Студент 4-го курса направления

«Педагогическое образование»

 Института истории социальных и политических наук

 Петрозаводского государственного университета

И. В. Николаенко,

 

 

 

Духовное наследие Феофана Затворника

в воспитании современного школьника

 

Творения Феофана Затворника составляют целый кладезь русской педагогической мысли второй половины XIX века. Имея большой опыт преподавания в духовных учебных заведениях, у святителя сформировались определённые взгляды на обучение и воспитание. Они отразились в его обширных и глубоких по проникновению в суть вещей трудах.

Святитель писал свои труды в период государственной церковности, что определённым образом отразилось в его творениях. В середине XIX века противостояние двух моделей образования: духовного основанного на православии и светского достигло высокого напряжения. Именно в таких условиях Феофан создавал свои труды.[1] 

Современная система образования носит светский характер. Педагогические идеи, изложенные Феофаном Затворником во всей своей полноте удобнее всего реализовывать в духовном или православном учебном заведении, так как там уже подразумевается, что все участники педагогического процесса являются христианами и ориентируются на православное вероучение. Однако учитель современной общеобразовательной светской школы может использовать духовное наследие Феофана Затворника в процессе обучения и воспитания.

Оказавшись на практике в качестве учителя истории и классного руководителя, я заметил, что одними из самых ярких проблем, волнующих школьников и их родителей, являются вопросы неуспеваемости и социализации в коллективе сверстников и учителей. В обществе, с его информатизацией и стрессами, школьник видит много агрессии, а в классе сидят дети разных национальностей, статусов, религиозных взглядов. На мой взгляд, учить терпимо, относиться к самобытности, мирному решению конфликтов, веротерпимости – первостепенная задача учителя. Как достичь этого духовного роста, формируя личность школьника? На уроках истории и обществознания, где основной формой работы является диалог учителя и учеников, школьники учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе, быть эмоционально устойчивыми в общении и лояльными к различным точкам зрения по исследуемому вопросу. Учитель может выступать только с позиции соучастия и сотрудничества. А самое главное – любить и уважать личность каждого ребенка. В этой связи огромный потенциал, на наш взгляд, имеет обращение к педагогическому наследию святых отцов Церкви, таких, как Святитель Феофан Затворник Вышенский. Огромная составляющая его теоретической и практической деятельности была посвящена педагогике (семейной, образовательной, возрастной, просветительской). На дело воспитания он смотрел как на «самое святое из всех дел»[2].

В основе воспитания для школьного педагога должен лежать принцип «христианской любви»: «Полюбите детей, и они вас полюбят», помноженной на знания возрастной физиологии, педагогики и психологии, дабы «по окончании курса воспитания душа питомцев, как дева чистая, должна быть представлена Христу уготованной на всякое дело благое»[3]. В основе воспитательной концепции школьника должны лежать христианские нормы. Как «для растений нужна вода, соки, которые пьёт оно корнями и которыми, питаясь, образует себя, так и для души нужны своего рода соки духовные которые, осаждаясь, образуют душу. Это совершается ежедневным доброделанием, или исполнением заповедей»[4], «по естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное»[5]. Формирование воспитательной концепции в христианской духовности – основа такого целеполагания. Ведущей целью школьного воспитания считал «напечатление истинными понятиями и возбуждаем духа» через чтение, беседу с учителем. Для школьника, таким образом, чрезвычайно важными становятся воспитание ума и сердца, что требует усиленного значения нравственно-воспитательных мер, наполненных христианскими началами. «Чего хотят воспитывающие? Хотят просветить ум и образовать сердце питомцев. Где же прочные основы и действенные орудия к тому и другому? Отвечаю решительно: нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе».[6] Чего остерегаться при этом советует святитель? Внимательно следить за развитием ребенка сообща с родителями: «Многим кажется достаточно для этого развивать: развивай, говорят, природу. Например, развивая эстетическую сторону, окружают питомца изящными предметами и самого приучают к искусствам. Мало-помалу раскрывается вкус, но вместе с тем показываются и разного рода похотствования, и притом в формах весьма не изящных. Чтобы приучить себя держать с достоинством, вводят питомца в общество и открывают ему все приёмы приличного обхождения. В некоторой мере цель достигается, но вместе с тем внедряется гордость, спесь, своенравие, неприступность, презорство к низшим и низость пред высшими. Приучают и к разного рода предприимчивости и деятельности, и в этом бывает успех, но не с меньшим успехом вырастают корыстность, интересанство и безжалостность, …там, где без разбора развивают всё, что ни находят в человеке, вместе со сродным ему, развивают и не сродное, и в естестве нашем является много паразитов, которые нередко заглушают и иссушают естественные ветви. Значит, не всё надобно развивать, а иное развивать, иное же подавлять и искоренять».[7] В этой связи огромное значение придает Феофан Затворник христианскому воспитанию ребенка в семье, ибо она для ребенка может стать как «школой любви», так и примером великих скорбей. О необходимости этого учитель должен, на наш взгляд, говорить с родителями во время коллективных родительских собраний и в индивидуальных беседах.

Часто учителя, особенного начинающего постигают разочарования на воспитательном поприще. В данном случае Феофан Затворник советовал: «без труда и самопринуждения ни в чем не успеем, когда есть усердие и ревность, то все пойдет хорошо». Самому педагогу следует тщательно читать, размышлять и молиться, призывая помощь Божию на благое дело воспитания.

С введением учебного предмета «Основы православной культуры» в школьную программу у педагога появилось возможность показать альтернативу тем ценностям, которые проповедуются в современном обществе. Ибо ценности современного общества очень часто смешаны с пороками. Здесь учителю было бы полезно ознакомиться с наследием святителя, ибо его труды раскрывают богословское понимание христианского учения, а сама жизнь его свидетельствовала об практическом исполнении божественных заповедей.

Таким образом, каждый учитель оставляет некий отпечаток на личности школьника. Поэтому если педагог будет высокопрофессиональным и высоконравственным человеком существует большая вероятность проявления интереса у ученика к православному вероучению. В соответствии с этим  Феофан Затворник предлагал следующие  требования к педагогу христианину «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых, и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно».[8] И действительно если учитель будет ревностным христианином, заботящимся о богоугождении в духе любви, ученики это почувствуют.

 

Список источников и литературы:

 

1.                    Св. Феофан Затворник. Созерцание и размышление. - М.: Правило веры, 1998. - 640 с.

2.                    Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. - 315 с.

3.                    Феофан (Говоров Г.В.), затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения. – М.: Правило веры, 1998. – 522 с.

4.                    Игнатов А. А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания свт. Феофана Затворника. Дис. канд. пед. наук. Курск, 2004 г. - 151 с.

5.                    Никулина Е.Н. Теоритический и исторический аспекты изучения святоотеческого  педагогического наследия (на примере педагогики свт. Феофана Затворника)// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика.  Психология Выпуск № 33 (2) / 2014 г. С. 120 -133

6.                    Коржевский В. Н. «Педагогическое наследие св. Феофана Затворника»// Сибирской Православная Газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ст.: http://www.ihtus.ru/edu18.shtml

7.                    Смолич, И. К. История Русской Церкви: 1700-1917: В 2 частях./И. К. Смолич - М.: Валаамский монастырь, 1997: Ч. 1. 800 с.; Ч. 2. 798 с.



[1] Игнатов А. А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания свт. Феофана Затворника. Дис. канд. пед. наук. Курск, 2004 С. 26

[2] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. С. 64.

[3] Св. Феофан Затворник. Созерцание и размышление. М.; 1998. С. 248.

[4] Св. Феофан Затворник. Созерцание и размышление С. 402 - 407.

[5] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 46.

[6] Св. Феофан Затворник. Созерцание и размышление. С. 241.

[7]Св. Феофан Затворник. Созерцание и размышление.  С. 245-246.

[8] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. С. 48