Студент 2-го курса

физико-технического факультета

Петрозаводского государственного университета

Константин Ермолаев.

 

 

 

 

Физико-математические науки в наследии святителя Феофана Затворника.

 

Свт. Феофан и наука

Святитель Феофан был не чужд науке, считал, что вера и наука совместимы, но безусловно ставил на первое место веру и богоугождение, а про науку говорил, что в ней может быть много неправды. Указывал на то, что увлечение знаниями и научностью может привести к духовному охлаждению.

"Воспитание из всех святых дел - самое святое... Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная об ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем..."

(Из какого труда это – неизвестно. Приводится без указания источника почти во всех жизнеописаниях святителя)

Святитель очень любил учение, усердно учился в училище, семинарии и академии, но точными науками занимался не так много, как другими.

Говорил даже о том, что возможно поклонение науке как некому идолу.

«Напрасно думают высоко о мире и его законах, о природе и ее силах, как будто в них есть что неприкосновенное, непререкаемое, нерушимое, – и под видом науки изобретают себе идолопоклонство, которое гибельнее мифологического идолопоклонства древних греков. Нет, братия, – не законами и силами природы держится жизнь каждого из нас, а силою Божиею, действующею в нас. Господь, “носящий всяческая глаголом силы Своея”, глаголом же силы Своея носит и каждого из нас.» (Православие и наука)

Подробно об отношении свт. Феофана к науке можно узнать из сборника «Св. Феофан Затворник. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составление и примечания игумен Феофан (Крюков). М., 2005;»

 

Из писем:

266. Учуяли, что есть наука? Одна по себе она есть душевное дело; душевное же не понимает духовного и теснит его. Наоборот, и духовное теснит душевность. Чтобы этого не было, надо душевное одухотворить, - пропустить сквозь него элементы духовные и сделать его слугою духовных интересов. И извольте это сделать с наукою, которая в ваших руках. Наука не самостоятельная госпожа. В моду вошло выставлять науку, как царственную некую особу. Особа эта - мечта. Ни одной у нас науки нет, которая установилась бы прочно в своих началах. Кое-что добыто по всем наукам. Но все это не таково, чтоб давать право ссылаться на науку, как на авторитет решающий. Науки нет, а есть научники, которые вертят наукою как хотят. Есть следовательно только догадки и наведения научников. Это тоже, что прежде говорилось: разум того требует. Как разум плохо себя зарекомендовал в истории человеческих мудрований, то бросили так выражаться, а стали ставить вместо его науку - нечто безличное. Пред женщинами ныне преклоняются. И науку выставили как какую красавицу, делают перед нею книксен. Из сего можете вывести, что и ваша наука тоже ваши соображения. И вы можете господственно относиться к ней и выдрессировать ее, как вашей душе угодно. Есть в ней кое-что установившееся; но то - внешние формы, суть же дела не дается. Тут ваша свобода и вместе сторона, куда может быть введен религиозный элемент, и законно и в интересах самой науки. Извольте так настроить свою науку и будет добре. Тогда и за наукою будете молиться.

Хоть я и не силен в естественных науках, в особенности в химии, но общее можно увидеть, - идет ли оно, или нет с точки зрения христианской

 

«Научниками быть дано очень немногим» - Что есть духовная жизнь, письмо 6.

 

Из писем о разных предметах веры и жизни, письмо 31. О саможалении и самоугодии.

«Не подумай опять при сем: авось — небось, — как-нибудь проплетусь. Нисколько не проплетешься, а будешь толочься на одном месте. Сам же говоришь, что успеха никакого в себе не видишь. И не жди его, пока есть саможаление. Не случалось ли тебе видеть электрическую машину?! Если видел, то, конечно, знаешь, что электричество, посредством тренья возбуждаемое, собирается в медный цилиндр; и его может набраться так много, что убьет, если неосторожно прикоснуться к цилиндру. Но если от цилиндра спустить медную же цепочку до земли, то электричества нисколько не соберется, хоть до поту верти колесо. Вот что есть эта цепочка, спущенная до земли, то есть самоугодие и саможаление. Сколько ни трудись, они не дадут образоваться в Душе ничему духовному. Весь плод трудов они будут поядать и уничтожать.»

 

«Есть люди, кои дни и ночи просиживают над изучением какой-нибудь науки – математики, физики,

астрономии, истории и прочего, – думая, что питают душу истиною, а душа их

чахнет и томится. Отчего? Оттого, что нет истины в тех местах, где хотят ее

найти! Не потому так говорю, чтоб науки не могли вмещать истины, но что

нередко  она  бывает  оттуда  изгнана  и  замещена  то  мечтаниями,  то

предположениями, противными истине. А ведь души не обманешь, как не

обманешь голодного, давая ему камень вместо хлеба. Вот она и томится!» (из сборника слов «Внутренняя Жизнь»)

 

Из толк. На 118 псалом: (:Пс.118:129.:)

Дивна свидения Твоя, сего ради испыта я душа моя

«поучающийся  в законе  Господнем  день  и  ночь  бывает,  "яко  древо

насажденое  при  исходищих вод,  еже  плод  свой  дает  во  время  свое"  (Пс.1,  3).  Писание  не знает научного исследования в видах голого знания: у него речь все о жизни и об устроении ее.  Ученое  исследование  порождено беспечностию  о  жизни,  чтобы  прикрыть  этою видимостию праздное свое безделье.»

 

Естественно-научные аналогии.

Электрическая аналогия. Смирение. Как молния бьет в какой-то возвышенный предмет, так и благодать сходит на смиренных, ибо смирение – это высота.

(Аналогии в сборнике «Грехи и страсти и борьба с ними – выдержки из творений и писем»)

 

Что мне больше всего помогло и запомнилось из творчества свт. Феофана.

Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться

-) о гневе на страсти (письма 53-62)

«Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева, или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на него. Сие серчание есть решительное отвержение страстного. Страстное не может иначе держаться, как сочувствием к нему; а серчанием истребляется всякое сочувствие – страстное и отходит или отпадает при первом его появлении. И вот только где позволителен и благопотребен гнев. У всех святых отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять их им. Сюда же относят они слова пророка Давида: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4, 5), повторенные потом и святым апостолом Павлом (Еф. 4, 26). Гневайтесь на страсть – и не будете согрешать, потому что, когда гневом прогнана страсть, всякий повод ко греху сим пресекается.

Вооружитесь же так на страсти. Гнев на страсти у Вас должен быть вкоренен с той минуты, как Вы положили всеусердно работать Господу, творя благоугодное пред Ним.»

-) о памятовании о Боге (письма 31, 42, 43, 52 и др.)

-) о должной подготовке к исповеди и причастию (письма 32-42)

 

Внутренняя жизнь:

-)  Каков кто в сердце, таким имеет его Бог и так относится к нему

«В прошедшей беседе я навел вас на мысль, что главное в нашей жизни есть

настроение сердечное и что каков кто в сердце, таковым того имеет и Бог,

несмотря ни на какие внешние отличия и преимущества. Хочу и ныне

остановить внимание ваше на той же мысли, чтоб научить вас ценить свои

движения внутренние и таким образом расположить – строже смотреть за

своим сердцем и за всем, что входит в него и исходит из него.»

-) о том, что страсти не исходят из естества нашего, даже когда побеждены, а всё равно преследуют нас (пункт 18 «Борьба со страстями и опытность духовная»)

 

Руководство к духовной жизни:

-) о том, что если есть мысль и чувство к Богу даже без словесной молитвы – то это уже молитва (о непрестанной молитве)

«Непрестанная молитва

Что значит "непрестанно молиться"? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге - мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу - страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному, с таким же желанием избегать всего, Ему неугодного, и главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно, и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех ваших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.

Мысль может быть отвлекаема разными предметами, но тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге. Вот об этих двух - о мысли и о чувстве к Богу - всю заботу и иметь надо. Когда они есть, есть и молитва, хотя нет молитвенных слов. »

-) о том, что все плоды могут быть получены и без молитвы Иисусовой

«Молитва: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя", - есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама по себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят.

Все приемы, про какие пишется (сесть, нагнуться),.. или художественное творение сей молитвы не всем пригоже и без наличного наставника опасно. Лучше за все то не браться. Один прием общеобязателен: "вниманием стоять в сердце". Другое - все стороннее и к делу не ведущее прибавление.

О плодах молитвы сей так говорят, что уже выше сего и ничего на свете нет. Незаконно. Талисман нашли! Из плодов словесному составу молитвы и говорению ее ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены и без сей молитвы, и даже без всякой словесной молитвы, чрез одно ума и сердца к Богу устремление.

Существо дела в том, чтоб "установиться в памяти Божией или ходить в присутствии Божием". Можно всякому сказать: как хочешь, только добейся до этого... Иисусову ли молитву творить, поклоны ли класть, в церковь ли ходить, что хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией.

Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: "Никаких приемов не употреблял я и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как? Я сам того не знаю. Бог дал!.."»

-) о том, что «Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть "дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно».

-) о пребывании с Господом:

«Предзрение Господа всегда

Хорошо, что вы охотно читаете духовные книги... Но пишется обычно много, едино же есть на потребу - сердечно с Господом сочетаться и не отходить от Него ни мыслью, ни чувством. Подражайте святому Пророку, который говорит: "Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся". Зрите око Божие, утвердившееся над вашим сердцем, и все в нем видящее... Отсюда придет благоговейный страх Божий, внимание к себе, отвержение всех недобрых мыслей и чувств, и пребывание в трезвении. Если даст вам Господь навыкнуть сему стоянию пред Богом, тогда вам никакие уроки не будут нужны. Одно сие будет учить вас всему.»

Указать на ценность толкования на 118-й псалом и на апостольские послания

 

Использованные труды святителя:

Сборник слов «Внутренняя жизнь» (http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-vnutrennjaja-zhizn/)

Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться

Руководство к духовной жизни (http://www.verapravoslavnaya.ru/?Sv_Feofan_rukovodstvo_k_duhovnoi_zhizni)

Толкование на 118 псалом.

Сборник «Православие и наука» (http://www.verapravoslavnaya.ru/?Feofan_Zatvornik_Pravoslavie_i_nauka)

Сборник «Страсти и борьба с ними – выдержки из творений и писем». Сост. Игумен Феофан (Крюков). Даниловский блоговестник. М., 2008

Письма святителя Феофана Затворника (+письма о разных предметах веры и жизни)

Св. Феофан Затворник. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составление и примечания игумен Феофан (Крюков). М., 2005