Студент 4-гокурса бакалавриата

                        пастырско-богословского отделения

                        Казанской духовной семинарии

                        чтец Кузнецов Никита Сергеевич 


                        

 

Завещание святителя Феофана Затворника

духовным учебным заведениям и его учение о познании

(по материалам проповедей и слов)

 

 

         Святитель Феофан Затворник Вышенский - выдающийся русский святой, церковный иерарх, проповедник, богослов, духовный писатель, искренний любящий пастырь, вся деятельность и природные дарования которого были направлены на поучение ему Церковью вверенной паствы. Феофан Затворник сугубо потрудился на сохранение умов от душевредных лжеучений, печальные последствия от которых он предсказывал задолго до их начала. И сегодня мы можем удивиться его поразительной ревности, безбоязненности перед правдой,  прямоте высказываний, с которыми он защищает Богом вверенную ему паству.

         Все это нашло отражение и в его немалом попечении о духовном образовании. Отдав ему значительную часть своего публичного церковного служения, Святитель Феофан сумел вдохнуть в него евангельский дух, Дух Истины, который оставил Господь наш Иисус Христос своим ученикам и который доныне сохраняется в Церкви. Этот вопрос особенно актуален в наши дни, остро он стоял и во времена святительства Феофана Затворника. То было время активного распространения материалистических и социалистический идей, которым было подвержено студенчество вообще, особенно студенты духовных учебных заведений. Пылкие, но еще неокрепшие умы стремились всеми силами нести благо обществу, в том числе и в социальной сфере, но все чаще движимы они были не евангельской заповедью Христа о том, что «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), а руководствовались социалистическими идеями о помощи нуждающимся как средстве достижения всеобщего благоденствия, создания рая на земле.

         Именно такую паству вверил Господь Святителю Феофану сразу же по окончании им Киевской Духовной академии 27 августа 1841 года, когда он был назначен и.о. ректора Киево-Софийских духовных училищ. Позже он трудился В Нижегородской, Олонецкой духовной семинарии, был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, заботился об устроении духовного образования и будучи на епископских кафедрах - им было в 1863 году сновано Владимирское женское епархиальное училище.

         Духовное наследие Святителя в деле образования не ограничивается лишь его деятельностью на той или йной должности. Наоборот, он тяготился административной стороной обучения, о чем неоднократно писал, в частности в своем прошении на уход с поста бакалавра Санкт-Петербургской академии и помощника инспектора.

         Изучая духовное наследие любой исторической личности, в особенности церковных деятелей, следует изучать, прежде всего, его жизнь и личное благочестие. Не будем особенно углубляться в его жизнеописание, но даже при небольшой изучении его жизни можно поразится его послужным списком. Священноначалие неоднократно направляло его в разные места служения, в разные сферы и разные должности. Все это Святитель принимал со смирением и глубоким послушанием, о чем свидетельствует живая и активная его деятельность во всех местах служения. Однако, сумел он избежать и другой крайности - полного исключения своего участия в жизни. Он писал просьбы, прошения в Синод, где указывал на свое тяготение к уединенному аскетическому образу жизни. Уже сам образ его жизни, глубокая молитвенная сосредоточенность, смирение, послушание и активная деятельность являются одним из пунктов, пожалуй важнейшим пунктом, его завещания Духовным учебным заведениям. смирение - послушание - оставление мирских дел - затвор - боголовие

         Во время его ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1857-1859 г) произошло знаменательное событие - 50-ти летие академии, которое отмечалось 17 февраля 1859 года. В честь этого события состоялось торжественное празднование. На открытии юбилейных торжеств Архимандритом Феофаном (Говоровым) было произнесено замечательное по своей глубине и непреходящей актуальности слово, которое вошло в сборники его трудов с примечанеим о том, что в нем говорится «в чем <есть> православие и как блюсти и поддерживать его». В нем Святитель обращается преимущественно к учащимся духовной школы, раскрывает смысл духовного образования, указывает на то, что является его целью, описывает пути и способы ее достижения. Почти каждую свою мысль Святитель Феофан подтверждает ссылками на Священное Писание, что придает его слову еще большую живость и актуальность. Все мысли в этом слове поистине можно назвать завещаением Феофана Затворника всем Духовным школам, ведь всегда и во все времена они следовали, следуют и будут следовать одним целям.

         Свое слово Святитель начинает с благословения императора и всех благодетелей духовной школы. «Все мы глубоко сознаем, как достойно и праведно такое благодарение. Потому излишне было бы изображать или возбуждать сии чувства.»[1] - говорит Святитель, тем самым указывает на необходимость молитвы за тех, кто искренне заботиться о внешнем устроении Духовной школы.

         Далее Святитель Феофан приводит интересную антиномию духовного и светского образования. Подводя итоги жизни духовной школы в прошедший год, он говорит: «Что мы найдем в своем прошедшем? Не видим ничего особенного. Все одно и то же, как в начале, так и теперь. Малые изменения во внешнем, конечно, никто не станет считать чем-нибудь значительным, стоящим занять внимание.»[2] Но по мысли ректора таким положением вещей должно хвалится, ведь «…учение Божественное, оно должно всегда пребывать единым и неизменным, как неизменен и вечен Сам Бог. И для нас было бы страшным обличением, если бы в своем прошедшем мы могли указать какие-нибудь изменения в учении, хотя бы то под пышным титлом совершенствования и развития; а то, что оно и теперь неизменно таково же, каково было за пятьдесят лет, не укора, а одобрения достойно. Ему и должно пребыть таким, каково было не только за эти пятьдесят лет, но и за десятки других пятидесятилетий, — до самих Апостолов и Господа нашего Иисуса Христа.»[3]

         В противоположность образованию духовному, которое в своем учении, своем предмете остается неизменным, Феофан Затворник указывает на светскую науку, или как ее называет сам Святитель - науку человеческую. «В учениях человеческих то и слава науке, когда она поновляется от времени до времени и в повторяющихся поновлениях представляет движение к лучшему, совершеннейшему, к своему образцовому размеру и развитию. Там такая изменчивость, может быть, добрый признак — по крайней мере, неизбежный удел… Человеческие учения все стремятся к новому, растут, развиваются, — и естественно, ибо они не имеют истины, а только ищут ее.»[4] Новизна - похвала светской науки, следование неизменному Божественному Откровению - похвала и достоинство духовного образования.

         «Для нас и истины, и пути к истине определены однажды навсегда. - говорит свт. Феофан, - Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие ее. Там стало законом: вперед, вперед! А относительно нашего учения свыше изречено: «стойте...» (1Кор. 16:13), «...неподвижны... пребывайте» (Кол.1:23). Если что остается нам, то только «утверждаться» (1Кор.16:13) и утверждать других.»[5] Вот в чем заключается истинная цель духовного образования, вот каким неизменным путем развития оно должно идти. Схожую мысль выражает и святитель Филарет (Дроздов). В своем поздравительном слове академии он призывает воспитанников ее к «любви к истине, яже по благочестию, к премудрости не мира сего, но Божией, к учению не только знания, но наипаче к учению жизни, наконец плоды ревности подвизаться за православие и служить спасению душ».

         От новизны, прибавлений, ровно как и умалению какого-либо учения Церкви предостерегает Святитель Феофан, приводя печальные примеры католичества, которое он сравнивает с телом, на котором появляются все новые пагубные наросты, и протестантизм, который Феофан Затворник сравнивает с непостоянным ветром и волнами. Здесь же он приводит мысль о том, что «свобода науки есть плен истины. Свяжем науку, да свободною навсегда пребудет едина истина Божия.»[6] Усмирение пагубного вольнодумия - еще один завет Духовным школам. Эта мысль согласуется со святоотеческим учением, об этом пишет еще Григорий Богослов в своих Пяти словах о Богословии.

         В конце своего слова Феофан Затворник призывает к непрестанной проповеди всевозможными методами и во всех местах, где бы мы ни пребывали: «Да будем трубами, непрестанно гласящими, но внятными. Бросим разделение, тайно проходящее в рядах наших; составим братский союз, сосредоточим силы, устремим их все на одно. Истина сама за себя стоит; огласим ею слух всех, и она сама привлечет, «ихже... предуведе» (Рим.8:29) Отец наш Небесный. Только поведем сие дело так, чтоб никто не мог сказать нам по правде: «врачу, изцелися сам» (Лк. 4:23).»[7] Также Святитель Феофан обращает внимание на еще один интересный факт, который никогда не потеряет своей актуальности. Он был современником того времени, когда авторитет пастырства был на крайне низком уровне, и он отнюдь не связывает это с низким уровнем образования пастырей или каким-либо другим его недостатком. Он воспринимает это как «призыв к тому, чтобы пастырство действительно явилось и стало торжествующим, возревновало о сем торжестве, ему свойственном, обнаруживающемся не во внешнем преобладании, а во внутренней власти над душами, — это призыв к усиленной деятельности — стоять не за свои права (пусть возьмут все и оставят одну свободу не стесняясь говорить по-пастырски), а за дело Божие, вверенное нам, — дело хранения и распространения истины Божией на земле силою слова, немолчно проповедуемого. Мы — «свет мира» (Мф.5:14): будем светить. Мы — «соль»: да не «обуяем» (Мф.5:13)!»[8]

         Такими словами заканчивает Феофан Затворник свое слово, а так же призывом к подготовке именно таких пастырей, наделенных всеми вышеуказанными качествами. К этому он призывает в другом своем замечательном слове - в день освящения нового семинарского корпуса с примечанием о том, что в нем говорится о началах веры в жизни христианской и о том, что должно хранить их неподвижными. Начав свою речь с описания присущей ему духовной радости новому событию и благодарности всем посильно участвовавшим в этом, Святитель Феофан обращается ко всем учащимся: «с вашей стороны тоже ожидаю одного благого желания, желания крепкого — соответствовать видам и намерениям многопопечительной о вас Церкви нашей. Вы — питомцы Церкви. Явите же себя церковниками не по имени только, но паче по духу и настроению ума, сердца, характера.»[9]

         Далее Святитель Феофан на конкретных примерах своего времени указывает путь, по которому достигается истинная, а не только видимая церковность, приобщение к которой так же имеет своей целью духовное образование. Стоит отметить, что эти примеры актуальны и сегодня, возможно, будут актуальны и во все времена, ведь те ложные ценности, за которыми гонится человек, природа которого больна грехом, всегда оставались одними и теми же. Позволю себе обширную цитату с некоторыми сокращениями из его проповеди, слова из которой не нуждаются в каких-либо пояснениях: «Вот, непрестанно изменяются и поновляются формы слова человеческого. И пусть. Но если вы во всех многословных произведениях его редко встречаете или совсем не встречаете того, что выражает существо христианства, как, например: «слово плоть бысть, и вселися в ны» (Ин.1:14), Господь «грехи наша... вознесе на теле Своем на древо» (1Пет2, 24), «единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть» (Рим.5:12) и прочее, то ведайте, что оно приняло ложное направление, и не подражайте ему.

         Вот, быстро идут вперед науки. И пусть. Но если они допускают выводы, противные откровенным истинам, каковы следующие: что все пришло в бытие потому, что Бог «рече и быша... повеле и создашася» (Пс. 32:9), или что, когда тело возвратится в землю, из коей взято, дух отыдет «к Богу, Иже и даде его» (Еккл. 12:7), то ведайте, что они уклонились на распутие лжи и не идите вслед их.

         Вот, повсюду размножаются удобства жизни. И пусть. Но наперед знайте, что сие никак не может изменить той истины, что «узкие врата и тесный путь» вводят «в живот» (Мф.7:14), и кто стал бы проповедовать противное сему, проповедал бы ложь. Не слушайте его.

         Вот, утончаются формы взаимных отношений (гуманность, цивилизованность). И пусть. Но да не обольстит кто вас лестию, будто, в угоду сему, истина может подать руку лжи, дух — плоти, Христос — велиару (диаволу) (2Кор.6:15). Кто бы стал утвержать сие, нет истины в нем. Не имейте части с ним…

         …Так и во всем! Утвердите вы в себе сознание духа веры и жизни христианской и, храня его непоколебимым, все несогласное с ним отревайте. Сие сознание да будет в духе вашем, как утес среди волн моря. В мире живем. Нельзя не встречать происходящих в нем волнений. Но в том, что встречаем их, не лежит какая-либо необходимость увлекаться ими наряду со всеми. Напротив, тут призыв сознавшим истину стоять за истину, обличая ложь.»[10]

         И снова мы видим призыв Святителя Феофана к ревностному служению Церкви Христовой, прежде всего подготовке к такому служению будущего пастрыства, и не боятся никаких вызовов мира сего, которые не являются каким-то препятствием для служение, но лишь повод к усугублению личного подвига, самоотвержения и твердого стояния в Истине Христовой.

         Итак, в каком же виде перед нами предстает завещание, данное Духовным учебным заведениям, в особенности нам, ее воспитанникам? Если бы мы составляли некий письменный документ его, то непременно в нем были бы изложены такие мысли:

         1. Непременная и неустанная молитва за начальствующих, учащих, учащихся и всех тех, кто заботится и благодетельствует Духовным школам;

         2. Не стремится к координальным изменениям в обучении, а твердо держаться учения Божественного - единого и неизменного, подобно Самому Богу;

         3. Не искать путей к открытию истины, а усвоять данную нам раз и навсегда Истину Христову и по завету Апостола стоять непреложно в ней, приобщаться к истинной церковности, а не только внешнему наименованию;

         4. Пресекать пагубное вольнодумство в толковании Божественного Откровения;

         5. Непрестанно и безбоязненно проповедовать истину всеми возможными и доступными способами;

         6. Не боятся, а принимать вызовы мира сего для более ревностного служения.

         Вот что призывает нас исполнять и к чему готовится Великий Угодник Божий. Посильное исполнение этого завещания непременно приведет к тому, что доброе семя Слова Божиего, которое преподается нам в Духовных школах, непременно даст обильные плоды.

 

Списокиспользованнойлитературыиисточников

 

1.        Библия;

2.        Жизнеописание свт. Феофана Затворника [Электронный ресурс] // Полное собрание творений Святителя Феофана Затворника Вышенского.  —  Режим доступа:http://theophanica.ru/biography.php (Дата обращения - 18.01.2015);

3.        Святитель Феофан Затворник Вышенский. Полное собрание творений в сорока томах. Том 2. «Слова Санкт-Петербургской духовной академии Ректора архимандрита Феофана».  [Электронный ресурс]. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2012. — 370 с.  —  Режим доступа: http://theophanica.ru/books/?book=tom2# (Дата обращения - 18.01.2015);

4.        Святитель Феофан Затворник Вышенский. Полное собрание творений в сорока томах. Том 4. «Слова к Владимирской пастве».  [Электронный ресурс]. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2012. — 1171 с.  —  Режим доступа: http://theophanica.ru/books/?book=tom4.1# (Дата обращения - 18.01.2015).



[1]. Слово в день пятидесятилетнего празднества Санкт-Петербургской духовной академии [Электронный ресурс] // Святитель Феофан Затворник Вышенский. Полное собрание творений в сорока томах. Том 2. «Слова Санкт-Петербургской духовной академии Ректора архимандрита Феофана».  — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2012. — С. 22.  —  Режим доступа: http://theophanica.ru/books/?book=tom2# (Дата обращения - 18.01.2015)

[2] Слово в день пятидесятилетнего празднества Санкт-Петербургской духовной академии [Электронный ресурс] // Святитель Феофан Затворник Вышенский. Полное собрание творений в сорока томах. Том 2. «Слова Санкт-Петербургской духовной академии Ректора архимандрита Феофана».  — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2012. — С. 23.  —  Режим доступа: http://theophanica.ru/books/?book=tom2# (Дата обращения - 18.01.2015)

[3] Там же. С. 24

[4] Там же. С. 26

[5] Там же. С. 26

[6] Слово в день пятидесятилетнего празднества Санкт-Петербургской духовной академии [Электронный ресурс] // Святитель Феофан Затворник Вышенский. Полное собрание творений в сорока томах. Том 2. «Слова Санкт-Петербургской духовной академии Ректора архимандрита Феофана».  — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2012. — С. 25.  —  Режим доступа: http://theophanica.ru/books/?book=tom2# (Дата обращения - 18.01.2015)

[7] Там же. С. 30

[8] Там же. С. 31

[9]В семинарской церкви, в день освящения корпуса для казеннокошных [Электронный ресурс] // Святитель Феофан Затворник Вышенский. Полное собрание творений в сорока томах. Том 4. «Слова к Владимирской пастве».  — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2012. — С. 113.  —  Режим доступа: http://theophanica.ru/books/?book=tom4.1# (Дата обращения - 18.01.2015)

[10] Там же. С. 117