Студент 4-го курса

Владимирской свято-Феофановской Духовной семинарии

иподиакон Дмитрий Олегович Шудегов

 

Комментарии святителя Феофана Затворника на тексты посланий святого апостола Павла по антропологической тематике

(по материалам изданных писем Святителя к разным лицам).

Господь творит человека по Своему образу и подобию. Но человек злоупотребляет дарованной ему Творцом свободой и поддаётся греху, в следствии чего, познание зла у человека переходит из гономической формы в реальное волевое действие. Нарушается целостность природы Адама, а в нем и всего человечества, при сохранении образа Божьего, теряется богоподобие.

Над восстановлением потерянного подобия Божьего и достижении обожения падшей природы трудились многие Отцы Церкви и для этой цели за многие века истории христианства разрабатывается богословское антропологическое учение основанное на Священном Писании. Особенное внимание уделяется антропологии в посланиях святого апостола Павла. Не остался бесплодным в плане русской богословской мысли и XIX век. Особенное внимание, данной теме, уделяет один из виднейших иерархов Русской Церкви, святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышинский.

В данном докладе мы рассмотрим лишь некоторые аспекты антропологических воззрений владыки Феофана в рамках комментариев на послания ап. Павла. Заметим, что мы намеренно обратились лишь к текстам писем Святителя, дабы найти его непосредственные рассуждения. Особенностью многих экзегетических творений святителя Феофана Затворника является четкое согласование  своих мыслей с общепринятыми мнениями Отцов Церкви, а нам хотелось услышать индивидуальные суждения Святителя.

Раскрывая онтологичную сущность человека святитель Феофан говорит о последствиях грехопадения и выделяет два вида людей: потакающим страстям и ведущим борьбу с ними: «Что писано у Апостола Павла: вижду ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего и пленяющмя законом греховным (Рим. 7, 23), это и есть наше двоесоставие. Человек, сознанием и сердцем сущий на стороне страстного, страстен весь и Богу противен. Человек, сущий на стороне безстрастного, хотя в нем есть и борют его страсти, не противен Богу, ради нелюбления страстей и желания делать не по ним, а по воле Божией. Этим благим предложением сердца и решимостию угождать Богу он считается невиновным в тех страстях, кои искушают его, ибо он не хочет их.»[1]

О духе в природе человеческой Феофан Затворник рассуждает, также доступно и образно: «Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов (см.: Евр. 2,7). Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии.»[2] Вот так, понятно и просто святитель Феофан отвечает на вопрос, приводивших многих учёных мужей в затруднение. Это касается духовной части человека.

Теперь рассмотрим ближе душевную, телесную сторону жизни человека и вот, какое рассуждение находим у Феофана Затворника: «Естество наше в чистом виде достолюбезно. Сами ангелы взирают на него с любовию и удивлением, когда оно является таковым. Нам ли не желать увидеть его таковым, и притом не вне - в других, а в себе самих? Да ведь и все счастие наше и благобытие в том состоит, чтоб избавиться от сей (прим. беспорядочности) болезни. Ибо, когда ее не будет, что помешает нам быть в блаженном состоянии и чувствовать себя таковыми? Напротив, если эта болезнь природна, то ее уж не уврачуешь. Так и останется она навсегда, сколько ни трудись над изгнанием ее. Прими эту мысль - и руки опустишь, говоря в себе: так, верно, уж быть. А это и есть то пагубное нечаяние, в которое вложившись, предают себя студодеянию в делание всякия нечистоты (Еф. 4, 19).»[3] Как видим, естество наше заражено грехом, но от этого не нужно впадать в отчаяние и унывать. Но подобно организму нашему борющемуся с вирусами и человеку следует бороться с грехом. И победа вполне достижима, что видно из многочисленных жизненных примеров Подвижников благочестия, прибывавших в состоянии, подобном, как у Адама до грехопадения. Святитель пишет: «Первому человеку в Раю повиновались животные потому, что видели сияющий в нем образ Владыки всякой твари. Образ Божий затмился, прекратилось и повиновение животных человеку; но оно тотчас естественно как бы возвращается, коль скоро восстановится в человеке образ Божий. А это и производит божественная благодать ради веры и трудов по вере в людях, совершенно предавших себя Господу, каковы были пустынники, облекшиеся в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (Еф.4:24). Почему же не верить тем сказаниям, в коих они представляются повелителями животных?!! Верно их внешнее уничижение соблазняют гордый ум?! Но не надобно забывать, что немощное Божие крепчае человек есть (1Кор.1:25), и что обильнейшая благодать обычно носится в скудельных сосудах (2Кор.4:7)[4]

Искупления, очищению и исцелению греховной человеческой природы Святитель уделяет значительное внимание: «Важно помнить, что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13), сей великой милости Божией, а не отстраняться от Отца нашего погрязая в мирской суете. Потрудитесь просмотреть следующие места Писания: 1Кор.6:19.20. Вы не свои, пишет Апостол, ибо вы куплены дорогою ценою. И вот вывод из сих слов: посему прославляйте Бога в телесах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии, т.е. силы души и тела должны быть посвящены Богу. Ни себе, ни миру никакой уступки не позволяется. В другом месте это выражается так: едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию (1Кор.10:31). Свидетельствуя о том, как это у самого Апостола совершалось, говорит он: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2:20).»[5]  Так грозно Владыка призывает помнить о великой Жертве Иисуса Христа и нашем богосыновстве.

Святитель, словами Апостола Павла, говорит даже более глубокую мысль о человеческом естестве: «Царствие Божие в нас есть, когда Бог царствует в нас, когда душа во глубине своей исповедует Бога своим Владыкою и покорствует Ему всеми силами, и Бог властно действует в ней и еже хотети и еже деяти о благоволении (1 Флп. 2, 13).»[6] «С психической же точки зрения о Царствии Божием должно сказать следующее: Царствие Божие в нас зарождается, когда ум сочетавается с сердцем, сам срастворившись с памятию о Боге. Человек тогда предает Господу, как жертву, приятную Ему, свое сознание и свободу; а от Него получает власть над собою, и силою, от Него получаемою, правит всем своим, внутренним и внешним, как бы от Его лица.»[7] Здесь видно, что Святитель Феофан старается раскрыть саму суть «обожения» через действия божественной силы на отдельные части человеческого сознания.

Вместе с тем Святитель напоминает и о нашей поврежденности грехопадением и несовершенством природы. Так же предостерегает от суждений относительно мыслей, что Бог зависим от человека. Напротив, Святитель пишет: «не Христос в нас рождается, а мы возрождаемся по образу Христа; ибо возрождение наше в купели крещения есть обновление по образу Создавшаго (Кол. 3, 10) или облечение во Христа (Гал. 3, 27). Истинная жизнь человека, потерянная в падении, восстановлена и явлена, в совершеннейшем виде, в лице Иисуса Христа, Бога Слова воплощенного. Она в Нем в такой полноте, что все верующие почерпают в Нем себе истинную жизнь. Потому-то Он Сам Себя именует лозою, а всех верующих — ветвями на лозе, из лозы берущими жизненные соки. У истинного христианина един дух с Господем (1 Кор. 6, 17). Так тесен союз! А между тем христианин есть сам по себе; он не исчезает во Христе Господе, а, пребывая отдельною особою, устрояет себя по образу Христа.»[8]

Важно осознавать, что для спасения человеку необходимо желание, а насильно Бог не спасает по причине того, что человек сотворён свободным. И Господь не нарушает Своего великого дара. И ошибаются те из нас, кто не хочет сделать даже маленького шага на встречу Богу, своему Вечному Спасителю. Святитель Феофан напоминает: «Бог никого не неволит спастися, а предлагает на выбор и только того, кто изберет спасение, спасает. Если б не требовалось наше произволение, Бог всех в одно мгновение сделал бы спасенными, ибо всем хощет спастися (1 Тим. 2, 4). Да тогда и совсем не было бы погибающих. А произволение наше не всегда разумно бывает, упорничает и Самому Богу не внимает. Вот и гибнем.»[9]

Так же, в другом месте из переписки Святителя можно прочитать: «Уверовавший вступает на путь, верно и несомненно ведущий ко спасению, но спасенным он явится, когда кончит сей путь непреткновенно и неуклонно. Посему у святого Марка Господь и говорит: Иже веру имет и крестится, спасен бу­дет (Мк. 16, 16), а не спасен еще. Несомненно будет спасен, если пребудет верен вере и не престанет исполнять потребное для спасения. Не сомневайся, что получишь спасение; только неленостно теки по пути к нему, подражая святому Павлу, который говорит о себе: теку на верное, но еще не достиг; гоню же, чтоб достигнуть (Флп. 3, 12 — 14).»[10]

Владыка Феофан придаёт большое значение в деле нашего спасения  страху гнева Божьего, укорению совести: «Дух Божий сокровенно действует на дух наш и приводит его в движение. Пришедший в движение дух наш восставляет в себе естественное свое боговедение, что Бог есть, все содержит и Мздовоздаятель есть. Сознание сего восставляет чувство всесторонней зависимости от Бога и оживляет страх Божий. То и другое растревоживает совесть - свидетельницу и судию дел наших и чувств, между коими редко что встречается такое, на что бы благоволительно воззрел Бог. Встревоженная совесть вместе с страхом Божиим и чувством всесторонней зависимости от Бога поставляют человека в чувство безвыходности своего положения: камо пойду, камо бегу? Но бежать некуда: пойман и в руках Бога - Судии и Воздаятеля. Чувствуется гнев Божий с небесе на всякую неправду (Рим. 1, 18)[11]

Также в деле спасения человеку необходимо памятование о Боге, что может сохранить от многих грехов и падений. И «память сия будет у Вас господином, распорядителем и строителем всех дел, паче же внутреннего Вашего быта. В Вас тогда исполнится то, чего молитвенно благожелал апостол Ефесеям, а в лице их и всем христианам, говоря: да даст вам (Бог) по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3, 16-17). Это и есть то, о чем я все толкую. Апостол считал сие так важным, что, молясь о сем, молился с особенным жаром: преклоняю, говорит, колена... ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 3, 14). Как же нам с Вами не толковать об этом? Когда утвердитесь во внутреннем человеке памятию Божиею, тогда и Христос Господь вселится в Вас. То и другое идет вместе.»[12]

Таким образом можно отметить, что святитель Феофан Затворник охватывает многие сферы антропологии святого апостола Павла и применяет их в ответах на насущные чаяния своих вопрошателей. Даже спустя полтора столетия вопросы людей не изменились, мы и сейчас можем найти многие ответы в письмах владыки Феофана. Отметим, что в данной работе удалось освятить лишь малую часть рассуждений Святителя.  Несомненно, более частое обращение к творениям святителя Феофана Затворника Вышинского, окажет значительную помощь как в богопознании, так и в понимании задач человека в земной жизни и жизни вечной.

О трудах владыки Феофана один из его современников свидетельствовал: «Чем более вчитываешься в них, тем более познаешь необыкновенную личность святителя. Для его писем характерны, с одной стороны, чистота, ясность мысли, какое-то неземное спокойствие и величие духа; с другой, они проникнуты беспредельной любовью к человеку, к слабостям которого Вышенский Затворник всегда относился с христианскою снисходительностью, «с необыкновенно тонкою наблюдательностью и громадным талантом уразумевать причины и следствия, как бы они далеко ни были спрятаны в душе человека»[13]

Список литературы

1) Феофан (Говоров) Затворник, святитель. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Издание Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. Репринтное воспроизведение издания: Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Епископа Феофана, Москва: 1892. С.465. ISBN 5-86-809-115-9.

2) Феофан (Говоров) Затворник, святитель. О молитве и духовной жизни, Собрание писем. Духовное наследие святителя Феофана Затворника. Москва: Правило веры, 2008. С.480. ISBN 978-5-94759-031-X.

3) Феофан (Говоров) Затворник, святитель. Письма о христианской жизни,Поучения. Собрание писем. Духовное наследие святителя Феофана Затворника. Москва: Правило веры, 2007. С.445. ISBN 5-7533-0050-2.

4) Феофан (Говоров) Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма. Духовный собеседник. Москва: Отчий дом, 2009. С.302. ISBN 5-87301-120-6.

5) Феофан (Говоров) Затворник, святитель. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника, Собрание писем в 8 выпусках, выпуски I, II, III, IV. Москва: Правило веры, 2000. Репринтное издание. Собрание писем Святителя Феофана, Выпуск третий, Издания Афонского Русского Пантелимонова монастыря, Москва: 1898. С.256. ISBN 5-7533-0102-9.

6) Феофан (Говоров) Затворник, святитель. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника, Собрание писем в 8 выпусках, выпуск V и VI. Издание Свято – Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства Паломник,1994. Репринтное издание. Собрание писем Святителя Феофана, Выпуск шестой, Издания Афонского Русского Пантелимонова монастыря, Москва: 1899. С.216.

7) Феофан (Говоров) Затворник, святитель.  Письма к В. П. Нечаеву // Душеполезное чтение. 1909. Ч. 3

8) Георгий (Тертышников), архимандрит,Магистр Богословия Московской Духовной Академии. - Свт.Феофан Затворник и его учение о спасении. Москва: Правило веры,1999. С. 569. ISBN 5-7533-00-78-2



[1] Св. Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Стр.86.

[2] Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Стр. 35.

[3] Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Стр. 74.

[4] Собрание писем Св. Феофана. Выпуск третий – стр. 141-142.

[5] Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Шестой выпуск. Стр. 9.

[6] Св. Феофан Затворник. О молитве и духовной жизни (собрание писем). Стр. 296.

[7] Св. Феофан Затворник. О молитве и духовной жизни (собрание писем). Стр. 314.

[8] Св. Феофан Затворник. О молитве и духовной жизни (собрание писем). Стр. 301-302.

[9] Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Стр. 87-88.

[10] Св. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Стр.193-194.

[11] Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Стр. 85.

[12] Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Стр. 196-197.

[13]Архимандрит Георгий (Тертышников)-Свт.Феофан Затворник и его учение о спасении-1999  123-124