Эксперт научно-редакционного совета

по подготовке  Полного собрания творений святителя

Феофана, Затворника Вышенского,

член Историко-родословного общества (г. Москва),

член Русского генеалогического общества (г. Санкт-Петербург)

Лукьянова Анна Евгеньевна

 

 

Генеалогические разыскания как основа атрибуции писем к родным святителя Феофана Затворника (по линии старшей сестры Л.В. Макриновой (Говоровой))

 

Сохранилась обширная переписка cвятителя Феофана с родными, наполненная заботами о близких, советами, сообщениями о пересылке денег. Обычно в заголовке стоит: «Письма к неизвестному лицу». Благодаря генеалогическим исследованиям, мы смогли установить адресатов основной массы писем к родственникам и по событиям, обсуждаемым в письмах, датировать основные вехи жизни Преосвященного. Кроме того, в переписке отразилась повседневная жизнь русского провинциального духовенства, сельских и городских православных приходов.

Обычно, основным источником информации при изучении священнических родов являются клировые ведомости. К сожалению, по интересующему нас региону – Орловской губернии они, практически, не сохранились. Самые поздние ревизские сказки духовенства в коллекции Орловского государственного архива - 1811 года, в редких случаях - 1815 года. Таким образом, в роли основного источника информации выступают метрические книги, они также имеют пропуски. Поэтому результаты нашего исследования не всегда могут претендовать на полноту. Нами были просмотрены метрические книги по селу Казаки – за период 1780–1917 гг., по селу Малинову, по селу Домовины, по селу Ястребов колодезь, ВСЕ сохранившиеся ревизские сказки по Елецкому, Ливенскому, Орловскому, Малоархангельскому и Мценскому уездам за 1811 и 1815 гг.

Наше сообщение посвящено семье старшей сестры святителя – Любови Васильевны Макриновой (родилась в 1802-1803 гг.). Семья Макриновых была весьма обширна, материально плохо обеспечена. Мужчины, как правило, умирали рано, оставались вдовы и дети. Преосвященный Феофан старался всем помочь, всех поддержать, в одном из писем последних лет писал: «Я тяну пять вдов с детьми». Это – про дочек и внучек его сестры Любови.

Любовь Васильевна Говорова, старший ребенок Василия Тимофеевича и Татьяны Ивановны Говоровых, была выдана замуж на четырнадцатом году за Владимира Никитича Макринова. Отец Владимир занял место священника Вознесенско – Георгиевской церкви Александровской слободы Казаков тож в конце 1816 - начале 1817 года вместо умершего 7 сентября 1816 года священника той церкви Ефима Переверзева (1790 – 07.09.1816) (ГАЛО ф.157 оп.1 д.54). Как теперь установлено, Владимир Макринов родился в 1794 г. в семье священника села Архангельское что Подмокрое Никиты Васильевича. Егор Говоров, будущий святитель Феофан, с малых лет любил бывать в Казаках у Владимира Никитича и сестры Любови, мемуаристы отмечают, что, будучи студентом, раз или два за лето обязательно там гостил.

 

Далее приводим нетрадиционную поколенную роспись, скорее, схему потомков Любови Васильевны Макриновой. Обычно роспись ведется по мужской линии, мы же ведем по родству с Любовью Васильевной, то есть и от персон женского пола тоже.

 

1. Любовь Васильевна Говорова (1802-1803г., с. Чернавск Елецкого уезда – октябрь 1871 г., Казаки), дочь священника. В 1817 г. уже замужем (выдана на 14 году).

Муж (со второй половины 1816 – начала 1817 г.): Владимир Никитич Макринов (1794- июнь 1862), священник села Казаки Елецкого уезда в 1817 – 1862 гг.

Сын священника села Архангельское что Подмокрое Никиты Васильевича (род. 1757 г.) и его жены Пелагеи Филипповны (род. 1759 г.).

В 1815 году еще учился в семинарии (ГАОО ф.760 оп.1 д.470).

В семинарии, видимо, и получил свою фамилию - производную от названия села Подмокрое.

Несколько лет был благочинным, во всяком случае, в 1842 - 1848 гг. (ГАЛО ф.157 оп.11 д.27) был таковым.

Запись о смерти Владимира Никитича отсутствует в метрических книгах за 1862-1863 гг. В метрической книге на 1862 год встречаются его подписи, в 1863 году – уже нет. В 1863 г. в Казаках служит Александр Борисович Нецветаев, муж его младшей дочери Татьяны Владимировны. Поэтому считаем годом его смерти 1862 г.

Дети: Елизавета (12.10.20, с. Казаки - с. Малиново)

Дмитрий (18-22.05.1822 - 18.07.1822)

Алимпиада (4.10.1823 - 18.07.1824)

Вера (4.08.1825 - 9.05.1826)

Николай (15.11.1826)

Никита (27.03.1829 - 31.07.1829)

Мария (9.08.1831, с. Казаки)

Александра

Татьяна

Иоанн (21.06.1844 - 26.12.1844)

 

Для простоты изложения мы не будем учитывать в поколенной росписи детей, умерших в младенчестве.

 

 

II поколение

 

2/1. Елизавета Владимировна Макринова – Мишина (12.10.20, с. Казаки)

Дочь священника. Восприемница при крещении: г. Ельца Вознесенского собора протоиерейша Марья Борисовна дочь Горохова (восприемника не было). Таинство совершал Елецкой округи села Чернавска Дмитриевской церкви священник Василий Говоров (дед новорожденной по матери) с диаконом Филиппом Гавриловым и дьячком Василием Авраамиевым (ГАЛО ф.157 оп.1 д.54).

Муж: (не позже 1839 г.) священник Вознесенской церкви села Малиново Ливенского уезда Стефан Стефанович Мишин (ум. 1854 г.), умер в 1854 г. (МК за 1854 г. по с. Малинову не сохранилась): весь 1853 г. о. Стефан служит; в 1855 г. его замещает «прикомандированный священник Стефан Иванов Мишин» (его отец). В том же 1855 г. выходит замуж его дочь Анна, «с. Малинова умершего священника Стефана Стефанова Мишина» (ГАОО ф.220 оп.2 дд.434, 435). Дети: Анна Степановна (1839 г.р.)

Алексей Степанович Воскресенский

Александра Степановна, 22.09.1853

Ольга Степановна

Мишины – старый священнический род Ливенского уезда, так протоиерей Алексей Мишин в 1730 г. упоминается в связи с Ливенским Сергиевским монастырем.

Происхождение Стеф. Стеф. Мишина можно представить в виде схемы, составленной в процессе нашего исследования:

Священник Лука Семенович Мишин (1737 – 1813, село Никитское Жилое тож Ливенского уезда)

Дьячек Иван Лукич Мишин (1768), село Остров Ливенского уезда, с 1804 г. село Никитское Жилое тож Ливенского уезда, к 1815 г. вдов.

Священник Стефан Иванович Мишин (1789), село Никитское Жилое тож Ливенского уезда, жена Анна Павловна (1790).

Священник Стефан Стефанович Мишин (1810 - 1854), село Малиново Ливенского уезда, жена Елизавета Владимировна Макринова (12.10.1820).

(ГАОО ф.760 оп.1 д.299 РС священнослужителей г. Ливны и уезда, 1811 г., ГАОО ф.760 оп.1 д.305 РС священнослужителей г. Ливны и уезда, 1815-1816 гг.)

 

3/1. Николай Владимирович Макринов, родился 15.11.1826 в с. Казаки - умер до 1871 г. в с. Домовины Елецкого у.

Обучался в 1843 г. в Философском классе (ИР НБУ. Ф.  160 Д. 1968 Письмо святителя Феофана к священнику Макринову, 1843 г.). Орловскую семинарию окончил в 1847 г. (Списки выпускников духовных семинарий, А.А. Бовкало). В 1853 г. и до своей смерти о. Николай – священник храма во имя Каплуновской Божией Матери в селе Домовины Елецкого уезда. В 1854 году в главной части храма были устроены с северной и южной стороны два придела – во имя святителя Тихона Задонского и во имя святителя Николая Чудотворца (выбор – видимо, по совету святителя Феофана, который нежно относился к «Николушке» – см. вышеупомянутое письмо 1843 г.). Умер после 1868 г. (есть его подпись в метрической книге, ГАЛО ф.157 оп.3 д.4), но ранее 1871 г., в этом году умерла его мать Любовь Васильевна.

Милость Божия буди с Вами!

Упокой Господи душу усопшей рабы своея Любови! Что делать? Все там будем. Что же думаете Вы делать с сироткою? Скажите чем я могу помочь ей. Каких она лет? Скажите все. Вы мне не сказали, получены ли последние сто руб<лей> для вдовы о<тца> Николая. Деньги были – билеты с купонами. На каждую пятьдесятку приходилось получить по купонам рублей по 8 с половиною на почте Потому мне очень нужно знать, получено ли все это? Благослови Вас Господи. Всех вам благ от Господа желаю. Ваш богомолец Еп. Феофан. 20 окт<ября>

(ИР НБУ 160 N1968. Письма преосв. Феофана. Копия. Л. 9)

Жена: Александра Ивановна

Дети: Николай (01.09.1851)

Алексей

Зинаида

Село Домовины отстоит от г. Орла в 160 вёрст на восток и от г. Ельца в 20 верст на северо-запад. В окрестностях есть небольшая река Воргол, протекающая в 3 верстах от села, а в 10 верстах от него проходят две железные дороги — Орловско-Грязская и Сызрано-Вяземская. При церкви села не сохранилось никаких документальных сведений ни о начале прихода, ни о происхождении его названия, нет и достоверных преданий об этом.  … Приход состоит из небольшого села Домовины и 13 деревень: Курасова, Тетеринки, Мягкой, Маркова, Чаплыгина, Баранова, Целыковки, Позднеева, Тинькова, трех деревень под общим названием Усть-Воргол и Выселки помещика Глотова. Население составляют преимущественно крестьяне-однодворцы с небольшим числом крестьян, бывших военнообязанных, четыре землевладельца из купцов и один дворянин. Всех прихожан обоего пола 5435 душ, главное занятие их хлебопашество, а у женщин — кружевоплетение. … Храм Домовинского прихода во имя Каплуновской Божией Матери — каменный, построен в 1774 году и дважды был распространяем. В первый раз, в 1854 году г., в главной части его были устроены с северной и южной стороны два придела — во имя Святителя Тихона Задонского и во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1900 была расширена трапезная с присоединением к ней двух помещений с северной и южной стороны колокольни …  К достопримечательностям Храма относится древняя чудотворная икона Каплуновской Божией Матери, на полях которой записано несколько чудес и отмечено, что сия икона была с императором Петром I под Полтавой в битве со шведами, и по молитве перед ней он одержал победу. (1905 год. Издание Орловского церковного историко-археологического общества).

 

 

 

4/1. Мария Владимировна Макринова (10.08.1831, с. Казаки)

 

5/1. Александра Владимировна Макринова - Рязанова.

Дочь священника. В 1844 – девица, восприемница своего брата Иоанна, в 1858 «… восприемница с. Казаков священника Владимира Никитина Макринова дочь девица Александра» (ГАЛО. Ф. 157. Оп. 2. Д. 17. 1857–1867).

Муж: после 1858 г. Петр Тимофеевич Рязанов (1834 – 8.6.1874, г. Елец, от чахотки), диакон Елецкого Вознесенского собора (ГАЛО ф.157 оп.8 д.34). В письме святителя Феофана: «…приезжали Казацкий о. Александр и Елецкий диакон Петр».

Дочери: Ольга В 1912–1916 гг. 51-х лет в списках выборщиков в гласные Елецкой городской Думы, живет в г. Ельце.

Серафима (25.07.1869, видимо, умерла в младенчестве, т.к. через 2 года крестили новорожденную с тем же именем)

Серафима (28.06.1872)

 

6/1. Татьяна Владимировна Макринова – Нецветаева.

Дочь священника. Она «наследовала» место своего отца Владимира Никитича Макринова.

Муж: (не позднее, чем с 1863 г.) Александр Борисович Нецветаев (1840 – 6 февраля 1890, Казаки), сын священника, священник с. Казаки с 1863 г., умер 06.02.1890 от удара, похоронен в церковной ограде. (ГАЛО ф.157 оп.1 д.20).

Бездетные.

В 1890-х Татьяна Владимировна - вдова священника, жила в с. Казаки, адресат многих писем святителя Феофана.

После смерти о. Александра у Татьяны Владимировны возникли трения по поводу ее дома с родственниками мужа, которым он, видимо, обещал оставить свой дом. В конфликте деятельное участие принимали «малиновские» – потомки ее сестры Елизаветы Владимировны. Святитель Феофан давал ей советы: «… обещал о. Александр, да он умер …, а Татьяна Владимировна ничего не обещала» (ИР НБУ. Ф.  160 Д. 1968. письмо от 2 мая 1890 г.)

Брат о. Александра Нецветаева – Егор Борисович Нецветаев, сын священника, состоявший на должности учителя приходского училища в с. Казаки («села Казаков наставник сельского Казацкого приходского училища»), личный дворянин.

Жена Егора Борисовича: Анастасия Николаевна.

Их дочь: Антонина Егоровна (род.25.02.1871, с. Казаки).

ГАЛО ф.157 оп.1 д.18 1871 г.

№27 февраль 25 (крещена 28) Антонина

Родители: наставник сельского Казацкого приходского училища личный дворянин Егор Борисов Нецветаев и законная жена его Анастасия Николаева.

Восприемники: священник с. Казаков Александр Нецветаев и жена подпоручика София Андреева Тарасенко.

 

Антонина Егоровна жила у Татьяны Владимировны Нецветаевой (ур. Макриновой). Огромное место в переписке Свт.Ф. и Татьяны Владимировны занимает вопрос о подборе жениха для Антонины Нецветаевой. Первоначально мы думали, что речь идет о какой-то родной племяннице Татьяны Владимировны, так как Святитель дает Антонине Егоровне в приданое 1000-рублевый «банковый билет», вышла замуж за дьякона, брак состоялся в Казаках.

Муж: с 11.11.1890 окончивший курс семинарии Иван Димитриевич Говоров.

При браке поручители по женихе: почетный гражданин Вячеслав Петров Разумовский и студент Орловской семинарии Иван Алексеев Глебов.

По невесте: Елецкого уезда села Ястребова колодезя свщ. Алексей Макринов и потомственный почетный гражданин Николай Николаевич Макринов (ГАЛО ф.157 оп.1 д.20).

В письмах святителя Феофана в связи с неприятностями по владению домом встречается имя «Анна Егоровна» –возможно, это сестра Антонины Егоровны. Святитель предлагает их «окоротить» в имущественных претензиях и отправить к родне, в крайнем случае.

С Татьяной Владимировной жили ее племянницы:

а) Александра Степановна Рюрикова (ур. Мишина, дочь Елизаветы Владимировны) с сыном Владимиром («парубок» – в письмах святителя Феофана);

б) Серафима Петровна Рязанова (дочь Александры Владимировны) часто гостила в Казаках, а потом жила постоянно, когда стала преподавать в Казацкой школе.

Сохранились письма от Свт. Феофана даже от 1893 г., в которых дает ей советы. В последние годы деньги передавал ей через Ольгу Петровну Рязанову.

 

 

III поколение

 

7/2. Анна Степановна Мишина - Андреева (1839 г.р., с. Малиново Ливенского уезда)

Дочь священника.

Муж: с 17.04.1855 священник Дмитрий Васильевич Андреев (1829 г.р.)

Запись о браке.

Жених: окончивший курс Богословских наук воспитанник Орловской семинарии Димитрий Васильевич Андреев (1829 г.р.).

Поручители по жениху: Елецкого уезда с. Васильевского священник Иоанн Николаевич Орлов и того же села Васильевского диакон Афанасий Андреевич Козминский;

по невесте: Елецкого уезда с. Домовин священник Николай Владимирович Макринов и Ливенского уезда с. Жилого священник Иоанн Михайлович Виноградов. (ГАЛО ф.157 оп.2 д.19).

С апреля 1855 г. занял в клире Малиновской церкви место умершего тестя – священника Стефана Стефановича Мишина, где и служил до своей ранней смерти.

Дети: Иван

Мария

Екатерина

Любовь

 

9/2. Алексей Степанович Мишин - Воскресенский

Сын священника.

В 1887–1893 гг. – священник с. Здоровец Ливенского уезда. Через него святитель Феофан посылает Ивану Андрееву деньги на дорогу в Сергиев Посад.

Жена: Мария Ивановна

Сын: Алексей 09.03.1891

 

10/2. Ольга Степановна Мишина - Васильева (22.09.1853, с. Малиново Ливенского уезда)

Дочь священника.

Муж: Ефремовский мещанин Алексей Никитин Васильев.

 

11/2. Александра Степановна Мишина - Рюрикова (22.09.1853, с. Малиново Ливенского уезда)

Дочь священника. Восприемники при крещении: помещик Алексей Александров Руднев и Елецкого уезда с. Домовин священника Николая Владимирова Макринова жена Александра Иванова. Таинство совершал священник Стефан Стефанов Мишин (отец новорожденной) с причтом.

Муж: с 11 июня 1880 г. Петр Иванович Рюриков

ГАЛО ф.157 оп.1 д.19

1880 г. браки

№15 июнь 11 дня

Жених: личный почетный гражданин Петр Иванов Рюриков, 1 браком, 23 лет.

Невеста: Ливенского уезда села Малинова дочь священника девица Александра Стефанова Мишина, 23 (на самом деле – 29) лет.

Поручители по женихе: с. казаков псаломщик диакон Симеон Петров Покровский и и.д. псаломщика Иван иванов Покорский.

По невесте: потомственный почетный гражданин Николай Николаев Макринов и учитель Домовинского народного училища Иван Яковлев Цветков.

Таинство совершал священник Петр Зверев с причтом своим.

Запись о рождении Петра Ивановича:

ГАЛО ф.157 оп.1 д.17.

1857 г.

О родившихся

Лл.13об. -14, №47 июнь 16 (17)

Петр (будущий отец «парубка» Владимира Рюрикова)

Родители: с. Казаков Вознесенской церкви дьячек Иван Алексеев Рюриков, и его законная жена Анастасия Максимова (ур. Давидова, Иван Алексеевич Рюриков занял место тестя дьячка Максима Васильевича Давидова).

Восприемники: Ливенского уезда с. Пожарова священник Георгий Максимов Давидов (брат матери новорожденного и будущий свекор Антонины Егоровны Нецветаевой) и с. Казаков священника Феодора Дмитриева Давидова дочь девица Анна. Таинство совершал священник Георгий Давидов с диаконом с. Казаков Симеоном Покровским и пономарем Симеоном Радонежским. У Ивана Алесеевича и Анастасии Максимовны Рюриковых были еще дети: Павел 24.06.1859, Дмитрий 18.09.1860.

в конце 1880х гг. жил отдельно от жены, Свт.Феофан даже писал, чтобы не пускали его в дом.

 

Сын: Владимир Рюриков, «парубок».

ГАЛО ф.157 оп.1 д.19.

1881 г. О родившихся

№59 май 22-29 Владимир

Родители: личный почетный гражданин Петр Иванов Рюриков и законная жена его Александра Стефанова

Восприемники: настоятель Казацкого прихода священник Александр Борисов Нецветаев и вдова священника села Домовин Александра Иванова Макринова

К поступлению в Ливенское духовное училище Владимира Рюрикова готовила дома в с.Казаки Серафима Петровна Рязанова, двоюродная сестра его матери. Сохранилось письмо Преосвященного Феофана к смотрителю училища Д.В.Булгакову (ИР НБУ №1970 письмо 23.06.1892 г.)

Поступил в училище летом 1892 г. (см.: ИР НБУ № 1970 письмо 23.06.1892 г. к смотрителю училища Д.В. Булгакову).

В июле 1910 г. в Троицком монастыре города Ельца для «обучения истинам веры и правилам иноческой жизни» вновь поступивших была организована школа, в которой преподавал В.П. Рюриков (газета «Голос порядка». 1911. № 511)

 

Письмо к смотрителю Ливенского духовного училища Д. В. Булгакову.

К Смотрителю Ливенскаго духовнаго училища Д. В. Булгакову. Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь!

Обращаюсь к Вам с покорнейшею просьбою. Села Козаков священническая вдова Татиана Владимировна Нецветаева, моя племянница, имеет на руках племянницу свою с сыном. Последняго желательно нам для обучения определить в Духовное училище Ливенское.- Покорнейше прошу Вас определить его, и в случае какого недостатка в приготовлении, дополните то снисхождением в надежде, что он, не смотря на присущие недостатки, окажет успехи в своей мере. Меня извещать, что он имеет способности

Призывая на Вас и труды Ваши Божие благословение имею честь быть

Вашего Высокоблагородия покорнейшею слугою

Епископ Феофан

P.S. Что требуется взноситьза него, я буду доставлять.

Г. Шацк (Тамб. губ.)

Вышинская пустынь

23 июля 1892.

(ИР НБУ. Ф.160 Ед. хр.1970. Письма свящ. Алексею Степановичу Воскресенскому и к смотрителю Ливенского ДУ. л. 2.)

 

 

12/3. Николай Николаевич Макринов, (01.09.1851, с. Домовины Елецкого у.)

Сын священника, потомственный почетный гражданин.

ГАЛО 157-3-1

1851 г. О родившихся

лл. 1320об-1321 №72 сентябрь 17 (21) Николай

Родители: с. Домовин Каплуновской церкви священник Николай Владимиров Макринов и законная жена его Александра Иванова.

Восприемники: не читаются.

Таинство совершал: села Казаков священник Владимир Макринов с диаконом того ж села Симеоном Покровским и села Домовин пономарями Василием Оболенским и Николаем Филипповым.

В письмах Свт. Феофана: «…Если жених затруднится взять билет (банковский), и пожелает вместо его получить кредитными, просите Николая Николаевича достать их …» (ИР НБУ. Ф.  160 Д. 1968. письмо от 22 октября 1890)

 

13/3. Алексей Николаевич Макринов, (с. Домовины Елецкого у.)

Сын священника.

Священник с. Ястребов Колодезь Елецкого уезда, в 1890 г. был поручителем при венчании Антонины Егоровны Нецветаевой. В 1909 г. священник Алексей Макринов – законоучитель. «О<тец> Алексей хороший хозяин? С ним переговорите. А он с иереями по братски.» (ИР НБУ. Ф.  160 Д. 1968. письмо от 29 июля 1890)

Сын: священник Никифор Алексеевич Макринов, в с. Ястребов Колодезь, в 1911 г. законоучитель в селе Ястребовом Колодезе. У о. Никифора была дочь Александра, 1918 г. (ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 468).

 

14/3. Зинаида Николаевна Макринова

Дочь (?) священника.

В 1912–1916 гг. 42-х лет в списках выборщиков в гласные Елецкой городской Думы по 2-му участку, живет в г. Ельце.

(ГАЛО ф.167 оп.1 д.17 Списки выборщиков в городскую думу г. Ельца, 1912-1916 гг.).

 

15/5. Ольга Петровна Рязанова.

Дочь диакона.

В Памятной книжке Орловской губернии на 1898 г. показана служащей надзирательницей в Елецкой женской гимназии,на 1917 г. –служащей надзирательницей в Елецкой женской гимназии на Манежной улице, проживала по адресу: д. Алексеева, угол Покровской. В письмах святителя Феофана (1890-е гг.) упоминается, что она решила не выходить замуж. Запись о ее рождении не обнаружена.

В 1912–1916 гг. 51-х лет в списках выборщиков в гласные Елецкой городской Думы, живет в г. Ельце.

(ГАЛО ф.167 оп.1 д.16 Списки выборщиков в городскую думу г. Ельца, 1912-1916 гг.).

Корреспондент Преосвященного. В последние годы деньги родным (Татьяне Владимировне Нецветаевой, Александре Степановне Рюриковой, Серафиме Петровне Рязановой и пр.) Свт. Феофан пересылал через Ольгу Петровну Рязанову.

 

16/5. Серафима Петровна Рязанова (28.06.1872)

Дочь диакона.

ГАЛО ф.157 оп.8 д.21

№36 июнь 28 дня (крещена 29) Серафима

Родители: Елецкого Вознесенского собора диакон Петр Тимофеев Рязанов и законная жена его Александра Владимирова.

Восприемники при крещении: учитель 1 приходского Елецкого училища губернский секретарь Владимир Стефанов Знаменский и Елецкая мещанская девица Капитолина Иванова Попова.

Таинство совершал священник Николай Свищов с диаконами Георгием Измайловым и Иваном Нецветаевым, и пономарем Василием Михеевым.

Рано осиротевшая, Серафима Петровна Рязанова часто гостила в Казаках. Постоянно жила в Ельце со своей сестрой Ольгой Петровной, имели свой дом, починка их дома в Ельце – тема нескольких писем святителя в 1880е гг. Имела звание «домашняя учительница». Летом 1892 г. готовила к поступлению в Ливенское духовное училище своего двоюродного племянника Владимира Рюрикова. С замужеством к концу 1893 г. не определилась. В «Памятной книжке Орловской губернии» на 1898 г. показана учительницей 4-го мужского приходского училища. В начале XX в. Серафима Петровна преподавала в Казацкой школе, во всяком случае, с 1 сентября 1897 г. по 1906 г., с жалованием 250 р. В «Памятной книжке Орловской губернии» на 1917 г. не упоминается.

Письмо святителя Феофана по поводу выбора супруга для Серафимы.

Благослови Вас Господи! Ольга Петровна отказалась от замужества, а Серафима как думает не хочет ли она в диаконицы, как другия, чтобы потом и попадьею быть. Если хочет так Вы там… и Ольга Петровна распространили бы слух, что у ней приданое есть…

Спасайтесь! Е. Феофан.

P.S. Впрочем, если и Серафима не хочет за муж, то это лучше.

Думаю, что если выходить, то лучше за духовнаго… хорошаго.

 

(ИР НБУ. Ф.160. Ед. хр.1971. Письма Преосвященного Феофана к Серафиме Петровне Рязановой. Л. 2-2об.)

 

 

 

III поколение

 

17/7. Иван Дмитриевич Андреев (с. Малиново Ливенского уезда)

Сын священника.

С 1887 г. стал корреспондентом святителя Феофана, получал материальную помощь от святителя с этого момента. Летом 1887 г. не поступил в Московскую духовную академию, поступил туда в 1888 г., окончил весной 1892 г. С августа 1893 г. – преподаватель Симферопольской семинарии.

 «Малиновские» (родные Ивана Андреева) внесли разлад в Казаках (с о. Александром Нецветаевым) (Письмо Свт. Феофана от 22.6.1889 г.). Преосвященный просит Ивана навести спокойствие в родне.

По окончании Академии Иван Дмитриевич приехал на Вышу, но не был принят.

15.9.1893 (за 4 месяца до кончины) - последнее письмо Свт. Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву.

Святитель всегда помогал ему и деньгами, и советами, и руководством.

Профессор духовной Академии (? Московской) Андреев - автор курса лекций «История религий» (1921-1923гг.), рукопись этого курса в 1970 году передала в Московскую духовную Академию дочь Ивана Дмитриевича Андреева.

 

18/7. Мария Дмитриевна Андреева - Боженова (с. Малиново Ливенского уезда)

Дочь священника.

Муж: священник с. Малиново Владимир Михайлович Боженов (Баженов)

Дети: Виталий (07.04.1889)

Александра (фев 1891)

Елизавета

(ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1793. Метрическая книга Вознесенской ц-ви с. Малиново Ливенского уезда, 1889 г.)

 

19/7. Екатерина Дмитриевна Андреева - Турбина (с. Малиново Ливенского уезда)

Дочь священника.

Муж: Ливенский мещанин Николай Евгениевич Турбин.

Дети: Александра (23.04.1881)

Дмитрий (02.08.1890)

Брак родителей Николая Евгеньевича Турбина

ГАОО ф.220 оп.2 д.434

1853г. Браки

Лл.49об. – 50, №10, 12 июня

Жених: уволенный из духовного звания, причисляющийся в мещанство дьячковский сын Евгений Васильев Турбин, 1, 30 лет.

Невеста: девица Евдокия, 22 лет, дочь местного диакона Иакова Петрова Кречетова.

Поручители по жениху: Ливенского духовного уездного училища высшего отделения ученик Макарий Василиев Турбин и Преображенский волостной писарь Егор Николаев Сараев.

По невесте: Ливенского уездного суда 2го разряда писец Ефим Яковлев Кречетов.

Таинство совершал священник Стефан Стефанов Мишин.

 

20/7. Любовь Дмитриевна Андреева - Давидова (1869 г., с. Малиново Ливенского уезда)

Дочь священника. Названа в честь прабабушки Любови Васильевны Говоровой – Макриновой.

Учительница Малиновского училища.

Муж: с 2 февраля 1890 г. окончивший курс Орловской духовной семинарии Иван Егорович Давидов, 1866 г.р.,

Поручители по женихе: Елецкого уезда с. Подворгольского диакон Иоанн Адамов и почетный гражданин Петр Петров Вуколов.

По невесте: Студент Московской духовной академии Иоанн Димитриев Андреев (брат невесты) и Ливенский мещанин Николай Евгениев Турбин (муж сестры невесты).

Священник Владимир Боженов с причтом. (ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1794)

И.Е. Давидов служил диаконом с. Нижняго Долгого Ливенского уезда.

Иван Егорович – потомок дьячка Максима Васильевича Давидова, служившего в с. Казаки еще в 1816 году.

К происхождению Ивана Егоровича Давидова:

ГАЛО ф.157 оп.11 д.27 1842– 1848 гг

1847 браки

Лл. 383об. -384, №2 10 января

Жених: с. Казаков дьячек Иван Иванов Покорский, 22 лет.

Невеста: того же села дьячка Максима Васильева Давидова дочь Мария, 18

Поручители по женихе: Малоархангельской округи с. Успенского что на Озерке священник Макарий Иоаннов Покорский и Ливенского уезда с. Оберца пономарь Андрей Покровский.

По невесте: кончивший курс Богослов наук студент Егор Давидов (это будущий свекор Любови Дмитриевны) и Елецкий помещик подпоручик Иван Егорович Голостенов.

Свт.Феофан много помогал советами и деньгами в замужестве Любови Дмитриевны. Жизнь с мужем протекала негладко – этому посвящено несколько писем.

Письмо № 26 (26)

14 ноябр(я) 92 г.

«... Очень жалею об участи сестры Вашей…»

Ответ написан на обороте письма И.Д,Андреева:

«…Я выехал из Посада по делу сестры, которую преследует муж диакон. Во все время обивал пороги у сильных мира сего ...» – речь про Любовь Дм. Давидову. (КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ИЕРОМОНАХА ГЕОРГИЯ (ТЕРТЫШНИКОВА), ч.2, Письма епископа Феофана Затворника к И.Д. Андрееву).

 

Таким образом, Иван Егорович Давидов (муж Любови Дмитриевны Андреевой) и Петр Иванович Рюриков (муж ее двоюродной тетки Александры Степановны Мишиной) - двоюродные братья. Егор Максимович Давидов и Анастасия Максимовна Рюрикова (Давидова) – дети дьячка с.Казаки Максима Васильевича Давидова. В 1916 г. студентом Московской духовной академии Федором Давидовым, уроженцем Орловской губернии, была написана интереснейшая работа об Иеремии Соловьеве. В ней, в частности, отмечаются связи святителя Иеремии и святителя Феофана. Не исключено, что автор – потомок Любови Дмитриевны Андреевой (Давидовой).

(ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1794. Метрическая книга Вознесенской ц-ви с. Малиново Ливенского уезда, 1890 г., лл.40об.-41, запись о браке Любови Дмитриевны Андреевой)

 

 

IV поколение

 

21/18. Николай Владимирович Боженов (Баженов) (22.04.1881, с. Малиново Ливенского уезда)

Сын священника.

ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1791

1881 О родившихся

№19 апрель22 (крещен 23) Николай

Родители: с. Малинова священник Владимир Михайлов Боженов и законная жена его Мария Димитриева.

Восприемники: Ливенского уезда, с. Троицкого настоятель священник Иосиф Александров Бекетов и Ефремовского мещанина Алексея Никитина Васильева жена Ольга Стефанова (сестра бабушки по матери новорожденного).

22/18. Виталий Владимирович Боженов (Баженов) (07.04.1889, с. Малиново Ливенского уезда)

Сын священника.

ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1793

1889 О родившихся

Лл.96об. – 97, №23 апрель 7(крещен 8) Виталий

Родители: с. Малинова священник Владимир Михайлов Боженов и законная жена его Мария Дмитриева.

Восприемники: Ливенского уезда, с. Шатилова Троицкой церкви священник Иосиф Александров Бекетов и учительница Малиновского училища Любовь Дмитриева Андреева.

23/18. Александра Владимировна Боженова (Баженов) (февраль 1891, с. Малиново Ливенского уезда)

Дочь священника.

ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1793

1891

Лл.90об. - 91, №9 февраль Александра

с. Малинова Вознесенской церкви священник Владимир Михайлов Боженов и законная жена его Мария Дмитриева.

Восприемники: Ливенского уезда с. Троицкого- Шатилова священник Иосиф Александров Бекетов и Малоархангельского уезда с. Телячье вдова священника Екатерина Дмитриева Введенская.

Священник Иосиф Александров Бекетов. Св-во выд. 25/1- 55 г

 

24/18. Елизавета Владимировна Боженова (Баженов) (февраль 1891, с. Малиново Ливенского уезда)

Дочь священника.

 

25/19. Александра Николаевна Турбина (23.04.1881, с. Малиново Ливенского уезда)

Дочь Ливенского мещанина.

ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1791

1881 г.

№18 апрель 23 (крещена 24) Александра

Ливенский мещанин учитель села Большой Чернавы Николай Евгениев Турбин и законная жена его Екатерина Димитриева (дочь священника Дмитрия Васильевича Андреева и Анны Степановны Мишиной)

Восприемники: Ефремовский мещанин Алексей Никитин Васильев (муж тетки матери новорожденной) и Ливенская мещанка Евдокия Яковлева Турбина (бабушка по отцу новорожденной).

 

26/19. Дмитрий Николаевич Турбин (02.08.1890, с. Малиново Ливенского уезда)

Сын Ливенского мещанина.

ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1794

1890 г.

лл.22об. – 23, №23;

август 2 (крещен 3) Дмитрий

Ливенский мещанин Николай Евгениев Турбин и законная жена его Екатерина Димитриева (дочь священника Дмитрия Васильевича Андреева и Анны Степановны Мишиной)

Восприемники: Студент Московской духовной академии Иоанн Димитриев Андреев (дядя по матери новорожденного) и Ливенского уезда с. Нижняго Долгого диакона Иоанна Георгиева Давидова (сын священника с. Пожарова Егора Максимовича, внук дьячка с.Казаки Максима Васильевича) жена Любовь Димитриева (тетка по матери новорожденного).

 

Такова поколенная роспись потомков Любови Васильевны Макриновой к сегодняшнему дню. Исследования продолжаются, и мы надеемся, что данный список будет пополнятся новыми именами.