Воспитание будущих пастырей по трудам свт. Феофана Затворника

Сочинения Святых Отцов и учителей Церкви являются для нас сокровищницей благочестия и опыта духовной жизни, без которой невозможно представить Православие. В особенности нам дороги труды отцов, близких нам по времени, наших соотечественников. Их произведения, основанные на опыте духовной жизни, изучения Священного Писания и борьбы с грехом,  учат нас, как достичь Царствия Божия. В то же время, они исполнены глубокого патриотизма и заботы о своем народе и будущем родной страны.

В наше время, однако, общество все более отдаляется от своих культурных корней и от того богатого духовного наследия, которое оставили нам наши великие святители и подвижники благочестия.  В особенности ценны сегодня труды святителя Феофана Вышенского. Как известно, он был духовным отцом многих своих современников из разных слоев общества. Довольно часто труды Святителя мы встречаем в виде сборников писем, адресованных духовным чадам, многие из которых впоследствии сами стали известными духовными наставниками и архиереями. Поэтому именно его труды более других способны передать молодому поколению будущих священнослужителей неоценимый опыт просветительской деятельности в секулярном обществе, каким оно являлось в России XIX века и каким, в еще большей степени, является сегодня.

В житии читаем: «Сознавая великую ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юношества, отец Феофан стремился действовать на будущих пастырей большой добротой, любовью и кротостью» [1]. Сам Святитель говорил об этом так:  «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтоб впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых» [2]. Главными — после Священного Писания и творений Святых Отцов — источниками его лекций были жития святых. В преподавании иеромонах Феофан уделял особое внимание изучению аскетического и психологического опыта подвижников Церкви Христовой.

Впоследствии во многих своих трудах он уделял особое внимание тому, каким должен быть истинный пастырь. Так, в толковании на книгу «Пастырь» Ерма святитель Феофан писал: «…не за свои только грехи надо будет отвечать, но и за грехи других, о которых попечение вверено нам, и попекитесь всех всяко спасать: родители — детей, начальники — подчиненных, пастыри — пасомых, учители — учеников» [3].

Далее, продолжая обзор данного памятника церковной письменности, Святитель отмечал значение наставников Церкви и их ответственности перед обществом. Подтверждение этому он находит в отрывке «Пастыря» Ерма, где говорится о видении строящейся башни – символизирующей Церковь. Для постройки башни использовались различные по своему внешнему виду и прочности камни. В основание клались камни, вынимаемые из воды, «белые четвероугольные, которые хорошо укладываются при постройке» [4]. Этими основными камнями, поясняет святитель Феофан, являются «Апостолы, епископы, учители, священники и диаконы ... которые исполняли и исполняют свой долг со всею святостию и неусыпной попечительностью об избранных Божиих, тщательно сохраняя мир и согласие между собой» [5].

Таким образом, священники и учители Церкви ставятся Святителем в один ряд с Апостолами и являются основанием всего церковного здания.

Важнейшим трудом епископа Феофана по воспитанию священства Православной Церкви несомненно являются толкования посланий апостола Павла к Титу и к Тимофею. В толковании на Послание апостола Павла к Тимофею он пишет: «Непасущий пастырь – какой пастырь? Его дело быть среди пасомых и действовать: учить, назидать, исправлять, утешать, отрезвлять, защищать, - упорядочивать Церковь» [6]. Сам Святитель называл эти Послания Пастырскими, потому что в них «все к сим предметам и направлено…и было бы сожаления достойно, если бы среди Апостольских Посланий не обрелось таковых!» [7].

Истинное научение управлению стадом Христовым невозможно без пастырской преемственности. Свое наставничество и архиерейское благословение иеромонаху Феофану, будущему Вышенскому Затворнику, передал Преосвященный Иеремия Затворник, его духовный отец, который в годы обучения святителя Феофана был ректором Киевской Духовной Академии и постриг студента Георгия Говорова в монашество.

Одновременно со святителем Феофаном от руки Владыки Иеремии принял постриг в монашество и Макарий (Булгаков), впоследствии митрополит Московский, знаменитый церковный историк и богослов.


[7] Там же. С. 7