Студент 2 курса магистратуры

Санкт-Петербургской Духовной Академии,

Черников Алексей,

 

Взаимные обязанности супругов

(по книге свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»)

 

Ваше Высокопреосвященство, уважаемые отцы, братья и сестры! Тема моего доклада: «Взаимные обязанности супругов». Наверное, такая тема может звучать странно, так как можно подумать, что может епископ, который не состоял в браке, знать о тонкостях семейной жизни? Но свт. Феофан имел обширную переписку, в числе его духовных чад были и семейные люди. Кроме того, он жил во время традиционного для России уклада и иерархии семьи. Поэтому мысли святителя о семейной жизни, и в частности об обязанностях супругов, могут быть нам интересны. Обратимся к его труду «Начертание христианского нравоучения».

Рассмотрим сначала обязанности мужа. Свт. Феофан пишет, что «муж глава жене»[1]. По учению Церкви супруги равны перед Богом, но в семье имеют разные функции и обязанности, обусловленные полом. Семья имеет свою систему иерархии, соподчинения. Главой семьи является Христос, муж является главой для жены, жена – помощницей мужу, а дети находятся в послушании у родителей. Психологические особенности мужчины и женщины как раз определяют то, что для мужчины естественно быть главой, а для женщины – ему помощницей. Эти отношения господства и подчинения строятся на взаимном свободном согласии и любви[2]. Главенство мужа следует отличать от деспотизма: власть в христианском понимании является служением. Муж должен осуществлять власть по примеру Христа, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:7), пошел за Церковь на Крест. Критерием того, правильно ли муж осуществляет свою власть, является забота об истинном благе всех членов семьи[3]. По свт. Феофану «сия власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругою и сильною любовию заставляй ее быть себе покроною»[4].

Свт. Феофан продолжает: «Глава семейства… должен воспринять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме (имеется в виду не только хозяйство, но в первую очередь все прочие члены семьи),.. и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и перед Богом, и пред людьми за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все, за него получает стыд и одобрение, болит и веселится»[5].

У семьи должен быть глава, но, к сожалению, часто этому противится не только жена, но и муж, призванный быть главой. Современный мужчина часто воспитывается без отца, женщинами, ему не с кого брать пример. Да и в настоящей гуманистической модели общества все люди равны между собой. Заметим, что глава семьи берет на себя полную ответственность, не частичную, не распределяет ее. Чтобы ни сделала его жена или дети, отвечает он. Мужчине сложно это принять, и боясь груза ответственности, он перекладывает его на супругу. Большая часть семей, и православных в том числе, живет под явным или скрытым главенством жены[6].

Посмотрим, какие обязанности есть у главы? Во-первых, по свт. Феофану забота мужа должна быть обращена на «благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтоб все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную и безбедную. В этом житейская мудрость – честная, Богом благословенная… В сем отношении он распорядитель и правитель дел». Материальное обеспечение семьи – важная обязанность мужа, но, к сожалению, часто он берет одну эту обязанность, а все остальное отдает супруге. Как же быть, ведь действительно в настоящее время муж вынужден много работать, чтобы прокормить семью? Пусть будет так, но ему следует хотя бы в меньшей мере, но не упускать и другие обязанности главы[7].

Святитель называет вторую обязанность мужа: «При внимании к ходу вещественных дел и духовные дела тоже на нем. Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем – определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем – вразуми, укрепи, остепени»[8]. Муж также «должен смотреть за нею (женою), заботиться о ее умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно»[9].

Глава отвечает за духовную жизнь семьи: насколько благочестивы его супруга и дети, что происходит в их душевном мире, чем питается их душа: какой у детей круг общения, что они читают, как проводят досуг и т.д.? Именно муж отвечает перед Богом за воспитание детей, а жена помогает ему в этом. Однако часто эту обязанность главы берет на себя супруга: молится с детьми, заведует религиозным и культурным просвещением. А как должно быть? Если жена хочет помочь мужу, то, с одной стороны, ей не нужно брать роль главы, не быть локомотивом, но, с другой стороны, ей не следует просто сидеть и ждать, пока муж подумает, например, о религиозном образовании детей. Ей нужно изучить вопрос и предложить свои идеи мужу на решение.

Мужчина чувствует себя главой семьи. Если он не реализуется как глава, то начинает этому противостоять: может скандалить, утверждая свое главенство, уходить от травмирующей его реальности через различные зависимости или вообще уйти из семьи.

В-третьих, «устрояя все одною рукою внутри, другою должен он действовать вне; одним глазом смотреть внутрь, другим – вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за все семейство берется прямо за него. Потому все необходимые сношения и общественные дела – на нем». Все или подавляющее число обязанностей вне семьи – на муже. Например, устройство ребенка в школу, присутствие на родительском собрании, ремонт, вызов сантехника и прочее. Муж – представитель семьи в обществе, ее лицо.

И последнее, «на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи общие и свои частные и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память об них передавать из рода в род»[10]. Муж должен позаботиться о составлении родословной своего рода, знать своих предков, молиться о них; хранить традиции и обычаи рода.

Муж может делегировать жене какие-то свои обязанности, но не отказываться от них. То есть жена ему в чем-то помогает, но советуется с ним и дает ему отчет. Например, муж делегирует жене кухню. Она не звонит ему каждый раз спросить, какой варить суп. Но если пришли гости, а угощение еще не готово или пересолено, то кто виноват? – Муж, он не досмотрел.

Итак, муж должен интересоваться всеми делами семьи, в хорошем отношении «совать нос» везде, так как ответственность на нем. Ответственность других членов семьи включена в зону ответственности главы семьи.

Теперь перейдем к обязанностям жены.

Одной из важнейших обязанностей жены по свт. Феофану является то, что она сознательно трудится над тем, чтобы иметь у себя главу: жена должна «иметь у себя главу, не оставаться без нее, никак не позволять, чтоб их было две или больше того»[11]. (Последнее может быть в случае, если в семейные дела вмешиваются родители). Поступая так, она поможет мужу стать главой.

В различных семейных вопросах жена должна советоваться с мужем. Например, нужно отдать ребенка в секцию. Жена собирает информацию о разных секциях, молится, - все это ее творчество и труд, и идет за благословением к мужу. Он выслушает, подумает и помолится, чтобы через него открылась воля Божия. Представим, что жена музыкант и хочет отдать подростка в музыкальную школу. Она все разузнала: школа и педагоги хорошие, отзывы родителей прекрасные, и не спросив мужа, приняла решение сама. И вроде все хорошо, но потом выясняется, что у ребенка развивается тщеславие или гордость. Если жене и кажется, что в каком-то вопросе она специалист, но вопрошать волю Божию нужно через главу семьи. Свт. Феофан в одном из писем пишет: «Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, дает позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог…»[12] Муж в этом случае мог бы решить отдать сына-подростка, например, в секцию борьбы, так как в переходном возрасте тот особо нуждается в самоутверждении и развитии мужских качеств. Таким образом, и муж растет духовно – он учится иметь у себя главу – Христа, испрашивать и познавать волю Божию[13].

Во-вторых, жена «должна во всем слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданною, чтоб ни делом, ни мыслию даже не загадывать ничего без его воли. Верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не попуская того, чтоб когда-нибудь поставить на своем, вообще ни в чем не желать и не являть главенства. В случае несогласия быть уступчивою и терпеливо сносить все, что покажется не по нраву, иначе не сохранишь мира дорогого»[14]. То есть жене следует слушаться мужа во всем, что не противоречит заповедям Божиим и христианской совести. Даже если он не прав ради сохранения семейного мира ей лучше смириться. Если муж примет неправильное решение, а жена, высказав свое мнение, уступит, то когда наступят последствия, он поймет свою ошибку, и в будущем будет больше ее слушать и доверять. Послушание жены рождает ответное желание мужа послушаться ее совета.

В-третьих, послушание жены «не отнимает у ней обязанности заботиться о добронравии супруга. Своею мудростию и влиянием она может изменить его нрав, если он неисправен; по крайней мере, она не должна оставлять его в небрежении, но, сколько есть ума и сил, действовать на него и исхищать как из огня… Для сего саму себя украшать… добродетелями»[15]. Одна из целей семейной жизни заключается в помощи во взаимном спасении. Если муж будет видеть рядом с собой добродетельную жену, то сам будет стараться дорасти до нее.

Далее, в обязанности жены входит «блюдение домашних дел, хотя исполнительное только».

В заключение свт. Феофан пишет, что «выходя во вне, не должно выносить сора. Внешние пусть и знают только внешнее. Что бывает внутри, то должно быть священною для всего дома тайною. Надо и словом и делом защищать честь своего дома»[16]. Супругам не стоит рассказывать о неурядицах в семье никому, кроме духовника, который молиться о них, помогает преодолевать трудности.

Кроме того, свт. Феофан выделяет общие обязанности супругов, такие как: «любовь, не страстная, но чистая и трезвая, свидетельствуемая внутри взаимною привязанностью и живым участием, равно как скорым и подвижным сочувствием, а вне, взаимно – содействием, по коему глаз и рука одного там же, где и другого. Отсюда истекает мир непресекаемый и согласие нерушимое,.. доверие, по коему несомненно один во всем может положиться на другого,.. верность сурпужеская,.. – и душою и телом принадлежать только друг другу,.. не ревновать…»[17].

Действительно, целью человеческой жизни является обожение, для чего человеку нужно уподобиться Богу в любви, чтобы любовь стала главным содержанием его сердца. В семье для человека создаются прекрасные условия, чтобы трудиться над этой добродетелью, так как легко любить на расстоянии, быть доброжелательным с людьми, которых видишь время от времени. А чем человек ближе, тем делать это сложнее, так как мы видим недостатки наших близких. Поэтому в семье любовь должна преодолеть самые большие испытания[18]. В основе любви лежит жертвенность. В семье человек как раз учится жертвовать своими интересами ради супруга(ги), детей. В браке человек добровольно ограничивает свою свободу, у него нет больше своей жизни, своих интересов, своей печали или радости. Все становится общим. А когда в семье появляются дети, то степень самоотвержения возрастает – нет больше своей жизни, но есть жизнь супруга(ги) и детей[19]. Поэтому семью можно считать школой возрастания в любви.

Таким образом, свт. Феофан пишет о правильной, благословенной Богом иерархии семейных отношений. Муж является главой жене, Он учится иметь у себя главу – Христа, познавать и следовать воле Божией. Он берет на себя полную и всестороннюю ответственность за семью. Жена является ему в этом первой помощницей и советчицей. В настоящее время от мудрости женщины во многом зависит, сможет ли муж стать настоящим главой семьи. А мужчине стоит помнить о своем высоком призвании. Также супругам следует постоянно иметь перед собой цель семейной жизни – возрастание в любви.

 

 

Список использованной литературы

1.        Антипенко Г., прот. Обязанности мужа и жены / Лекция в Просветительском Центре свт. Иннокентия Московского при храме Державной иконы Божией Матери, 26 ноября 2014 [Электронный ресурс]. СПб., 2014. 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM).

2.        Гагарин И., прот. Любить, а не искать любви. – Клин: Христианская жизнь, 2008. – 63 с.

3.        Нравственные основы семейной жизни. 11 класс / Моисеев Д, свящ., Нина (Крыгина), монахиня. – Екатеринбург: ИНФОФОНД, 2010. – 292 с.

4.        Пестов Н.Е. Сущность и цели брака // Патриарший центр развития детей и молодежи / URL: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm (дата обращения: 20.01.2017).

5.        Пуликовский Я. Стоит быть отцом. Главная роль мужчины – Минск: Про Христо, 2002. - 152 с.

6.        Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. – М.: Отчий дом, 2010. – 624 с.

7.        Феофан Затворник, свт. Как сохранить благочестие в семейной жизни // Православная электронная библиотека / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2011#part_25575 (дата обращения: 20.01.2017).

 



[1] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. – М.: Отчий дом, 2010. - С. 588.

[2] См.: Нравственные основы семейной жизни. 11 класс / Моисеев Д, свящ., Нина (Крыгина), монахиня. – Екатеринбург: ИНФОФОНД, 2010. – С. 103 - 105.

[3] См.: Пуликовский Я. Стоит быть отцом. Главная роль мужчины – Минск: Про Христо, 2002. – С. 74,75, 98.

[4] Феофан Затворник, свт. Как сохранить благочестие в семейной жизни // Православная электронная библиотека / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2011#part_25575 (дата обращения: 20.01.2017).

[5] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского … С. 584.

[6] См.: Антипенко Г., прот. Обязанности мужа и жены / Лекция в Просветительском Центре свт. Иннокентия Московского при храме Державной иконы Божией Матери, 26 ноября 2014 [Электронный ресурс]. СПб., 2014. 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM).

[7] См.: Антипенко Г., прот. Обязанности мужа…

[8] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского… С. 585.

[9] Там же. С. 588.

[10] Там же. С. 585.

[11] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского… С. 585.

[12] Феофан Затворник, свт. Как сохранить благочестие...

[13] См.: Антипенко Г., прот. Обязанности мужа…

[14] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского… С. 589.

[15] Там же. С. 589.

[16] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского… С. 586.

[17] Там же. С. 588.

[18] См.: Гагарин И., прот. Любить, а не искать любви. – Клин: Христианская жизнь, 2008. – С. 7-9,15,16.

[19] См.: ПестовН.Е. Сущность и цели брака // Патриарший центр развития детей и молодежи / URL: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm (дата обращения: 20.01.2017).