Квартников П. В.,

преподаватель кафедры журналистики,

аспирант Рязанского государственного университета

имени С.А. Есенина

 

Духовная публицистика святителя Феофана Затворника:

основные темы и жанры

 

Святитель Феофан – не только потомственный священнослужитель, миссионер, пастырь, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение Отечества, содействовавший открытию церковно-приходских и воскресных школ, учёный, богослов, педагог, затворник Вышенской пустыни, но и русский духовный писатель, автор публицистических произведений.

В ходе исследования нам удалось проследить эволюцию представления о святителе Феофане Затворнике как о русском духовном писателе в общественном и научном сознании XIX-XXI вв.

Феофан Затворник в одном из своих писем говорит следующее: «Писать – это служба Церкви, или нет?! Если служба, – подручная, а между тем Церкви нужная; то на что же искать или желать другой?» [Письмо 211. О своих трудах по истолкованию Писаний. Ответ на желание, чтобы Святитель воротился на старую службу].

Как отмечает биограф святителя Феофана Затворника архимандрит Георгий Тертышников, студент Георгий Говоров в Киевской академии развил в себе способность и любовь к писательству. Своими письменными проповедническими трудами он снискал уважение не только сокурсников, но и преподавателей.

Сокурсник преосвященного Феофана по академии – митрополит Московский Макарий (Булгаков) вспоминал: «Никто лучше его не писал— только по скромности своей он не мог читать громко своего сочинения» [Титлов Б. Епископ Феофан // Русский библиографический словарь, издаваемый Русским историческим обществом. СПб., 1913. С. 386—394].

В научном исследовании, опубликованном в  1938 году, святитель Феофан называется «одним из самых славных и гениальных духовных писателей XIX века» [Депутатов Николай. Ревнитель благочестия XIX века епископ Феофан Затворник. Кандидатское сочинение студента IV курса богословского факультета святого Владимира в городе Харбине. Харбин, 1938].

В «Религиозноэтической энциклопедии», изданной в Афинах на греческом языке в 1965 году, епископ Феофан именуется одним «из самых замечательных русских духовно–аскетических писателей XIX века» [Религиозно–этическая энциклопедия. Афины, 1965. Т. 6. Стлб. 732].

Исследователь жизни и творчества Святителя Феофана – протоиерей Георгий Климов –  упоминает, что он «был одним из самых плодовитых духовных писателей XIX столетия. Все его творения исполнены, с одной стороны, искренности и простоты, с другой, – духовной силы и глубокой веры» [Георгий Климов, протоиерей. Краткий очерк жизни и деятельности святителя Феофана Затворника].

Наш современникмитрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в исследовании «Русские духовные писатели синодального периода» ставит Феофана Затворника в один ряд с наиболее яркими духовными писателями XVIII-XIX веков – святителями Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским, Игнатием (Брянчаниновым) и святым праведным Иоанном Кронштадтским.

С точки зрения литературоведения, публицистика – область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и так далее. Особое место в публицистике занимают такие жанры, как воспоминания, письма, дневники.Тема — предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении. Каждое явление действительности, — будь то живые лица, представители различных социальных слоев, события и отношения общественной и личной жизни, мысли и переживания.

Рассмотрим жанр духовного письма, являющийся одним из ведущих в духовно-творческом наследии святителя Феофана Затворника. Обратим внимание на одну из книг Полного собрания творений святителя, в которой раскрывается этот жанр, – «Письма о христианской жизни».

Как отмечается в предисловии к  книге, «Вмещая в себя общедоступные для всех истины ко спасению души, письма читались многими лицами и приобрели в небольшом кругу такую известность, что требование их слышалось безостановочно. Мы испросили право напечатать их».

Рассмотрим основные темы, затронутые писателям в «Письмах о христианской жизни». Остановимся на наиболее ярких образах и стилистических приёмах, раскрывающих эти темы.

 

Тема монашества

Святитель Феофан Затворник даёт определение монашества:

«Монашество есть, с отрешением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге. Монах тот, у кого так устроено внутренне, что только и есть Бог, да он, исчезающий в Боге», противопоставляет внешнее и внутреннее – облачение и дух: «Да что такое разумеют под монашеством? Ряса, клобук, четки и прочая внешность, точно не Спасителем учреждены... А сила и дух монашества указаны Им Самим — в Его собственном лице…», называет качества, присущие монаху: «благочестие, добрая нравственность, чистота сердца» (13), сопоставляет монаха с аскетом и пустынником: «В апостольские времена были аскеты, - они же в последующее время пустынники, монахи…».

 

Тема веры в Господа

Раскрывая тему веры в Господа, духовный писатель использует риторический вопрос – стилистическую фигуру – вопросительное предложение, содержащее утверждение, не требующее ответа:

«Дела свои делайте понемножку, с усердием, а о плодах очевидных менее помышляйте. Окаявать себя должно во всем, во всем. Мысли хорошо беречь, и берегите. Что блуждать по распутиям? Как же солнце-то увидеть, когда пыль столбом и туман вокруг? Разныя мечтания заслоняют Господа. Что слаще Его и краше? Зачем же отрываться от Него и смотреть на ничтожность?»

 

Тема Иисусовой молитвы

Святитель Феофан Затворник вслед за своими предшественниками – преподобным Серафимом Саровским, блаженным схимонахом и архимандритом, основателем  Русского Ильинского скита на Афоне Паисием (Величковским) (1722–1794), оптинскими старцами обращался к толкованию «Иисусовой молитвы»:

«Бывала ли у вас молитва теплая, при коей все убегало из внимания, а оставался только Господь и вопль к Нему из сердца?.. Если бывала, то это состояние есть непрестанное состояние ходящих пред Богом».

«Труд молитвеный, вот в чем состоит: умом в сердце пред Господом, зреть выну Господа, ходить пред  лицем Его, возносясь к Нему и падая пред Ним в самоуничижении непрестанно, и сидя и ходя и беседуя».

«Враг паче всего всевает хулы на сию молитву. Ибо тогда огнь палит его и отгоняет. Ему приступа нет к тому лицу, в сердце котораго внедрена молитва Иисусова».

 

Темы монастырского уединения и затворничества

Темы монастырского уединения и затворничества раскрыты Святителем Феофаном в письмах «О монастырском уединении», «Об одиночестве в монастыре», «О затворничестве»:

 «Кто-то, когда-то сказал: сделай, чтоб мысли твои не заходили за стены монастыря, и скоро обрящешь сладкий покой монастырскаго уединения. Это блаженнейшая часть Марии — устроиться так, чтоб и в мысли ничего не было, кроме церкви и келлии» [Письмо 34. «О монастырском уединении»].

«Уж когда в монастырь, то на одиночество. Плохо жить в монастыре тому, кто в общении со многими хочет жить там, как бы в обществе. И там одного только знать надо, — настоятеля или духовнаго отца и старца» [Письмо 39. «Об одиночестве в монастыре»].

 «Помышление, будто надобно где-нибудь бывать вам и будто нужно, чтоб кто-нибудь бывал у вас, не будет давать вам покоя. Потрудитесь так устроиться, чтоб неохотно выходить к кому и неохотно видеть кого у себя. Сладость пребывания с Господом да дарствует вам Его благость!» [Письмо 72. «О затворничестве»].

 

Тема покаяния

Святитель Феофан Затворник противопоставляет способность человека к покаянию и праведность: «Покаяние – вот прямой и незаблудный путь спасения, а не праведность».

Проведённый нами анализ художественного текста позволил выявить, что  в книге святителя Феофана Затворника «Письма о христианской жизни» раскрывается жанр духовного письма – один из ведущих в духовно-творческом наследии писателя. К основным темам, раскрытым автором, относятся: тема монашества, тема монастырского уединения и затворничества, тема покаяния,  тема веры в Господа, тема Иисусовой молитвы.