Заведующий отделением теологии

Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина,

доцент, кандидат исторических наук,

игумен Лука (Степанов),


О единстве учения святителя Тихона Задонского и святителя Феофана Затворника о благодати епископства

Сообщение посвящено анализу духовного наследия двух святителей о благодати епископства, шире, – священства, которое они представлялиделом и могли засвидетельствовать о нем словом. Как отмечал святитель Тихон, «тот есть добрый пастырь, который учит, и чему учит, тое делом на себе показывает» [1].

Оставив архипастырское служение, два святителя посвятили себя духовным и богословским занятиям. Святитель Тихон удалился на покой в 1767 г., святитель Феофан – спустя век – в 1866 г.

В период их активного архипастырского служения удивляет строгость,которой они сопровождали свои церковные поучения. Обличительное слово пастыря святитель Тихон уподобляет горькому лекарству, которое принимаем ради исцеления, «тако и обличительное слово страстной плоти нашей не любо, да душе полезно» [2]. И эта строгость, к которой они с дерзновением призывают, прежде всего, соответствует их практической жизни и основывается на древних церковных Уставах, правилах жизни, которые были приняты для всех христиан.

С другой стороны, в практике их архиерейского служения обнаруживается единство удивительной кротости, которую они проявили в своей жизни и служении. Из материалов, собранных еще архимандритом Георгием (Тертышниковым), известно, что святитель Феофан, не желая кому-то делать выговор, поручал это своему помощнику – священнику, сам стремясь с любовью и милостивым словом врачевать священническую братию, за которую чувствовал себя ответственным. Классическим стал пример смирения, явленный святителем Тихоном, когдаон бросился в ноги настоятелю, давшему ему пощечину, и начал просить прощения, за то, что привел его в такое неистовство. Эти примеры, действительно,показывают их смиренное и кроткое сердце.

Одно из главных положений, объединяющее учения о пастырстве двух святителей, – это понимание архиерейского служения как апостольского. Согласно древнему памятнику «Дидахе» («Учение Господа народам через 12 апостолов»), апостолом считался тот, кто более трех дней нигде не задерживается. И хотя святители ведут другой образ жизни, возглавляя кафедры и неустанно окормляя вверенную им паству, на них почиет та же благодать, что и на апостолах, которые в древние времена учили и просвещали светом Христовой веры «многие языки».

Святитель Тихон учил: «По блаженной кончине апостолов святых учинились преемники их – святители Христовы, пастыри и учители, которые тем же учения их словом церковь Христову пасут, наставляют, утверждают и предпосылают, с помощью Божиею, в небесную ограду» [3]. В книге «Начертание христианского нравоучения» святитель Феофан также четко формулирует эту мысль: «Господь предал устроение царства Своего, то есть Церкви, апостолам, чтобы учили, крестили, научали блюсти, апостолы – епископам, епископы разделяют дело свое апостольское со священниками. Всех их дело – созидать дом Божий учением, таинствами, священнодействиями, руководством, или, что то же, пасти церковь» [4].

Вбогословской традиции эта связь называется преемственностью епископского служения, признаком апостольской церкви в этом благодатном служении сосверхъестественным изобилием духовных даров. Толкуя апостольские слова: Господь «дал есть овы убо Апостолы... овы же пастыри и учители к совершению святых в созидание тела Христова»(Еф. 4, 11), святитель Феофан отмечает: «Святые делаются святыми через пастырей. Не то это значит, чтобы им принадлежала самоличная сила, или в них было неточное начало сил; но то, что они стоят на средине, на переходе от земли к небу и то людей возводят к Богу, то Бога к людям преклоняют» [5].

Святые стали святыми через церковных пастырей, которые сообщали им дары церковные, дары Духа Святого, которыми приобщались они и становились теми, кем их Благодать Божия созидала. «Епископство – корень пастырства. Оно благодать от Бога изливает через священство на весь мир, паче же на верующих» [6].

В связи с этой высотой епископского служения следует второе положение о том, что возведенные на столь высокое служениеобязаны непрестанно находиться в самосовершенствовании и совершенствовании вверенной им паствы при всех сложностях этого дела. По этому поводу, прекрасный образ приводит святитель Феофан в толковании на пастырские послания: «Как воин весь в своем воинстве, художник весь в своем искусстве, ученый весь в своей науке, так и ты будь весь в своем пастырстве» [7]. Это отношение понятно не всем, особенно в среде современной молодежи.

Архипастырь должен быть и прекрасным педагогом, знатоком человеческой души, проводником к Царствию Небесному. По замечанию святителя Тихона: «Пастырь должен людей учить неотменно, к истинному покаянию приводить, страх Божий и любовь в сердцах человеческих насаждать, бесстрашных и нераскаянных грешников судом Божиим устрашать, смущаемых, сомневающихся и к отчаянию склонных, милостью Божьей и евангельским утешением ободрять; суеверия, расколы и ереси искоренять» [8].

Святитель Феофан также отмечал необходимость чуткого и многоопытного руководства: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно» [9].Эти слова сказаны не только о педагоге, но и о той ответственности, которую приходится нести при архиерейском служении по отношению к пасомых и воспитываемым священникам.

Одна из особенностей епископского служения, по мнению святителя Тихона и святителя Феофана, является «страхом спасать». Это соответствует предназначению жезла архиерейского: править, привлекать и карать. Как посох, являющийся образом власти, призван служить устрашением.

Трудностью в архиерейском служении является, по определению обоих святителей, постоянная борьба против духов тьмы. Святитель Тихон отмечал: «Аще бо на видимой брани требуются искусные и мудрые начальники, где люди с людьми и плоть с плотью сражаются: кольми паче на брани духовной должны быть разумны и мудры начальники, где брань бывает у людей противу демонов, и у плоти и крови противу духов невидимых и хитрых» [10].Это высшая степень ответственности в связи со сложностью внутреннего противостояния. Поэтому по слову Тихона Задонского архипастырям и пастырям сопутствует «невозможность дремать».

Достоин внимание еще один тезис, который звучит у двух святителей – они призывают всякого архипастыря быть готовым к гонениям. Как отмечает святитель Тихон: «Хотя и вси христиане всякому гонению подвержены, яко по словеси апостольскому, “вси, хотящии благочестиво жити о Христе Иисусе, гонимы будут” (2 Тим. 3, 12), но наипаче пастыри тому подлежат. Причина тому сия есть, что они царство диавольское проповедию слова Божия разрушают, прелесть его и тьму открывают, души человеческие от рук его восхищают и приводят в Царство Христово; того ради диавол на них паче ярится и восстает, и всякое гонение восставляет чрез злых людей, яко свое истое орудие. Сего ради добрым пастырям надобно к терпению приготовляться, и всегда, как кораблю на море, бури бедствия находящего ожидать, и нашедшее терпеливым сердцем нести» [11].

В этом смысле два святителя самой жизнь засвидетельствовали эти слова, являясь поистине исповедниками среди тех скорбей, которые окружали их во время архиерейского служения.

Таким образом, творения святителя Тихона и святителя Феофана Затворника глубоко освещают основные стороны пастырского служения. Индивидуальные наставления двух святых, несмотря на различие их духовных и жизненных путей, не обнаруживают принципиальных различий в трактовке различных аспектов пастырского служения. Святые не только не противоречат друг другу, но являются единомышленниками, их взгляды дополняют друг друга всоздании единой картины пастырского служения.

 


[1]Иоанн (Маслов), схиарх. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 666.

[2] Там же. С. 657.

[3] Там же. С. 650.

[4] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 1998. С. 508.

[5] Там же. С. 413–414.

[6] Там же. С. 414.

[7]Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Титу, к Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005. С. 465. (См.: Толкования на Тим. 4, 15).

[8] Иоанн (Маслов), схиарх. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 660.

[9]Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: краткий очерк аскетики. М.: Правило веры, 2008. С. 115.

[10] Иоанн (Маслов), схиарх. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 660.

[11] Там же. С. 670.