Каледа П.И., диак. Свт. Феофан Затворник и антропология киевской духовной школы


Аннотация. Возникновение первой богословско-философской школы христианской антропологии в русском богословии восходит к Киевской духовной академии, ее ректору свт. Иннокению (Борисову) и профессору Петру Семеновичу Авсеневу. Выходцем отсюда был и свт. Феофан (Говоров), соединивший в себе хорошее знакомство с идеями современной философии и психологии с глубоким знанием наследия святых отцов: уже для младших его современников труды Вышенского Затворника имели практически святоотеческий авторитет. В связи с этим возникает вопрос: в какой мере антропологические взгляды Вышенского Затворника определяются идеями П. С. Авсенева и свт. Иннокентия?
Проведенный впервые сопоставительный анализ антропологических идей перечисленных авторов показывает следующее. Свт. Иннокентий предпринял попытку построения учения о человеке на основании Священного Писания и святоотеческих творений, а также умственных построений с использованием концепций светской философии и психологии. На этом пути возникли некоторые трудности — в том числе идея «двойного» сознания человека и философский дуализм духовного-телесного. П. С. Авсеневу удалось переосмыслить и скорректировать антропологию святителя, преодолев эти проблемы. В частности, рассмотрение духа как некого органа, приемлющего голос Божий и превышающего наше «я», позволило ему преодолеть проблему двойного сознания. Наконец, свт. Феофан успешно соединяет концепцию Петра Семеновича со святоотеческим учением о сердце и выражает ее на языке традиции. Таким образом, Вышенский Затворник оказывается вполне последовательным наследником киевской школы христианской антропологии. И если П. С. Авсеневу удалось решить проблемы догматического характера, вставшие перед родоначальником этой школы, то свт. Феофансумел преодолеть разрыв со святоотеческой традицией.

Ключевые слова: свт. Иннокентий (Борисов), П. С. Авсенев, свт. Феофан Затворник, антропология, психология, душа, сердце, самосознание, личность.

Цитирование. Каледа П. И., диак. Свт. Феофан Затворник и антропология киевской духовной школы // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 110–123. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10404

Текст статьи