26.01.2011

В рамках XIX Международных Рождественских Образовательных чтений состоялась научная конференция «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки»

gl.jpg

26 января 2011 года в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя состоялась конференция XIX Международных Рождественских Образовательных чтений «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки».

Председателем конференции стал архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ответственным секретарем конференции был избран Заместитель Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, Заместитель Председателя Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, игумен Евфимий (Моисеев).

С основным докладом на конференции выступил Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, Председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника митрополит Калужский и Боровский Климент.

На конференции выступили: архиепископ Рязанский и Касимовский Павел и представитель Тамбовской епархии Русской Православной Церкви, проректор Тамбовской духовной семинарии иерей Виктор Лисюнин, который зачитал доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия.

На конференции также выступили с докладами:  доктор филологических наук, профессор, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН им. А. М. Горького, Заместитель Председателя Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Марина Ивановна Щербакова; кандидат богословия, преподаватель МДАиС, заведующий библиотекой МДА игумен Дионисий (Шленов); заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина игумен Лука (Степанов); кандидат богословия, исследователь богословского творчества святителя Феофана Затворника иерей Алексий Бурцев; кандидат богословия, преподаватель КДА игумен Маркелл (Павук); доктор филологических наук, сотрудник издательства Свято-Успенского Вышенского монастыря Варвара Викторовна Каширина; преподаватель МДАиС иеромонах Питирим (Творогов); доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова Любовь Дмитриевна Битехтина; преподаватель СПБДАиС иеромонах Геннадий (Поляков); насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря Рязанской епархии монахиня Иулиания (Муравьева); ведущий сотрудник РГАДА Егор Николаевич Горбатов; член Историко-родословного общества, член Русского генеалогического общества Анна Евгеньевна Лукьянова; преподаватель РАО  Анатолий Николаевич Свирин; студент МДА Вадим Владимирович Попов.

В основном научном докладе, посвященном аскетическому учению святителя Феофана Затворника, Митрополит Климент выделили цели и задачи аскетического учения святителя, которые заключались в изложении аскетического учения отцов Церкви в качестве практического руководства не только для монашествующих, но и для мирян, в научении современного святителю светского человека основам православного подвижничества.

Владыка Митрополит рассказал о месте аскетического учения в богословии святителя Феофана Затворника, а также о неразрывной связи этого учения с другими разделами богословия — по материалам работ Научно-редакционного совета по изданию творений святителя.

Далее митрополит Климент показал развитие аскетического учения у святителя Феофана Затворника, раскрыл систему аскетики святителя Феофана Затворника по его трудам — «Начертанию христианского нравоучения» и «Пути ко спасению».  

Подробно проанализировав содержание этих трудов, Владыка Митрополит выдвинул несколько следующих основных тезисов, в которых заключается обобщение всего учения святителя Феофана Затворника о спасении и подвижническом пути христианина:

1. Целью жизни христианина является спасение души, которое, по мысли отцов Церкви, излагаемой святителем Феофаном, заключатся в стремлении к соединению с Богом и в окончательном соединении с Богом.

2. Аскетизм — есть средство достижения спасения. Это тот путь, который указан Церковью для  освящения человека и приближения его к Богу. Следование этому пути требует колоссальной работы над собой, постоянной борьбы с грехом, и более того — требует духовного делания. И тем не менее, этот путь доступен каждому верующему христианину.

3. Каждый христианин, будь он монах или мирянин призван к тому, чтобы идти по этому пути. Не вступивший на него не просвещен духовно — он не знает Бога, а значит и подвергается постоянной опасности впасть в грех и работать диаволу. Потому недостаточно лишь общее знакомство с нормами христианской нравственности. Нужно, пусть и в малом, постоянно, деятельно воплощать в своей жизни слово Евангелия и слово святых отцов.

Выступивший затем с докладом Председатель конференции архиепископ Рязанский и Касимовский Павел отметил значение святителя Феофана Затворника для Русской Православной Церкви в ΧΙΧ веке и сегодня, особо подчеркнув его неразрывную связь со святоотеческой традицией, Священным Преданием Церкви.

Доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия, зачитанный представителем Тамбовской епархии иереем Виктором Лисюниным, был посвящен духовно-просветительской деятельности святителя на Тамбовской кафедре, которую он занимал в период с 1859 по 1863 гг.

В выступлениях докладчиков были затронуты следующие основные темы: составление Летописи жизни и творчества святителя Феофана;  гомилетическое наследие святителя, духовно-нравственное учение и общественное служение святителя; богословские взгляды и личные взаимоотношения святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова; пребывание иеромонаха Феофана (Говорова) в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1848–1854 гг.; Свято-Успенская Вышенская пустынь в эпоху затвора святителя; история музея святителя Феофана в этой обители в наши дни.

Председатель конференции и докладчики высказали единодушное мнение о насущной необходимости для Церкви тщательной подготовки и выпуска первого научного издания «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника», приуроченного к 200-летнему юбилею святителя Феофана, который будет  торжественно праздноваться на общецерковном уровне в 2015 году. В настоящее время подготовка данного издания активно ведется Научно-редакционным советом по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника во главе с Председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополитом Калужским и Боровским Климентом.    

Также было принято решение о подготовке сборника докладов конференции «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки».