Тибанов Иван 
студент II курса 
богословского отделения 
магистратуры МПДА


ЦЕРКОВЬ КАК ТЕЛО ХРИСТОВО
В ПОНИМАНИИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА


ВВЕДЕНИЕ

Когда мыслитель создает определение и включает в его содержание множество граней характеризуемого им предмета, то на деле происходит совершенно обратный процесс – ускользает сущность дефиниции. Поэтому, в данных ситуациях, большое распространение получает язык образов и символов. Это язык особенно важен для нас там, где мы соприкасаемся с реальностью невыразимого, «с реальностью того, что выходит за пределы легкопередаваемых событий и фактов»[1]. Поэтому, в богословской науке, язык образов особенно распространен. Определению понятия «Церкви» посвящено множество трудов, которые пытаются раскрыть ее содержание, но, несмотря на это, по-прежнему фундаментальным выражением ее сущности являются слова апостола Павла: Церковь – это тело Христово (1 Колл. 1:24), в этом определении «Церковь явилась как Новый Завет, в новом онтологическом смысле»[2].

Из новозаветной истории мы знаем, что Господь наш, Иисус Христос, ради нас и нашего спасения пришел на землю, воплотился, страдал, умер, воскрес и вознесся на небо и «для приложения и усвоения сего спасения»[3], в день Пятидесятницы, «Дух Святой сошел на апостолов»[4], которые «силою Его и воздвигли на земле обетованную Церковь», «сокровищницу благ духовных»[5]. С этого момента было положено основание Церкви[6], дома «веры и спасения, тело Господу, ковчег спасающихся от потопления в нечестии, грехе и злобе сатанинской»[7]. Церковь – это новая реальность, которая явилась в мир с пришествием Богочеловека Христа.

Практически во всех трудах и рукописях одного из выдающихся отечественных ученых-подвижников XIX века, свт. Феофана (Говорова), затворника Вышенского, понятие о Церкви как Теле Христовом находит свое подлинное, святоотеческое выражение.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Церковь, по мысли свт. Феофана, как дом спасе­ния и как общество спасаемых, существует для «богообщения в Господе Иисусе Христе»[8]. Продолжая эту мысль, святитель говорит, что Христос, вступившему в Церковь через таинство Крещения, сообщает «Себя и Духа благодати»[9] и через этого делает христианина тем, «чем ему следует быть в теле Церкви Христовой»[10]. Как в живом теле задействованы все органы, так и в Теле Церкви все «задействованы на служение»[11]. Поэтому и нужно, что­бы «каждый, какое приял дарование, тем и слу­жил всем»[12].


Вклад каждого христианин в созидание Тела Церкви

В понимании Церкви, как Теле Христовом, свт. Феофан видит антиномичность: «многое есть единое и единое – многое»[13]. Далее, рассматривая духовные дары христиан, он комментирует, что это «единство (прим. заключается) в том, что всякий член делает все только для всего тела, забывая о себе, и за это все получает от всего тела <…> тело живет, живое же тело и их живит»[14].

У каждого человека есть свободная воля, благодаря которой он может выбирать как добро, так и зло. Если человек выбирает жизнь по Евангельским заповедям, то через это «Тело Христово <…> растет <…> по той мере, в какой каждый член отвечает своему назначению или действует во благо Церкви»[15].

Действуя так, христианин не должен позиционировать себя «начальным лицом, но орудием в составе целого тела Церкви»[16]. Поэтому, каждый должен действовать во благо всех, и по совету апостола, имеющий дарование служить – служи, учить – учи, утешать – утешай, подавать – подавай (Рим. 12:7-8).

Христос дал нам различные дары, получая их, мы должны применять все свои таланты в служении ближним, т.е. снова возвращать их Христу, таким образом, в этом святитель усматривает «круговращение жизни тела Христова, в коем от Него все исходит и к Нему все возвращается <…> Необходимо все возвращать во Христа, ибо вера Христова такова, что в ней все верующие составляют единое тело под главою Христом и, все от Него получая, все к Нему возвращать должны чрез любовное взаимодействие друг на друга, по мере полученных от Христа Господа сил»[17]. Вся наша жизнь в этом ключе должна быть пропитана любовью, ибо «в теле Христовом все христиане прочно соединены между собой только тогда, когда они соединены с Господом»[18].

Это качество выделяет Церковь, показывая ее отказ от сектантского партикуляризма[19] и именно этот аспект, прежде всего, подчеркнут в святоотеческих текстах. Свт. Феофан делает вывод, что «если бы все действователи имели такое настроение, как скоро возвысилось бы и умственное, и нравственное совершенство христиан! <…> Сколько зла от забвения сего простого правила!»[20].


Приход – малое Тело Церковное

Интересное пояснение дает святитель Феофан относительно приходской жизни. В одном из своих писем он говорит, что «Вы, – целым приходом своим, – составляете малое тело церковное»[21]. В действительности, приход изображает собой малое Церковное тело, в котором люди спасаются, стараются жить по-христиански и освящаются таинствами. Таким образом, молитва, которая идет в одной приходской общине, на столько же сильна, насколько сильна вся Церковь в ее целом составе. В одном из писем святитель указывает на то, что священник «есть представитель <…> всех наших верующих братий, известных и неизвестных, видимых и невидимых, живых и умерших, составляющих в смысле мистическом и истинном, тело Иисуса Христа»[22].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о Церкви есть вопрос родной для каждого христианина, личный. По тому же православному убеждению, вне Церкви – живого богочеловеческого организма, нет спасения, нет вечной жизни, от которой мы грехом отделены, но которой жаждем. Церковь, как мистическое Тело Христово, есть та стихия, в которой силой благодати Божией совершается возрождение, обновление и воскресение человека, даруется бессмертие, бесконечная жизнь в Боге. Отношение человека к Церкви определяет его отношение к Богу и его вечную судьбу[23].

Как дыхание телесное осве­жает и оживляет весь организм, так и жизнь в Церкви, по мысли свт. Феофана, «оживляет весь состав духовной жизни. Как кровоточивая, кос­нувшись края ризы Господа, привлекла целитель­ную себе от Него силу, так всякий (прим. христианин) <…> прием­лет приток духовных стихий в оживление своего духа. Внешний чин Церкви есть риза Господа, самая же Церковь — тело Его»[24].

Следуя всему вышесказанному, православный христианин, находясь в Теле Церкви и служа окружающим его людям теми талантами, которые дал ему Господь, выполнит свое призвание на земле, принесет свою лепту во славу Господа и «тем исполнит (прим. свое) назначение в святой Церкви»[25]. Возрастая так, по молитвам свт. Феофана, мы будем на верном пути и достигнем Царствия Небесного.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУТРЫ

1. Афанасий (Евтич), иером. Экклесиология апостола Павла. – М.: Новоспасский монастырь, 2009. – 384 стр.

2. В.Н. Лосский, еп. Петр (Л'юилье). Толкование на Символ веры. – Киев, 2000. – 59 стр.

3. Мень Александр, прот. Верую… Беседы о Символе Веры. – М., 2001. – 181 стр.

4. Феофан Затворник, свт. Два слова о святом таинстве крещения. – М., 1886. – 16 стр.

5. Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. – М., 1893. – 138 стр.

6. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. – М.: Изд-во: Отчий Дом, 1997. –

7. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. – М.: Правило веры, 2005. – 686 стр.

8. Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. – М.: Правило веры, 2003. – 591 стр.

9. Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. – М., 1892. – 253 стр.

10. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. – М.: Правило веры, 2004. – 643 стр.

11. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам первого. – М.: Правило веры, 2006. – 805 стр.

Церковный вестник. № 11(264) июнь2003 г / Архипастырь http://www.tserkov.info/archi/?id=5201 № 11(264).


[1] Мень Александр, прот. Верую… Беседы о Символе Веры. – М., 2001.– С.11.

[2] Афанасий (Евтич), иером. Экклесиология апостола Павла. – М.: Новоспасский монастырь, 2009. – С.144.

[3] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. – М.: Правило веры, 2005. – С.546.

[4] Там же. – С.117.

[5] Феофан Затворник, свт. Два слова о святом таинстве крещения.

[6] См.: Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. – М.: Изд-во: Отчий Дом, 1997. – С.22.

[7] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения … – С.487.

[8] См.: Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения … – С.614.

[9] Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. – М.: Правило веры, 2004. – С.398.

[10] Там же.

[11] См. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. – С.47.

[12] Там же.

[13] Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам первого. – М.: Правило веры, 2006. – С.572.

[14] Там же. – С.577.

[15] Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. – М.: Правило веры, 2004. – С.398.

[16] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения … –С.577.

[17] Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам … – С.398-399.

[18] См.: Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения … – С.615.

[19] В.Н. Лосский, еп. Петр (Л'юилье). Толкование на Символ веры.

[20] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения … – С.577-578.

[21] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. – М.: Правило веры, 2003. – С.99.

[22] Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. – М., 1892. – С.105.

[23] Церковный вестник. № 11(264) июнь2003 г / Архипастырь http://www.tserkov.info/archi/?id=5201 № 11(264).

[24] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни … – С.350.

[25] Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. – М., 1893. – С.106.