Заведующий учебным отделом

Московской духовной академии

иеромонах Корнилий (Зайцев)

 

УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

О ПРИРОДЕ ДУШИ

 

 

В ряде научных публикаций, посвященных исследованию наследия святителя Феофана (Говорова), Затворника Вышенского, неоднократно рассматривалась тема души человека. Главным образом, научные устремления авторов были направлены на полемику свт. Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова в вопросе о нематериальности души[1], а также на взаимоотношения православного учения о душе и психологической науки XIX в.[2].

Тема природы души человека, ее сущности, силах и действиях на данный момент не была рассмотрена в полном виде. Для заполнения имеющейся лакуны, в рамках настоящего доклада, принимается попытка раскрытия учения святителя Феофана Затворника о природе души человека.

Перед тем, как начать изложение данной темы, Вышенский Затворник рассуждает о возможности наблюдения за душой. С одной стороны, человек, который находится во власти греха не может осуществлять постоянное наблюдение за своей душой и тем самым не улавливает ее деятельность. Но, с другой стороны, как говорит святитель Феофан, «кто Божественной благодатью воцарен внутри себя, тот держит свое внутреннее в своей власти, а потому видит, куда что направляется»[3]. Поэтому тот, кто стяжает благодать Святого Духа, может совершенствоваться в своем самопознании. При этом важно понимать, что постороннему человеку невозможно осуществить познание чужой души, Вышенский Затворник прямо говорит, что «это сделать практически невозможно»[4]. Таким образом, от каждого человека зависит то, насколько глубоко он сможет познать свою душу[5].

Стоит отметить, что благодатное соединение с Богом не уничтожает самостоятельность души[6]. Хотя она и прикасается неким особым образом к Богу и проникается Его силой, но от этого не перестает быть душою, т.е. «существом разумно-свободным, подобно тому, как раскаленное железо или уголь, проникаясь огнем, не перестают быть железом и углем»[7].

Душа, находящаяся между телом и духом[8] – как высшей части души человека, есть действительная, живая, духовная сила[9]. Под духом святитель Феофан понимает ту высшую силу души, которую вдунул Бог в лицо человека при его сотворении[10]. Из земли вышла душа всех земных существ и душа человека, схожая в низших своих проявлениях с душой животных, возвышена духом «над всякою нечеловеческою душою»[11]. Поэтому внутри себя мы замечаем то, что есть у животных, и то, что свойственно душе человека, а высшей степени ‒ духу[12].

Кроме этого, дух несравненно выше души человека[13], ее качеств и свойств. Если душа направлена на устройство временного, земного быта, ее чувства и состояния держатся на видимом, то высшие области ‒ это предмет духа, который может передавать душе знания о небесном[14].

Также дух ‒ это орган богообщения, «это сила Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая»[15]. Дух ‒ это все те проявления внутренней жизни человека, «которые устремляют его от земного к небесному, от временного к вечному, от тварного к Божественному»[16]. Дух, как сила от Бога, ищет Его и в Нем находит покой. Он чувствует полную от Него зависимость и «сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им»[17].

Таким образом, духу свойственны жажда Богообщения[18], страх Божий, совесть, неудовлетворенность всем тварным[19]. Его движущие начала ‒ это «вера в Бога, чувство всесторонней зависимости от Него и уверенность в Нем»[20]. В мысленной части души он проявляется в стремлении к идеальности[21]. В деятельной части души дух вызывает «желание и производство бескорыстных дел»[22]. Далее, поднимаясь над мирским и суетным производством дел, дух понуждает совершать дела не потому, что они нужны, а потому, что «они хороши, добры и справедливы <…> несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему»[23]. Далее, в чувственной части души, дух проявляется в «стремлении к любови и к красоте, в чувств от услаждения красотою»[24].

Вернемся к вопросу отличия человека от животных, а также к теме различия души и духа. Говоря о значении духа в жизни человека, свт. Феофан производит анализ существующих творений: растительный мир, животные и человек. Каждая следующая ступень содержит в себе особые свойства и качества предыдущей ступени.

Так, низшая сила действует в мертвой природе, выше этой силы стоит сила растительная, далее животная. Выше животно-душевной силы ‒ сила человеческой природы. Далее в человеке надо различать душу и дух, так как первоначально, по мнению Святителя, «было животное в образе человека, с душой животной. Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек ‒ ангел в образе человека» [25]. Конечно, эти слова Владыки могут взять на вооружения материалисты и радикальные приверженцы теории эволюции Дарвина. Но Вышенский Затворник поясняет, что из-за того, что ученые не осознают в человеке различия души и духа, они производят человека от обезьяны. Он считает, что будет внесена ясность в вопросе различения «духа от души <…> вся теория Дарвина падет сама собою»[26].

Рассуждая о первоначальном состоянии духа, святитель Феофан говорит, что до грехопадения человек находился в живом общении с Богом. Это общение было прервано грехом, и сила духа практически исчерпалась. Он был уже не властен держать душу и тело. Необходимо было освободить человека от этого закона и вернуть духу его власть. Это и было совершено в домостроительстве нашего спасения Господом Иисусом Христом[27].

При этом человеку дается свобода выбора. Он может направлять дух к богообщению, но может поступить так, что его душа ‒ сила, коей предоставлено заведование земным бытом, ‒ «он бывает заглушен» в данном контексте должно относится к человеку, а не к духу. Но может поступить так, что его душа ‒ сила, коей предоставлено заведование земным бытом, – «возьмет верх над духом»[28], который через это «бывает заглушен, но никогда не уничтожается и всегда есть внутри, и тотчас подает голос…»[29].

Когда дух подавлен, его движения заменяются душевными: молитва к Богу заменяется эстетическими удовольствиями, созерцание Бога ‒ бесплодным поиском истины научным путем[30].

Чтобы дух не угасал, необходимо пребывать в Боге[31]: тон жизни в человеке должен задавать дух; душа же и тело должны ему подчиняться, «состоять в его услужении, действовать в его видах. Силу на это дух почерпает из богообщения, которое облекает его царственной властью над душой и тело»[32]. Получая благодать от Бога, дух начинает «властно[33] распоряжаться душевными силами и действиями, в видах преобразования ее всей по своим началам, или одухотворения ее»[34], наставляет Вышенский Затворник. Питать и оживлять[35] дух, а через него душу, в первую очередь необходимо через Божественные истины и святые таинства[36].

Также свт. Феофан особо подчеркивает духовность (нематериальность) души. Именно на этой почве возник его знаменитый спор со свт. Игнатием (Брянчаниновым). Свт. Игнатий, со своей стороны, утверждал, что душа по своей сути состоит из эфира и имеет вид нашего грубого тела: «все его члены, даже волосы, характер его лица, ‒ словом, полное сходство с ним»[37]. Но тонкость вещества, или его эфирность, «не делает его невещественным. Поэтому как ни тонок эфир, однако никто не назовет его невещественным»[38], убеждает своего оппонента свт. Феофан. Следовательно, отрицая вещественность в естестве души и Ангелов, Церковь отрицает и их эфирность.

Святитель говорит, что Бог мог даровать духам возможность «собирать вокруг себя стихии и облекаться в видимое тело, когда это бывает нужно для исполнения святой Его воли. Я не вижу тут ничего невозможного», заключает Вышенский Затворник. Душа в земной жизни действует на материальное, и эта способность сохраняется у нее по разлучении от тела. Она имеет такую же оболочку, как и ангел[39].

Душа проявляется во всей практической жизни, соответственно этому у нее есть потребности  и силы[40]. Она не статична, но постоянно пребывает в действиях. Она проявляется внутри нас различными сознательными явлениями[41], а именно: в мыслях, желаниях и чувствах. Опираясь на святоотеческое учение о силах и способностях души, свт. Феофан выделяет рассудительную, вожделевательную (пожелательную, или похотную) и раздражительную[42] силу. Главные потребности души объединяются в трех направлениях ‒ знания[43], попечительности и поиска эстетических удовольствий[44].

Кроме этого Вышенский Затворник перечисляет следующие движения и способности души:

·                   чувство[45],

·                   мысль[46],

·                   желание[47],

·                   память[48],

·                   рассудок[49],

·                   вкус[50],

·                   воля[51],

·                   разум и ум[52],

·                   сердце[53],

·                   совесть[54].

После грехопадения человека, силы души исказились. Разум стал отвлеченным, мечтательным, т.к. не удерживается сердцем и не управляется волей. Воля, в свою очередь, не управляется разумом и не ориентируется на сердце. Сердце не следует указаниям разума и не отрезвляется с помощью воли. Таким образом, силы души потеряли взаимную помощь[55].

Для того, чтобы достичь успеха в деле духовного совершенствования, святитель Феофан так советует направлять силы души: ум ‒ на богомыслие, истину и упорядочивание мыслей, сердце ‒ на сочувствие к силе истины и молитву, волю ‒ на добрые дела[56]. Вышенский Затворник, как знаток души, подробно описывает процесс действия этих сил души.

Рассмотрев некоторые аспекты свт. Феофана о душе, можно сделать определенные выводы. Так, состав человека по свт. Феофану ‒ это дух, душа, тело. Под духом он понимает высшую сторону нетелесной стороны человека. Изначально наша душа была близка к животным, но Господь вдунул в лицо человека при его сотворении дух ‒ особую силу, которая содержит в себе все те проявления внутренней жизни, которые устремляют его от земного к небесному.

По соотношению и иерархии духа, души и тела можно судить о состоянии человека: у человека греховного иерархия нарушена и тело правит душой, поэтому ставится задача восстановления правильной структуры: дух руководит душой, а душа телом.

В рамках частного богословского мнения, Вышенский Затворник говорит о мировой душе ‒ стихии, которая все пронизывает и которая производит материальные процессы по Божией воле. Души людей и ангелы имеют оболочку от состава мировой души, при этом сами они остаются духами бесплотными. Святитель поясняет, что с помощью этой оболочки они могут воздействовать на материальные предметы.

Душа ‒ это действительная, живая, духовная сила, пребывающая в движении и имеет свои определенные силы: рассудок, разум и ум, воля, воображение, наблюдение, чувство, желание, вкус, мысль, память, а так же сердце и совесть.

Тело является сосудом для души. Имея свои силы, они взаимодействуют вместе, оказывая влияние друг на друга, как отрицательное, так и положительное. Человек ‒ это и есть соединение души и тела, поэтому тело без души мертво и подвергается процессу разложения, так и душа без тела не является полноценным человеком.

Душа по причине первородного греха разлучается от тела через смерть до будущего воскресения[57]. Душа поддерживает тело, поэтому когда она исходит из него, то тело, «лишась производящей их и поддерживающей жизнедеятельности, подчиняется внешнему влиянию воздуха, теплоты и влаги и начинают разлагаться на составляющие их элементы»[58]. Душа исходит из тела и оно остается целым, оставленным самому себе. Через это действие даруется свобода разлагающим процессам[59]. Поэтому, чтобы это действие произошло, душе не нужно быть с ним в химическом соединении[60].

Так как душа сама по себе не является человеком[61], таким как его задумал Бог, и сама жизнь души без тела не полная, то в воскресении человеку будет дано новое тело ‒ преображенное, а нынешнее истлеет[62].

В заключении доклада нужно сказать, что свт. Феофан при раскрытии темы души человека опирался не только на учение древних святых отцов, но и на данные современной ему науки, свидетельством являются многочисленные упоминания о химических процессах, физических явлениях, особенностях физиологического и психического склада человека. Хотя наука того времени не отрицала идей бессмертия и божественного происхождения души, все-таки наблюдался некий перекос в сторону телесной сферы, некое забвение собственно духовных феноменов. Святитель Феофан всегда стремился к целостному осмыслению человека, в единой трихотомии духа‒души‒тела. Эта идея стала стержневой в его трудах.

 

Список использованной литературы и источников

1.                Бель И. Учение святителя Феофана Затворника о природе души и ангелов // Феофановские чтения. Сборник научных статей Выпуск V Рязань 2012. С. 249. См также: // URL: http://svtheofan.ru/item/1262-bely-ivan.html (дата обращения: 10.01.2016 года). // URL:  http://pcroc.ru/st_theophanes_the_recluse_teaching_about_the_nature_of_the_soul_and_the_angels.php (дата обращения: 10.01.2016 года).

2.                Евмений (Перистый), игум. Пастырская психология и психотерапия  как  новое  направление  пастырского богословия / Свет  Православия:  официальный  сайт  просветительского  центра. // URL: http://www.reshma.nov.ru/psycology/pastirska/ppp.htm (дата обращения: 10.01.2016 года).

3.                Кураев А., диак. Знакомство со своей душой. // URL: http://www.zavet.ru/smv/rs/003kuraev.htm  (дата обращения: 10.01.2016 года).

4.                Предеин Д., прот. Полемика святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием Брянчаниновым по вопросу о природе ангелов. // URL: http://www.blagogon.ru/digest/247/ (дата обращения: 10.01.2016 года).

5.                Рыбаков С., прот., Психология в России XIX века как наука о душе и святитель Феофан Затворник. // URL: http://svtheofan.ru/item/1280-sepgiy-pybakov-ppotoiepey-analiz-vliyaniy-nekotopyh-peligiozno-filosofskih-ucheniy-na-pazvitie-sistemy-obpazovaniya-possii.html (дата обращения: (дата обращения: 10.01.2016 года).

6.                Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. 464 с.

7.                Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М., 2007. 604 с.

8.                Феофан Затворник, свт. Душа и ангел. М., 2014. 141 с.

9.                Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. Православие и современность. Электронная библиотека. М., 1997. 104 с.

10.           Феофан Затворник, свт. Начертание христианского вероучения. М., 2010. 689 с.

11.           Феофан Затворник, свт. Малые произведения. / Краткое учение о богопочитании. Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М., 2008. 616 с.

12.           Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года. Краткие поучения. М., 2009. 402 с.

13.           Феофан Затворник, свт. О Православии с предостережениями от погрешений против него. ТСЛ, 1995. 202 с.

14.           Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Электронная библиотека. М., 1999. 186 с.

15.           Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и о духовной жизни. М., 2008. 484 с.

16.           Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Собрание писем. Поучения. М., 2007. 448 с.

17.           Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. 656 с.

18.           Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М., 2007. 544 с.

19.           Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008.

20.           Феофан Затворник, свт. Рукописи из кельи. М., 2008.

21.           Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2007.

22.           Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Галатам. М., 2005.

23.           Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Ефесянам. М., 2004.

24.           Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Римлянам (главы 1-8). М., 2006.

25.           Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла: К Колоссянам, к Филиппийцам. М., 2005.

26.           Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Коринфянам первого. М., 2006.

27.           Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла: К Коринфянам второго. М., 2006.

28.           Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла: К Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005.

29.           Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла: К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М., 2005.

30.           Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009.

 



[1] Бель И. Учение святителя Феофана Затворника о природе души и ангелов // Феофановские чтения. Сборник научных статей Выпуск V Рязань 2012. С. 249. См также: // URL: http://svtheofan.ru/item/1262-bely-ivan.html (дата обращения: 10.01.2016 года). // URL:  http://pcroc.ru/st_theophanes_the_recluse_teaching_about_the_nature_of_the_soul_and_the_angels.php (дата обращения: 10.01.2016 года).

Предеин Д., прот. Полемика святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием Брянчаниновым по вопросу о природе ангелов. // URL: http://www.blagogon.ru/digest/247/ (дата обращения: 10.01.2016 года).

[2] Рыбаков С., прот., Психология в России XIX века как наука о душе и святитель Феофан Затворник. // URL: http://svtheofan.ru/item/1280-sepgiy-pybakov-ppotoiepey-analiz-vliyaniy-nekotopyh-peligiozno-filosofskih-ucheniy-na-pazvitie-sistemy-obpazovaniya-possii.html (дата обращения: (дата обращения: 10.01.2016 года).

Евмений (Перистый), игум. Пастырская психология и психотерапия  как  новое  направление  пастырского богословия / Свет  Православия:  официальный  сайт  просветительского  центра. // URL: http://www.reshma.nov.ru/psycology/pastirska/ppp.htm (дата обращения: 10.01.2016 года).

[3] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского вероучения. М., 2010. С.342‒343.

[4] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М., 2007. С.132.

[5] Поэтому «самое главное знакомство, которое может произойти в твоей жизни <…> это знакомство со своей душой: ты, оказывается, есть. Мы, моя душа, и ты, моё тело ‒ не одно и то же». Кураев А., диак. Знакомство со своей душой. // URL: http://www.zavet.ru/smv/rs/003kuraev.htm  (дата обращения: 10.01.2016 года).

[6] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Галатам. М., 2005. С.269.

[7] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. С.241‒242. Начертание христианского вероучения. М., 2010. С.53‒54.

[8] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Римлянам (главы 1-8). М., 2006. С.557-560.

[9] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел. М., 2014. С.33.

[10] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Римлянам (главы 1-8). М., 2006. С.557-560.

[11] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.36-37.

[12] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.37.

[13] Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М., 2007. С.218.Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М., 2007. С.222.Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2007. С.171.

[14] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.36.

[15] Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла: К Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С.295-297.

[16] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Римлянам (главы 1-8). М., 2006. С.557-560.

[17] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М., 2007. С.224. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2007. С.174. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.37.

[18] Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла: К Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С.295-297.

[19] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Коринфянам первого. М., 2006. С.148-151.Толкования Посланий апостола Павла: К Коринфянам второго. М., 2006. С.204. Толкование Послания апостола Павла: К Римлянам (главы 1-8). М., 2006. С.557-560. С.593-600.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.37‒39.Наставления в духовной жизни. Православие и современность. Электронная библиотека. М., 1997. С.63.

[20] Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла: К Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С.295-297.

[21] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.43‒45.

[22] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.45‒46.

[23] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.46.

[24] Там же. С.46‒47.

[25] Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. Православие и современность. Электронная библиотека. М., 1997. С.33‒34; 63.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.42.

[26] Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. Православие и современность. Электронная библиотека. М., 1997. С.33‒34; 63.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.42‒43.

[27] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Римлянам (главы 1-8). М., 2006. С.593-600.Толкование Послания апостола Павла: К Ефесянам. М., 2004. С.430-431.

[28] Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. С.494.

[29] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Коринфянам первого. М., 2006. С.148-151.Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. С.520‒521.

[30] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М., 2007. С.224. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2007. С.174.

[31] Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла: К Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С.295-297.

[32] Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Электронная библиотека. М., 1999. С.74‒75.

[33] Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Собрание писем. Поучения. М., 2007. С.29‒30.

[34] Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла: К Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С.295-297.Толкование Послания апостола Павла: К Римлянам (главы 1-8). М., 2006. С.474.

[35] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Ефесянам. М., 2004. С.457.

[36] Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла: К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М., 2005. С.75.Толкование Послания апостола Павла: К Коринфянам первого. М., 2006. С.718.

[37] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел. М., 2014.  С.47.

[38] Там же. С.7.

[39] Там же. С.33; 59.

[40] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Римлянам (главы 1-8). М., 2006. С.557-560. Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла: К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М., 2005. С.809.Письма о христианской жизни. Собрание писем. Поучения. М., 2007. С.291.

[41] Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла: К Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С.295-297.

[42] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. С.398. Толкование Послания апостола Павла: К Галатам. М., 2005. С.527-528. Толкование Послания апостола Павла: К Ефесянам. М., 2004. С.483.Рукописи из кельи. М., 2008. С.333.

[43] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М., 2007. С.223. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2007. С.173.

[44] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М., 2007. С.224. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2007. С.173.

[45] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. С.325; 396.Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. С.59. Малые произведения. / Краткое учение о богопочитании. М., 2008. С.9‒10.Толкование Посланий апостола Павла: К Колоссянам, к Филиппийцам. М., 2005. С.71. Мысли на каждый день года. Краткие поучения. М., 2009. С.180.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.21.

[46] Феофан Затворник, свт. Малые произведения. / Краткое учение о богопочитании. М., 2008. С.9‒10.Рукописи из кельи. М., 2008. С.333.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.21.

[47] Феофан Затворник, свт. Малые произведения. / Краткое учение о богопочитании. М., 2008. С.9‒10.Рукописи из кельи. М., 2008. С.333.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009. С.21.

[48] Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. С.59.

[49] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. С.396.Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. С.59.

[50] Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. С.59.

[51] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. С.325; 396; 398.Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. С.59.Толкование Посланий апостола Павла: К Колоссянам, к Филиппийцам. М., 2005. С.71. Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. С.212.Малые произведения. / Краткое учение о богопочитании. М., 2008. С.9‒10.Мысли на каждый день года. Краткие поучения. М., 2009. С.180.

[52] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. С.325. С.398Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. С.59. Толкование Посланий апостола Павла: К Колоссянам, к Филиппийцам. М., 2005. С.71.Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. С.212.Малые произведения. / Краткое учение о богопочитании. М., 2008. С.9‒10. Мысли на каждый день года. Краткие поучения. М., 2009. С.180.

[53] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. С.398. Псалом Давида 118‒й. Толкование беседовательное. М., 2008. С.59.Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. С.212Малые произведения. / Краткое учение о богопочитании. М., 2008. С.9‒10.

[54] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. С.366. Начертание христианского вероучения. М., 2010. С.356.. Толкования Посланий апостола Павла: К Титу, к Тимофею (пастырские послания). М., 2005. С.388-389.

[55] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. С.208.

[56] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. С.212.Малые произведения. / Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М., 2008. С.246.Письма о молитве и о духовной жизни. М., 2008. С.317.

[57] Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2007. С.238. А также см.: Феофан Затворник, свт. О Православии с предостережениями от погрешений против него. ТСЛ, 1995. С.16.

[58] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел. М., 2014. С.125.

[59] Там же.

[60] Там же. С.126.

[61] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Коринфянам первого. М., 2006. С. 724-725; 753-754; 757.

[62] Там же. С. 724-725; 757.