Феофана Затворника. Выступающий выразил готовность организовать такую группу.

18. Слушали: предложение игумена Евфимия (Моисеева) обратиться в Московскую Духовную Академию с письмом, в котором просить создать такую рабочую группу, с тем, чтобы в ее состав были включены не только учащиеся семинара иеромонаха Питирима (Творогова), но и учащиеся других семинаров, со всех курсов. Игумен Евфимий предложил также назначить руководителя этой группы, который стал бы ее координатором.

19. Слушали: вопросы Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента по списку тем научных работ для студентов духовных школ, представленному М. И. Щербаковой. Владыка Митрополит отметил, что данные темы являются специализированными (такие, как, например, «История написания», «История подготовки издания») и довольно трудными для написания работ студентами духовных семинарий. 

Митрополит Климент предложил разослать данный список во все духовные академии и семинарии Русской Православной Церкви (в том числе, в Одесскую Духовную Семинарию, Санкт-Петербургскую и Киевскую Духовные Академии и Семинарии, Владимирскую, Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую Духовные Семинарии, в Петрозаводское духовное училище) — с правом свободного выбора темы духовными учебными заведениями. При этом разработка той или иной темы должна предусматривать исследовательскую работу студентов духовных учебных заведений в региональных архивохранилищах, а не только в библиотеках. Все данные о святителе Феофане Затворнике, которые соберут студенты, необходимо незамедлительно предоставлять в Научно-редакционный совет.

Отметив несомненный интерес представленных тем, Владыка Митрополит подчеркнул, что практически все они требуют тщательной архивной работы.

Владыка Митрополит предложил также расширить число тех учащихся, кто будет занят данной работой, в первую очередь, за счет студентов духовных академий, а не только духовных семинарий, возможно, привлечь к работе выпускников духовных академий и, что, еще важнее, обратиться к ученому сообществу, как церковному, так и светскому, с предложением о разработке данных тем, вывесив их список в интернете.

Постановили:

1) Принять предложения Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента. Поручить секретариату Научно-редакционного совета разослать список тем в духовные учебные заведения Русской Православной Церкви, снабдив его необходимыми комментариями — в соответствии с указаниями Владыки Митрополита. Поручить секретариату Научно-редакционного совета ознакомить церковное и светское ученое сообщество с данными темами.

2) Принять предложение заместителя Председателя Совета игумена Евфимия (Моисеева). Поручить секретариату Научно-редакционного совета составить официальное письмо на имя ректора Московской Духовной Академии и Семинарии, Председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви Архиепископа Верейского Евгения с просьбой образовать в Московской Духовной Академии и Семинарии рабочую группу по изучению личности и творчества святителя Феофана Затворника.

20. Слушали: Выступление догматиста и патролога иерея Алексия Бурцева, занимающегося изучением жизни и творчества святителя Феофана Затворника. Отец Алексий передал Владыке Митрополиту составленную им подробную библиографию исследований, а также литературы мемуарного характера, посвященной святителю Феофану Затворнику, сообщив при этом, что практически все эти работы им отсканированы. Иерей Алексий Бурцев высказал желание предоставить данные работы в оцифрованном виде членам Научно-редакционного совета.

21. Слушали: Предложение игумена Евфимия (Моисеева) разместить данные работы на специально созданном с целью информационного обеспечения Феофановского проекта сайте Свято-Успенского Вышенского монастыря — для предоставления их членам Научно-редакционного совета через специальный код.

Постановили: Предоставить данные работы членам Научно-редакционного совета в цифровом виде, а также рассмотреть возможность их размещения на специализированном сайте Свято-Успенского Вышенского монастыря.

22. Слушали: выступление члена Научно-редакционного совета, доктора филологических наук Э. Л. Афанасьева, с предложением существенно расширить существующий список тем научных работ, предлагаемых для студентов духовных школ. И не только расширить. Нужно сделать темы более объемными, более содержательными. По мнению Э. Л. Афанасьева, количество тем и вопросов, на которые можно будет таким образом выйти, измеряется даже не сотнями, а тысячами (в настоящий момент Э. Л. Афанасьевым сформулировано 300 таких тем). 

Выступающий рассказал о своей работе с годовыми комплектами Тамбовских епархиальных ведомостей, в которых содержится множество публикаций творений святителя Феофана Затворника, а также материалов о святителе Феофане. 

Э. Л. Афанасьев предложил поручить учащимся духовных семинарий сплошной просмотр этих подшивок. Необходимо при этом, чтобы учащиеся собирали все сведения о святителе Феофане Затворнике, встретившиеся им при работе над этим и другими периодическими изданиями, а также над отдельными изданиями, посвященными святителю, чтобы они делали выписки, передавая их в Научно-редакционный совет и используя для своих работ. 

Э. Л. Афанасьев считает, что при теперешнем состоянии тех разделов церковной науки, которые посвящены изучению творчества святителя Феофана, необходимо проработать этот вопросник как можно более подробно. Это относится в первую очередь, к таким его творениям, как «Добротолюбие». К одному «Добротолюбию» можно поставить не менее 100 вопросов. Это и редакционная работа, и язык святителя Феофана. Список нужно предельно расширить, придать ему новое содержание, привлечь и светских студентов, придумать премии, с тем, чтобы народ пошел изучать творчество святителя. 

По убеждению Э. Л. Афанасьева, Полное собрание творений святителя Феофана Затворника должно стать не просто научным или церковным изданием, но в подлинном смысле этого слова национальным изданием. Нужно, чтобы как можно больше людей вошло в соприкосновение с этим изданием. Только тогда оно достигнет той цели, которая поставлена перед ним священноначалием Русской Православной Церкви.

23. Слушали: предложение Председателя Научно-редакционного совета митрополита Калужского и Боровского Климента разделить список тем и приготовить отдельные списки — для духовных академий и для духовных семинарий, ориентируясь при подборе тем на студентов 5 курсов духовных семинарий. Владыка Митрополит отметил, что при работе над данными темами студентам необходимо охватить не только период пребывания святителя Феофана в определенных епархиях, но просматривать всю подшивку епархиальных ведомостей и другой дореволюционной церковной периодики — по 1917-18 годы включительно. Также студенты должны подготовить библиографические описания всех статей в соответствующих епархиальных журналах, в которых встречаются темы, связанные со святителем Феофаном Затворником. Такие описания по их готовности следует незамедлительно предоставлять в Научно-редакционный совет.  

24. Слушали: реплику игумена Евфимия (Моисеева) который отметил необходимость научного руководства студентов духовной семинарии со стороны заместителя Председателя Научно-редакционного совета М. И. Щербаковой, члена Совета В. В. Кашириной и иеромонаха Питирима (Творогова). По мнению выступающего, в этом случае освоение студентами Феофановской тематики будет поставлено на твердую научную основу.

Постановили: принять предложения Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента, а также игумена Евфимия (Моисеева) и  Э. Л. Афанасьева. Поручить секретариату Научно-редакционного совета сформулировать задания для студентов духовных учебных заведений таким образом, чтобы все эти предложения были учтены. 

25. Слушали: предложение игумена Евфимия (Моисеева) просить ректора Московской Духовной Академии ввести спецкурс по святителю Феофану Затворнику в МДА, предложив в качестве его руководителя иерея Алексия Бурцева.

Постановили: вернуться к обсуждению данной темы на следующих заседаниях Научно-редакционного совета.

26. Слушали: сообщение ответственного секретаря Научно-редакционного совета С. В. Лизунова, в рамках которого был освещен ход архивных разысканий по теме «Святитель Феофан, Затворник Вышенский, и его творения». Докладчик отметил, что за период, истекший с момента принятия решения о создании архивной группы Научно-редакционного совета на заседании Совета, состоявшемся 15 августа 2010 года,   сложились основные принципы работы архивной группы и началось ее постепенное формирование. В настоящее время в состав группы входят 6 человек. Это члены Научно-редакционного совета, а также приглашенные эксперты — специалисты в области генеалогии, архивного дела, истории Русской Церкви,  издательского дела. 

Основой для развертывания масштабной архивной работы группы стало составление «Общего аннотированного списка фондов архивохранилищ, содержащих сведения по теме: “Святитель Феофан, Затворник Вышенский, и его творения”». В настоящее время список включает в себя перечень из 317 фондов 62 различных архивохранилищ, причем справки по некоторым важным фондам или архивам сопровождаются аннотациями, в рамках которых раскрывается их содержимое.

Начиная с 25 октября 2010 г. архивные работы развернуты в Российском государственном архиве древних актов и Архиве внешней политики Российской империи историко-документального департамента МИД РФ (Москва; эксперт — ведущий научный сотрудник данного архива   Г. Н. Горбатов), в Государственном архиве Рязанской области, фондах Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и Центральном историческом архиве Москвы (Рязань-Москва; эксперт — секретарь Московского и Петербургского генеалогических обществ, известный исследователь А. Е. Лукьянова), в фондах Государственной Третьяковской галереи (Москва; член Совета — профессор МПГУ Е. В. Николаева), в  Государственном архиве Калужской области (Калуга; член Совета — профессор Калужского государственного университета, доктор филологических наук Н. И. Пак), в Российском государственном историческом архиве, в Санкт-Петербургском филиале архива Российской Академии наук, в Рукописном отделе Российской Национальной Библиотеки, Рукописном отделе Института русской литературы, Рукописном отделе Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург; член Совета — научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского дома) известный исследователь, к.ф.н. А. П. Дмитриев), в Центральном историческом архиве Москвы (Москва; эксперт — старший преподаватель Российской академии образования А. Н. Свирин).

По состоянию на 30 ноября для копирования определены 483 страницы рукописного текста писем, черновиков рукописей святителя Феофана Затворника, а также связанных с личностью святителя документов биографического и исторического характера. Более того — уже сделаны и получены цифровые копии 200 страниц документов, относящихся к истории Вышенской пустыни и пребывания в ней на покое святителя Феофана. Всего подобраны 683 страницы рукописных памятников.

Особо докладчик отметил работу А. Е. Лукьяновой, А. П. Дмитриева, сделавшего весьма ценные находки в архивах Санкт-Петербурга, Е. Н. Горбатова, проводившего фронтальные обследования фондов РГАДА, А. Н. Свирина, открывшего около 103 неизвестных ранее писем святителя Феофана Затворника в Центральном историческом архиве Москвы.   

В декабре 2010 года планируется провести исследования в Российском государственном архиве литературы и искусства, Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, где находится фонд Петербургской духовной академии, в архивах Тамбовской области, в архивных фондах Государственной Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.   

Наиболее перспективными направлениями работы архивной группы на январь — март 2011 года  является исследование, а по возможности и копирование в богатейших фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, в архиве почившего архимандрита Георгия (Тертышникова), известного исследователя творчества святителя Феофана, в Троице-Сергиевой Лавре, в архиве библиотеки МДА, в Отделе рукописей и, возможно, в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея. Исключительно важными направления, которые планируется интенсивно развивать также в январе-марте 2011 года, являются: работа в Центральном государственном архиве Украины, в рукописных фондах Государственной научной архивной библиотеке Украины, в Государственном архиве Одесской области, в государственных архивах Турции в Константинополе. Отдельно необходимо планировать работу в архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, где, по достоверным свидетельствам, могут храниться рукописи творений святителя Феофана Затворника. 

Первоочередной, наиболее важной задачей, которая поставлена перед архивной группой Председателем Научно-редакционного совета, митрополитом Калужским и Боровским Климентом, является выявление, последующее копирование и передача в Научно-редакционный совет абсолютно всех существующих на сегодняшний момент в мире рукописей святителя Феофана Затворника, а также иконографического и иллюстративного материала, связанного с личностью святителя. 

Кроме того, в самое ближайшее время необходимо:

1) Раскрыть географию поездок святителя Феофана Затворника по России, Османской империи, Ближнему Востоку и Европе;

2) Составить полный список лиц, которые посещали святителя и которых посещал сам святитель, а не только тех, кто входил в постоянный круг его общения;

3) Составить подробную карту поездок святителя Феофана по России, Европе и Востоку.

Завершая свое выступление, докладчик рассказал о работе по розыску и копированию прижизненных публикаций творений святителя — как отдельными изданиями, так и в дореволюционной периодике, особо отметив при этом помощь и поддержку, оказанную секретариату Научно-редакционного совета руководством библиотеки Издательского Совета Русской Православной Церкви. В библиотеке Издательского Совета удалось выявить и откопировать прекрасную коллекцию прижизненных изданий святителя, среди которых есть очень редкие, не встречающиеся в исходной библиографии архимандрита Георгия (Тертышникова). В настоящее время откопировано 64 только отдельных изданий святителя из этой библиотеки и других библиотек нашей страны.

27. Слушали: вопрос члена Научно-редакционного совета, доктора филологических наук В. Н. Захарова о том, попадают ли в поле зрения исследователей-архивистов фонды духовной цензуры.

Отвечая на данный вопрос, С. В. Лизунов рассказал о том, что работа с фондами Московского духовно-цензурного комитета и Санкт-Петербургского цензурного комитета будет в ближайшее время начата в Центральном историческом архиве Москвы и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга.        

28. Слушали: вопрос Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента, который отметил неполноту описания фондов Архива внешней политики Российской империи в «Общем аннотированном списке фондов архивохранилищ, содержащих сведения по теме: “Святитель Феофан, Затворник Вышенский, и его творения”». 

Владыка Митрополит указал на необходимость обращения к фондам «Дела личного состава. Формулярные списки», «Коллекция документальных материалов из личных архивов чиновников Министерства иностранных дел», «Русские консульства за рубежом», «Переписка по хозяйственным вопросам» находящимся в данном архиве.

Постановили: Bключить описание данных фондов в общий аннотированный список архивов, таким образом, существенно его дополнив. В ближайшее время провести исследование всех данных фондов.

29. Слушали: Выступление эксперта Научно-редакционного совета А. Е. Лукьяновой, которая рассказала о работе в Центральном историческом архиве Москвы, в Государственном архиве Рязанской области, а также в Рязанском областном краеведческом музее-заповеднике, особо отметив весьма ценный для исследователей объемный фонд Московского духовно-цензурного комитета, в Центральном историческом архиве, содержащий неатрибутированные рукописи духовного содержания, фонд Московской духовной академии в этом же архиве, где находятся личные дела племянников святителя Феофана, И. А. Крутикова и Н. А. Крутикова, фонд Свято-Успенского Вышенского монастыря в Государственном архиве Рязанской области, среди материалов которого — формулярные списки братии и Летопись Свято-Успенского Вышенского монастыря за 1877 год, 80-е и 90-е годы XIX века.

30. Слушали:  Выступление Е. Н. Горбатова, зачитавшего доклад отсутствующего по уважительной причине эксперта Научно-редакционного совета А. Н. Свирина о работе в Центральном историческом архиве Москвы. В данном архиве обнаружены письма святителя Феофана к князю Н. Голицыну, С. О. Бурачку, епископу Тамбовскому Виталию, обширный корпус писем святителя Феофана, «к почитательнице», в которых охватывается период с 1865 по 1877 годы. Адресат письма — некая Анна Федоровна. Письма эти носят, в основном, назидательный, духовно-нравственный характер.

Постановили: Усилить работу в Архиве внешней политики Российской империи, а также в Центральном историческом архиве Москвы — с целью выявления, оценки и дальнейшего копирования материалов, относящихся к жизни и творчеству святителя Феофана Затворника.

31. Слушали: сообщение научного секретаря Научно-редакционного совета Н. И. Соболева. Н. И. Соболев выступил с докладом, посвященным проблемам, которые возникли в ходе текстологической работы над прижизненными публикациями творений святителя Феофана Затворника. 

Н. И. Соболев представил план-проспект предстоящего научного издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, материал в котором в расположен по томам в хронологической последовательности. Именно такой порядок расположения материала позволяет понять духовный путь святителя Феофана Затворника и основные особенности его духовно-нравственного учения, опиравшегося как на Священное Писание, так и на Священное Предание. 

Докладчик подробно остановился на материалах первого тома предстоящего издания, рассказав о том, что текстологической группой Петрозаводского государственного университета подготовлен к изданию основной объем данных материалов: то есть воссоздана подлинная редакция текста святителя Феофана Затворника, приведены разночтения. В настоящее время создается текстологический комментарий к данным творениям. 

32. Слушали: Вопрос Председателя Научно-редакционного совета митрополита Калужского и Боровского Климента о том, какие материалы первого тома ранее не публиковались.

Отвечая на данный вопрос, Н. И. Соболев назвал в числе таких материалов магистерскую диссертацию святителя Феофана «Обозрение подзаконной религии». В ходе дальнейшего обсуждения данного вопроса с иереем Алексием Бурцевым выяснилось, что работа с таким названием была опубликована издательством «Правило веры» в 2009 году. Тем не менее, поскольку в данном издании не указан источник, взять данный текст, не проверяя его происхождение, не представляется возможным.

В связи с этим у докладчика возник вопрос о стилистических, а также орфографических и пунктуационных  принципах научного издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, а также о том, необходимо ли переводить на современный русский язык церковнославянизмы, повсеместно встречающиеся в текстах святителя, и адаптировать данные тексты к нормам современного русского литературного языка, как это было сделано при публикации произведений святителя Феофана в издательстве «Правило веры».

Н. И. Соболев привел несколько примеров написания текстов святителя Феофана в авторской орфографии, обозначив существующую проблему перевода его творений в современную орфографию.

Имели дискуссию: о  стилистических и лингвистических принципах издания текстов творений свт. Феофана в Полном собрании творений святителя Феофана Затворника. Значительная часть членов Научно-редакционного совета (Председатель Совета, митрополит Калужский и Боровский Климент, иерей Алексий Бурцев, иеромонах Питирим (Творогов), представители светской академической науки) выступила против бездумного перевода текстов святителя Феофана на современный русский язык. При этом представители научного сообщества, за исключением заместителя Председателя Совета М. И. Щербаковой, высказались также за сохранение авторской орфографии и пунктуации, с использованием всех знаков русской дореволюционной орфографии.

С другой стороны, Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, заместитель Председателя Совета игумен Евфимий (Моисеев), М. И. Щербакова и ряд других участников дискуссии отстаивали необходимость использования современной орфографии, учитывая научно-просветительский характер издания и потребности  читателей.

33. Слушали: выступление советника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике О. С. Королевой, которая подчеркнула первостепенную важность такого издания, которое, будучи научным, все же приобрело бы широкий круг читателей и активно содействовало решению острейших задач духовно-просветительского, идеологического и общекультурного характера, который стоят сегодня перед российским обществом.

34. Слушали: выступление Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента, который подвел итог дискуссии, указав на сложность и неоднозначность рассматриваемого вопроса. При этом Владыка Митрополит, обратив внимание на возможность сохранения авторских правил написания слов и, в особенности, авторской пунктуации — в соответствии с современными нормами книгоиздания, указал на недопустимость произвольной корректорской правки творений святителя Феофана Затворника, искажения текста этих творений. В то же время митрополит Климент поручил научному секретарю Совета Н. И. Соболеву подготовить к следующему очередному заседанию Научно-редакционного совета две редакции первого тома Полного собрания творений святителя Феофана — в авторской орфографии, и в современной орфографии и представить обе эти редакции на обсуждение в Научно-редакционный совет. Митрополит Климент особо подчеркнул необходимость отдельного комментирования труднопонимаемых (но только трудных для понимания   !) церковнославянизмов в тексте творений святителя Феофана Затворника.

В заключение своего выступления Митрополит Климент предложил вынести вопрос об орфографическом и пунктуационном принципах издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника на суд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и в дальнейшем при работе над текстом руководствоваться определением Его Святейшества.

Постановили: принять предложения Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента.

35. Слушали:  сообщение научного секретаря Совета Н. И. Соболева о необходимости тщательной проверки исходной библиографии, составленной архимандритом Георгием (Тертышниковым) и взятой за основу при подборе творений святителя Феофана для настоящего издания — в связи с находкой целого ряда изданий, не упомянутых в данной библиографии. Кроме того, в связи с обнаружением достаточно большого количества неатрибутированных произведений святителя Феофана, встает вопрос об их правильной атрибуции.

36. Слушали: сообщение члена Научно-редакционного совета В. Н. Захарова, который рассказал об общих проблемах атрибуции литературных произведений, а также коснулся вопроса об атрибуции святителя Феофана, атрибуция которых затруднена, а в некоторых случаях и невозможна — ввиду отсутствия каких бы то ни было указаний на их принадлежность святителю.

37. Слушали: Предложение Председателя Научно-редакционного совета митрополита Калужского и Боровского Климента располагать материал в рамках издания не в общем хронологическом порядке, а в рамках отдельных серий.

Имели дискуссию: о принципах распределения текстов святителя Феофана Затворника в рамках томов данного издания. Ряд членов Научно редакционного совета (В. В. Каширина, Т. А. Ровчан, М. И. Щербакова) указали на то, что такой принцип — издания по сериям — был изначально принят при подготовке издания. Это первоначальное расписание творений святителя Феофана собранных в рамках серий было также представлено Председателю Научно-редакционного совета. С другой стороны, Н. И. Соболев, В. Н. Захаров, И. А. Виноградов, С. В. Лизунов допускали возможность как распределения материала строго в хронологическом порядке, так и в рамках серий, все же отдавая предпочтение представлению текстов святителя в хронологической последовательности.  Иерей Алексий Бурцев предложил распределять творения святителя по сериям предстоящего издания, а в рамках каждой серии — в хронологическом порядке.

Постановили: Распределять творения святителя Феофана Затворника, которые войдут в Полное собрание его творений, в рамках определенных серий. Поручить составить  новые план-проспект и рабочий план издания с указанием данных серий и распределением творений святителя в рамках данных серий ответственному секретарю Научно-редакционного совета С. В. Лизунову.    

38. Слушали: Сообщение члена Совета, доктора филологических наук Е. В. Николаевой о ходе работы по розыску рукописей святителя Феофана Затворника в архивохранилище Государственной Третьяковской Галереи, где, согласно полученным сведениям могли храниться документы храма святителя Николая в Толмачах, настоятелем которого был постоянный издатель творений святителя Феофана, главный редактор журнала «Душеполезное Чтение» иерей Алексий Ключарев (впоследствии архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий).

Е. В. Николаева рассказала о том, что в результате длительных поисков ей удалось установить контакт с внучкой последнего настоятеля храма святителя Николая в Толмачах перед его закрытием большевиками,  священномученика Илии Четверухина. По сведениям, полученным у внучки отца Илии, в архиве храме перед его закрытием действительно хранились материалы, связанные с жизнью и деятельностью святителя Феофана Затворника. В настоящее время фонд храма святителя Николая в Толмачах находится в Центральном историческом архиве Москвы. В конце декабря 2010 — начале января 2011 года данные исследования будут продолжены.

Постановили: Признать особую важность работы с данным архивным фондом, а также с семейным архивом отца Илии Четверухина. Поручить Е. В. Николаевой тщательно проработать эти вопросы и провести дополнительные разыскания, целью которых является обнаружение и копирование  рукописей и писем святителя Феофана Затворника.

39. Слушали: Сообщение члена Научно-редакционного совета В. В. Кашириной, посвященное проблемам изучения слов и речей святителя Феофана Затворника — по «Тамбовским епархиальным ведомостям», а также проблемам атрибуции неподписанных произведений святителя Феофана, Затворника Вышенского, опубликованных в данном периодическом издании.

Кроме того, В. В. Каширина предложила направлять творения святителя Феофана Затворника, печатавшиеся до революции в Тамбовских и Владимирских епархиальных ведомостях, на публикацию в современные епархиальные периодические издания.

Постановили: Поддержать предложение В. В. Кашириной.

40. Слушали: Слово Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента, в котором он подвел итоги прошедшего заседания. Владыка Митрополит отметив большую работу, проделанную всеми членами Совета, указал, тем не менее, что она — ничто по сравнению с тем, что еще предстоит сделать. При этом он подчеркнул, что первые успехи на начальном этапе обусловлены тем, что Научно-редакционный совет и, в частности, текстологическая группа, работает с уже публиковавшимися ранее текстами произведений святителя Феофана. Между тем, одна из важнейших задача предстоящего издания — представить на суд церковной и светской науки новые, не публиковавшиеся ранее тексты святителя. В этом и будет заключаться основная, кардинальная сложность предстоящей работы.

Поблагодарив всех участников заседания Научно-редакционного совета, митрополит Климент предложил назначить следующую общую встречу ориентировочно на февраль месяц — после завершения XIX Международных Образовательных Рождественских чтений, уточнив день очередного заседания дополнительно.

Постановили: Принять предложение Председателя Научно-редакционного совета, митрополита Калужского и Боровского Климента.


Заседание завершилось единодушным молитвенным пением кондака святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. 



Ответственный секретарь                       [подпись]                                      (С. В. Лизунов)