СЛОВО

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НАУЧНО-РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА ПО ИЗДАНИЮ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ТВОРЕНИЙ

СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА, ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО

МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО


КЛИМЕНТА

 

НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ СЕМИНАРА

XXIII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

«ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА»


22 января 2015 года



Ваше Высокопреосвященство!

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Искренне рад приветствовать собравшихся со многих концов нашей страны из-за рубежа участников семинара студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», проводящегося в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в самый канун 200-летнего юбилея святителя Феофана, Затворника Вышенского, день рождения которого совпадает с его церковной памятью, празднуемой 10 января по старому, а значит, 23 января по новому стилю.

В эти дни Русская Церковь, продолжая праздновать Святое Богоявление, вспоминает и величает одного из главных отечественных учителей веры, христианской жизни, православного аскетизма, одного из самых выдающихся русских богословов XIX столетия.  Его творчество  целиком опирается на святоотеческое наследие, на Предание Церкви, сохраняя при этом тесную связь с академической традицией русского богословия. В этой связи хотелось бы подвести некоторые итоги почти четырехлетней работы нашего научного и одновременно обучающего семинара, одна из основных задач которого заключается не только в обсуждении, уточнении, закреплении результатов изучения студентами духовного наследия святителя Феофана Затворника, но и в передаче им опыта теоретических исследований и практической работы специалистов, принимающих участие в семинаре.

Его первая сессия состоялась в июне 2011 года в Успенском Вышенском монастыре, и проводилась в возрожденных кельях святителя Феофана, на месте его затворнического подвига. Получив благословение на Выше, у мощей святителя, участники семинара в дальнейшем не раз собирались в стенах Московской Духовной Академии, Издательского совета Русской Православной Церкви, в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Нынешняя сессия Феофановского семинара является уже пятой по счету, и  можно свидетельствовать о том, что у тех, кто в его рамках постоянно занимается изучением духовного наследия святителя Феофана, накопился достаточный багаж знаний и умений.

Встает, однако, вопрос о том, насколько эти знания соответствуют задачам церковной науки — так, как их видел сам святитель Феофан. В своей неизданной записке, посвященной проекту реформы духовной школы, святитель обращает внимание, на необходимость внимательного исследования и разбора студентами богословских вопросов в учении святых отцов, с тем чтобы выходить из академий специалистами, до тонкостей изучившими данную проблематику, а не просто людьми, обладающими определенным, зачастую ограниченным набором богословских знаний. «Наши высшие учебные заведения — Академии, — писал святитель Феофан о духовных школах 60-х годов XIX века, — дают только энциклопедическое образование. Из них выходят люди умные, с добрыми началами — но основательно не знающие ни одного предмета. Не получив в Академии настроения к занятию определенными предметами, они и по окончании курса в ней остаются в нерешимости, за что взяться, и — или ничего не делают, или делают то, на что случайно наведут обстоятельства. Оттого мы не имеем специально ученых по предметам богословским, так что в случае нужды скоро, а между тем с достоинством что-нибудь написать, мы затрудняемся в свободе лица, на которого можно бы возложить такое дело. Потому считается весьма полезным: 1) Постановить, чтоб студенты в Академиях, слушая уроки по всем предметам в классах, для домашних занятий избирали себе каждый по своему расположению один какой-либо предмет богословский. Начальство и наставники будут руководить их в образе занятий, в выборе книг, в указании сторон, требующих особой разработки <…> Изучая, таким образом, свой предмет — размышлением, чтением и сочинениями, они могут сделаться специалистами в своем роде, не лишаясь энциклопедических сведений о всех других предметах духовного образования <…> 2) Cпособствовать образованию сословия ученых мужей. Это сословие само собою могло бы образоваться из академических наставников <…>. Потому полезно бы замещать академические кафедры преимущественно монашествующими и тех из них, которые окажутся способными и засвидетельствуют свою ревность к науке и духовному образованию самым делом, оставлять для Академии навсегда для ученых трудов. <…> Они и составят ученое сословие, которое будет постоянным руководителем духовного просвещения и церковной письменности, будет следить за движением и направлением наук и литературы в отечестве и подавать голос — твердый и отчетливый — в случае кривого направления; следить также и за движением религиозной литературы вне отечества — на Востоке и на Западе, откуда идеи часто заходят и к нам»[1].  

Вот постановка богословского образования по святителю Феофану Затворнику. Ему удалось очень верно отметить ряд новых принципов работы духовной школы, которые постепенно находят свое воплощение сегодня, в современных академиях и семинариях. Можно говорить о том, что и наш семинар, по мере возможностей, старается способствовать утверждению этих идей, на которых по его мысли, должны базироваться научные занятия студентов, — в данном случае, в сфере изучения богословского наследия самого святителя.

Прежде всего, сама структура семинара (пленарное, секционные и итоговое заседания) предполагает выделение нескольких отдельных направлений Феофановских исследований, соответствующих определенным тематическим секциям. В докладах участников пленарного заседания затрагиваются и анализируются основные, а также наиболее актуальные темы творчества святителя, разработка которых является постоянной задачей. Секционные заседания начинаются с лекций специалистов, профессионально занимающихся изучением различных проблем в рамках заявленной темы секции, в том числе, членов и экспертов Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана. Доклады студентов, касающиеся общих, либо отдельных вопросов по основной теме, комментируются ведущими секций и могут быть прокомментированы любым специалистом, присутствующим на заседании, а также, при наличии дополнительных вопросов, могут обсуждаться в ходе дискуссии между учащимися. Предполагается, что на семинаре происходит консультирование студентов специалистами по темам их курсовых и дипломных сочинений, диссертаций, проходят практические занятия, представляются презентации и наглядные пособия, в качестве иллюстраций к выступлениям докладчиков. В завершение каждой секции ведущими должны быть проанализированы ее итоги. Итоги работы всего семинара подводятся в его конце, на общем заседании.

Следует особо отметить сотрудничество между учеными и исследователями —  представителями церковной и светской академической науки, а также между учащимися духовных и светских вузов, с самого начала развернувшееся на нашем семинаре. Причем, если первоначально светская наука была представлена, в первую очередь, членами Научно-редакционного совета, то впоследствии семинар значительно обогатило участие и других специалистов — преподавателей и студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Тамбовского, Курского и Арзамасского государственных университетов. Активное участие в работе семинара теперь принимают студенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Научные знания в области таких гуманитарных дисциплин, как филология (в первую очередь, текстология, литературоведение, лингвистика), философия, педагогика, психология, история России XIX века, архивное дело в изложении настоящих профессионалов существенно обогатили наших студентов, помогли им показать в их работах хороший научный уровень. Эти знания во многом стали необходимой базой для последующих исследований — и в этом плане, конечно, неоценим вклад членов и экспертов нашего Научно-редакционного совета. Руководство светских ученых, специалистов в различных областях гуманитарного знания, тоже помогает ученикам духовных школ сделаться, по слову святителя Феофана, «специалистами в своем роде». И за это им огромная благодарность! Вместе с тем, соработничество церковных и светских ученых, так ярко проявившееся в рамках семинара, еще раз показывает и доказывает изначальное единство этих ветвей познания, искусственно разорванное катаклизмами XX века, но, тем не менее, восходящее к общему источнику всяческого ведения и мудрости, – к Творцу и Промыслителю всех Богу, даровавшего нам Свет Разума.

Существенно, более чем в 3 раза, расширилась география духовных и светских школ, представленных на семинаре. Если первоначально это были в основном Московская Духовная Академия и Семинария, Рязанская духовная семинария и в особенности Отделение теологии Рязанского университета, то со временем в число его участников вошли преподаватели и студенты Санкт-Петербургской, Киевской, Минской духовных академий, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Калужской, Сретенской, Николо-Угрешской, Николо-Перервинской духовных семинарий. Не все они сейчас присутствуют в зале. Но число участников семинара постоянно расширяется. Сегодня среди новых его членов мы рады приветствовать представителей Одесской духовной семинарии, прежде всего, досточтимого отца ректора, архимандрита Серафима, а также студента Одесской семинарии, которые в столь непростое время нашли возможность посетить Феофановский семинар, принять участие в его трудах и тем самым почтить память великого угодника Божия. Особо приветствуем преподавателя и студентов Петрозаводского государственного университета, специалисты которого выполняют основной объем работ, связанных с подготовкой Полного собрания творений святителя Феофана, а также преподавателей и студентов Казанской духовной семинарии.

Для нас одним из важнейших результатов работы семинара стало содействие со стороны представителей духовных школ работе Научно-редакционного совета. Это содействие, касается, в основном подготовки «Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника», в которой ряд биографических сведений был уточнен благодаря трудам участников семинара. Кроме того, в серии докладов, прозвучавших на семинаре, были освещены многие аспекты богословского творчества святителя, что может быть использовано при работе над комментарием к некоторым томам Полного собрания творений. С другой стороны, семинар приносит большую практическую пользу студентам духовных школ. Многие из них благодаря участию в нем не только смогли с успехом защитить дипломные работы и диссертации кандидата богословия, но и сами стали специалистами, открыли для себя путь в науке, продолжая интенсивно заниматься Феофановскими исследованиями. Это, в первую очередь, касается выпускников Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий, Отделения теологии Рязанского университета, Екатеринодарской Духовной Семинарии, очень активно участвующей в нашем студенческом форуме. Доклады некоторых из них прозвучат сегодня.

Оценивая итоги работы семинаров, нельзя не сказать и о недостатках, которые были допущены при их организации и в ходе их работы. Во-первых, это нарушение регулярности их проведения. Так, в 2011—2013 годах семинары проводились в среднем два раза в течение учебного года (захватывая иногда и время каникул). Это тот минимум, при котором возможно осуществление научного руководства. Однако в 2014 году семинар не проводился ни разу. Сегодня он проводится в первый раз после большого перерыва — с сентября 2013 года. Участие лучших студентов семинара в работе Феофановских чтений, естественно, не может компенсировать потерю более чем целого года. Во-вторых, в ходе семинаров не уделялось должного внимания практическим занятиям и индивидуальной работе со студентами. Может быть, тут в чем-то препятствовал выездной характер нашего семинара. Вероятно, если бы он проводился постоянно в одном месте, этого бы не случилось. В-третьих, многим студентам-участникам семинара, нужно повышать уровень своих докладов, которые часто ограничены в своей доказательной базе, лишены научного аппарата, а иногда просто бывают невразумительными. И наконец, нельзя не сказать о несвоевременной подаче докладов организаторам семинара для их последующей публикации, что критически важно для организаторов, важно и для участников. Это касается всех участников семинара — как студентов, так и уважаемых лекторов. Казалось бы — установлены достаточно длительные сроки подачи докладов — в течение месяца после завершения семинара. Но эти сроки в большинстве случаев не соблюдаются. Об этом уже говорилось не раз, и тем не менее ничего не меняется. Начиная с сегодняшнего семинара, будут приниматься более жесткие меры к тем, кто не сдает доклады вовремя. Кроме того, хочу подчеркнуть, что на все указанные просчеты и упущения организаторам и участникам семинара следует обратить особое внимание и в ближайшее время исправить их.

 Дорогие участники и гости семинара «Духовное наследие святителя Феофана Затворника! 2015 год — год 200-летнего юбилея святителя Феофана  — является рубежным для всей нашей работы. Призываю вас не ослабевать в ваших ученых трудах и учебных занятиях, посвященных изучению жизни, подвига и трудов святителя. Призываю во всем следовать его заветам, как в области духовной жизни вашей, так и в науке, чтобы показать добрые и изобильные плоды — во славу нашей Святой Матери-Церкви. Желаю Вам всесильной помощи Божией, помощи Его великого угодника святителя Феофана Затворника, да незримо осеняет он вас во всяком деле и слове своим благословением!    

 

 



[1] АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 39. Док. № 4009.14. Подборка документов о проекте преобразования духовных учебных заведений, с запиской свт. Феофана. Л. 4—5.