Преподаватель Университета Российской академии образования,

А.Н. Свирин,


О рукописи «Искатель непрестанной молитвы», посланной на отзыв епископу Феофану Затворнику

Сборник духовных рассказов «Искатель непрестанной молитвы», более известный под названием «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», имеет давнюю и запутанную издательскую историю.Несмотря на то, что рассказы имеют своего автора, известно его имя, это произведение почти никогда под этим именем не публиковалось, неся на обложке указание «автор неизвестен». В трудах исследователей текста книги И.В. Семененко-Басина и А. Пентковского признается авторство рассказов за архимандритом Михаилом (Козловым) [1] . Первая публикация этого произведения под именем автора состоялась в 1992 г. в парижском журнале «Символ» [2] .

Отец Михаил, в миру Макарий Косьмич Козлов, родился в 1826 г. в семье старообрядцев-беглопоповцев Смоленской губернии. Достигнув совершеннолетия, юноша Макарий переживает духовный кризис. Он начинает сомневаться, является ли истинной Церковью старообрядческая община, в которой он с рождения был воспитан, ив 20 лет решает присоединиться к Православной Российской Церкви. После столь решительного шага Макарию не удается ужиться со старообрядцами в родном городе, он покидает его в 1854 г.и поступает послушником в Климовский Покровский монастырь Черниговской епархии.

В тридцатилетнем возрасте Макарий отправляется на Афон в Русский Пантелеимонов монастырь, где был пострижен в рясофор с именем Мелетий. В 1860 г. по поручению монастыря Мелетий на шесть лет уезжает в Россию, где собирает пожертвования в пользу обители, издаёт книги, а также совершает путешествие в Иркутск. По возвращении на Афон Мелетий тяжело заболевает и 29 октября 1866 г. принимает малую схиму с именем Михаил. В 1867 – первой половине 1868 г. он, выздоравливая, пишет книгу «Искатель непрестанной молитвы».

В 1874 г. инок Михаил, известный миссионерскими трудами среди старообрядцев, прибывает в Казанскую епархию по приглашению архиепископа Антония (Амфитеатрова), нуждающемуся в опытном проповеднике для своей епархии. Вполне возможно, что во время одной из поездок по епархии отец Михаил встречался с уже знакомым ему по Афону настоятелем Черемисского монастыря [3]игуменом Паисием (Федоровым), также иногда упоминаемым под именем Паисия Саровского.

В 1879 г. отец Михаил направляется Синодом в Забайкалье под начало архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова) [4] и епископа Селенгинского Мелетия (Якимова), где продолжает заниматься обращением старообрядцев [5].

Прибыв в Иркутск, отец Михаил ознакомил архиепископа Вениамина с рукописью своей книги «Искатель непрестанной молитвы». Спустя некоторое время владыка послал рукопись Вышенскую пустынь, своему брату отцу Феодосию [6] с просьбой представить сочинение отца Михаила для отзыва епископу Феофану Затворнику. Но как раз в то время, когда рукопись «Искателя непрестанной молитвы» была в пути, отец Феодосий умер. Архиепископ Вениамин пишет 3 декабря 1880 года:«30 ноября, как телеграфируют мне из Шацка, умер в Вышенской пустыни брат мой о. Феодосий. <…> Не имел я от вас уведомления, послана ли вами покойному о. Феодосию рукопись «Искатель непрестанной молитвы». Не писал мне также о получении ее и он. Если она доселе находится у вас, прошу отправить ее в Вышенскую пустынь чрез г. Шацк на имя настоятеля архимандрита Аркадия. Пусть она будет от меня прикладом в обитель на поминовение брата» [7].

В 70-е годы XIX в. книга о. Михаила получила распространение в списках по всей России. Первая публикация рассказов [8] была осуществлена в 1881 г. игуменом Паисием. Книга носила название «Откровенный рассказ странника духовному своему отцу». Автор указан не был.

В 1882 г. этот труд был опубликован Русским Афонским Пантелеимоновым монастырем в сокращенной версии под названием «Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой».

В1884 г. Михаило-Архангельский монастырь осуществляет третье исправленное издание книги [9] (второе было в 1883 г.). Редактирование этой публикации осуществлял находившийся в затворе епископ Феофан (Говоров). Текст именно этой версии получил наибольшее признание и распространение [10].

В Предисловии к третьему изданию содержатся следующие сведения об авторе: «Рассказы эти списаны на Афоне покойным настоятелем Черемисского монастыря игуменом Паисием у одного старца схимника и потом по желанию многих, читавших их в рукописи, были им напечатаны. Кто же был их составитель — неизвестно». Рассказы могли быть переписаны иг. Паисием между 1866 и 1869 гг. [11]

В 1911 г. епископ Вологодский Никон (Рождественский) опубликовал компилятивный текст рассказов, добавив к нему продолжение еще из трех рассказов, содержащихся в Оптинской рукописи и опубликованных первоначально в журнале «Троицкое слово». Таким образом, завершилось формирование современного текста сборника рассказов.

Всего сохранилось три рукописи книги: в библиотеке Оптиной пустыни, Отделе рукописей РГБ и в Париже в Сергиевском богословском институте.

Рукописи и публикации образуют пять источников текста рассказов:

  1. Оптинский список
  2. Сергиевский и Пантелеимоновский списки
  3. Редакция Феофана Затворника
  4. Редакция Паисия Саровского
  5. Сокращенная Афонская редакция.

Ни одна из этих редакций не является первоначальным текстом о. Михаила.Наиболее полным вариантом является текст Оптинской рукописи «Рассказ странника, искателя молитвы», он же является наиболее ранним хронологически.Первое издание 1881 г. (игумена Паисия) признается наиболее стилистически и содержательно переработанным [12].

Для издания 1884 г. текст рассказов был значительно переработан епископом Феофаном Затворником. В первом издании и в Оптинской рукописи собеседником выступает некий безымянный друг. Феофан Затворник превращает его в священника-духовника.Теперь все рассказыстановятся исповедью. Споявлением духовника название книги, которое дал ей игумен Паисий («Рассказ странника духовному своему отцу»), обретает свое сюжетное обоснование.

Феофан Затворник исключил из «Рассказов странника» фрагменты, содержащие критику духовенства. Например, исчез священник, запрещавший страннику читать Библию. Исчезли проповедники, неспособные растолковать суть молитвенного делания. Также Феофаном Затворником были вычеркнуты грубые или соблазнительные эпизоды, в том числе плотского характера.

Феофан Затворник также восстановил в книге сюжет, присутствующий в Оптинских рукописях «Рассказа странника», но упущенный в издании игумена Паисия, а именно – повествование во втором рассказе о спасении странника от волка с помощью четок и последующий разговор с попутчиками о материализации духов. Следовательно, в распоряжении епископа Феофана была рукопись «Рассказа странника», более полная по сравнению с первым типографским изданием [13].

Есть также упоминание в переписке Феофана Затворника названия книги, данного ей о. Михаилом: «Желаете навыкнуть молитве Иисусовой по образцу, прописанному в оной книге. (Рукопись Афонская:“Искатель непрестанной молитвы”.Есть и печатная книга)» [14].

Следовательно, святитель Феофан был знаком не только с Оптинским списком, но и с авторской рукописью о. Михаила. Очень жаль, что это уже не имело никакого значения, поскольку Вышенский Затворник ознакомился с ней уже после того, как была завершена работа над третьим изданием. Таким образом, по выражению о. Василия (Гролимунда), исправленный епископом Феофаном текст стал «каноническим» и общераспространенным[15].

 


[1] Михаил (Макарий Косьмич Козлов, 1826—1884, в схиме с 1866 г.), начальник Забайкальской противораскольнической миссии и настоятель Троицкого Селенгинского монастыря. В 1857–1874 гг. – насельник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, где им был написан сборник рассказов «Искатель непрестанной молитвы».

[2]Михаил (Козлов), архим. Рассказ странника, искателя молитвы// Символ= Simvol. P.: Bibl. SlavedeParis, 1992.№27. Июль.С. 7–135.

[3]Козьмодемьянский Михаило-Архангельский Черемисский монастырь – недействующий мужской монастырь Йошкар-Олинской епархии Русской Православной Церкви. До революции находился в Больше-Юнгинской волости Козмодемьянского уезда Казанской губернии.

[4] Вениамин (Василий Антонович Благонравов; 1825–1892), епископ Иркутский и Нерчинский, с 1878 г. возведен в сан архиепископа. Православный миссионер и писатель.

[5]Басин И. В. Авторство «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу» // Символ= Simvol.P. :Bibl. SlavedeParis, 1992.№ 27. Июль. С. 167–177.

[6] Феодосий (Благонравов, † 30 ноября 1880), миссионер, иеромонах, благочинный, а затем казначей Вышенской пустыни. Рукопись о. Михаила была послана к нему для предоставления на отзыв еп. Феофану, но, пока посылка была в дороге, о. Феодосий умер.

[7] Письмо № 39. 3 дек. 1880 г. // Письма Вениамина, архиепископа Иркутского (ум. 1892), кКазанскому архиепископу Владимиру (ум. 1897) / с предисл. и примеч. К. В. Харламповича.М. : Тип. П. П. Рябушинского, 1913. С. 134–135.

[8] Откровенный рассказ странника духовному своему отцу. Казань, 1881.

[9] Откровенные рассказы странника духовному своему отцу: Написанные слышавшим, по убеждению следующего изречения в слове Божием: «Тайну цареву добро есть храните, дела же божии открывати славно»: Товит. XII, 7.3-е изд., испр. и доп. Казань: Михаило-Арханг. Черемис.монастырь, 1884. – 162 с.

[10]Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» // Символ=Simvol.P. :Bibl. SlavedeParis, 1992. № 27. Июль. С. 137–166.

[11]Василий (Гролимунд), иером. Послесловие // Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. 5-е изд., доп. P. :YMCA-Press, 1989. С. 293–332.

[12]Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» // Символ=Simvol.P. :Bibl. SlavedeParis, 1992. № 27. Июль. С.137–166.

[13]Семененко-Басин И. В. Откровенные рассказы странника: источники текста и литературная судьба// Церковь и время. 2005. № 1(30).С. 168–176.

[14]Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. II. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. С.192. Письмо № 320.

[15]Василий (Гролимунд), иером. Послесловие // Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. 5-е изд., доп. P. :YMCA-Press, 1989. С. 293–332.