Родословие святителя Феофана, Затворника Вышенского

De mortis – veritas!

Основными документами, содержащими генеалогическую информацию, являются метрические книги церквей (МК), исповедные ведомости (где отмечались все бывшие на исповеди в Великий четверг) и ревизские сказки (их было 10. 1 -1720 – 1722 гг, последняя – 1858 г). Метрические книги Елецкого уезда, в пределах которого было расположеноселоЧернавск, где родился святитель Феофан Затворник, хранятся в Государственном архиве Липецкой области (ГАЛО), метрические книги Ливенского и Малоархангельского уездов, откуда происходили предки святителя – в Государственном архиве Орловскойобласти (ГАОрО). Исповедные ведомости по указанным уездам не сохранились. Уцелевшие ревизские сказки по этим уездам хранятся в Государственном архиве Орловской области (фонд 760.«Орловская казенная палата, ревизские сказки»). 

Чтобы в архивах искать документ, необходимо понимать, куда административно относился населенный пункт, где жили искомые персоны, в каждый момент времени. Орловская губерния имела нетривиальную историю административно – территориального деления.

Краткая историческая справка административного деления Орловской губернии.

В 1708 г. К Киевской губернии отошли Болхов, Севск, Мценск, Карачев, Кромы, Брянск, Орел, Новосиль, Ливны (из Азовской губернии), Трубчевск и Белев (из Смоленской губернии).

В Азовскую были включены Елец и Чернь (вместе с Ефремовым, ныне Тульская область) как приписанные к корабельным делам.

В 1719 в Киевской губернии было 4 провинции: Киевская, Белгородская, Севская, Орловская.

Орловская провинция – Орел, Мценск, Новосиль, Чернь, Белев, Болхов.

В Елецкую провинциюАзовской губернии входили города: Елец, Талецкий, Чернавский, Ливны, Ефремов, Данков, Лебедянь, Скопин.

В Ливенском уезде было 4 стана: Красный , Серболовский, Затруцкий, Мокрецкий.

В Елецком уезде тоже было 4 стана: Засосенского, Брусланского,Елецкого, Воргольского стана

В 1725 г. Азовская губерния была переименована в Воронежскую.

В 1727 г. из Киевской губернии выделили Белгородскую губернию, состоящую из Белгородской, Севской и Орловской провинций.

В 1764 г. состав Белгородской губ остался тот же, но в Севскую провинцию входили Севск, Рыльск, Путивль, Брянск, Трубчевск, Кромы, Карачев.

В Елецкую провинцию Воронежской губернии в эти годы входят Елец, Чернавский, Ливны, Ефремов, Данков, Лебедянь.

В 1778 г.Ливенский и Елецкий уезды причислены вместе с городом Чернавским к Орловскому наместничеству, которое на тот момент состоит из 13 уездов с городами: Орел, Мценск, Болхов, Севск, Брянск, Трубчевск, Кромы, Карачев, Ливны, Елецк, Архангельский, Луганский, Дешкинский.

Село ведомства экономии Архангельское переименованы в город Малоархангельск.

В 1796 году образована Орловская губерния. 

Исходные данные нашего исследования взяты из воспоминаний племянников святителя Феофана и трудов ранних исследователей его жизни, не подтвержденных документально, а именно:

1. Георгий Васильевич Говоров (впоследствии Свт Феофан Затворник Вышенский) родился в 1815 г в селе Чернава (Чернавск) Елецкого уезда Орловской губернии.

2. Отец его Василий Тимофеевич был сыном церковного чтеца с ФашниМалоархангельского уезда.

3. Василий Тимофеевич окончил Севскую духовную семинарию. В начале 19 века рукоположен в священника, служил с начала 19 века священником во Владимирской церкви села Чернава.

4. Мать Татьяна Ивановна происходила из семьи священника Ивана Ивановича Попова, служившего в селеПаниковец Елецкого уезда Орловской губернии.СелоПаниковец стояло на пути из Чернавска в Задонск. К дедушке (он был крестным Георгия Васильевича) всегда заходили, идя на богомолье в Задонск.

4. Родной брат матери – Авраамий Попов служил священникомсоседней Покровской церкви в Чернавске. Дочь о. Авраамия - Анна – была крестной матерью Георгия. Сыновья о. Авраамия Андрей и Петр - росли вместе с Георгием, вместе ездили в Ливенское училище, были впоследствии сельскими дьяконами.

5. В какой-то период времени у Георгия Васильевича была невеста - дочь диакона с. Чернавска Анна Л. Тимофеева.

ГОВОРОВЫ

В Липецком архиве были просмотрены все имеющиеся МК по селуЧернава (часто употребляли более старое название Чернавск).

Приведём выдержку из книги Пясецкого Г.М. «История Орловской епархии и описание церквей и приходов» (Орел 1899 г.), рассказывающую об истории села Чернавска:

«Нынешнее село Чернавск, бывший, до 1775 года уездным городом Орловской губернии, расположено при слиянии двух рек – Сосны и Чернавки, в 150 верстах к востоку от Орла , в 40 верстах от своего уездного города Ельца. Село Чернавск сохранило свое название от города Чернавска, происшедшего, в свою очередь, от названия реки, в устье которой был расположен. Начало заселения этой местности относится еще ко времени татарского владычества. В то время здесь был военный сторожевой пост.  Более прочное и окончательное заселение местности началось с построения Чернавского острога или крепости. Крепость была построена со стратегическими целями в царствование Михаила Федоровича Романова в 1633 году. Несомненно, в это время построены были церкви и получили своё начало некоторые приходы. В бывшем городе Чернавске к концу его существования было шесть церквей, а теперь в Чернавске 3 церкви: Владимирская, Покровская  и Пятницкая. По числу церквей и 3 прихода с такими же названиями. В настоящее время в трех приходах села считается больше 8 тысяч постоянных жителей обоего пола. За исключением небольшого числа торговцев – мещан все прихожане принадлежат к сословию государственных крестьян.

А) Владимирский приход. В приходе Владимирской церкви числится 2700 душ обоего пола. Церковь эта довольно обширная, трехпрестольная, каменная. Построена она с главным престолом во имя Владимирской иконы Божией Матери, в 1818 году на место деревянной церкви с тем же престолом. В период с 1837 по 1850 гг церковь была значительно расширена по бокам. Местночтимая древняя икона Владимирской БМ в серебряной вызолоченной ризе поступила в новую церковь Владимирского прихода из прежней деревянной, а туда по преданию из давно упраздненного Владимирского мужского монастыря в городе Чернавске. При главной Владимирской церкви в одной с ней ограде находится каменная теплая церковь с главным престолом во имя иконы БМ Утоли моя печали. В ряде с главным престолом устроено еще 2 престола, с правой стороны во имя Свт. и Чудотворца Тихона Задонского, а с левой во имя Свт. и Чудотворца Митрофана Воронежского. Церковь окончена постройкой в 1877 году. Сооружена она, как и Владимирская, старанием и на средства прихожан. В Утолимской церкви находится особенно чтимая святая икона Святителя Тихона Задонского с его святыми мощами. Икона эта написана собственноручно преосвященным Феофаном, бывшим епископом Владимирским и