Заведующий отделением теологии

Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина,

доцент, кандидат исторических наук

игумен Лука (Степанов)

 

 

 

                                        Современное звучание наследия святителя Феофана,

                                                                 Затворника Вышенского

Цари и герои покрываются забвением, «праведники же вовеки живут» (Прем.,5,15), в том числе и в памяти людей. Церковь чтит сонмы святых, память о которых всегда свежа, чей подвиг и сегодня светло освещает для человечества путь ко спасению в Вечности. Секрет этой близости лиц, отдаленных по времени земной жизни, - Сам «Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и вовеки» (Евр.13,8). Приблизившийся к Нему вознесся над пеной дней, над прахом забвения. «У Бога все живы». Личная христоподражательная праведность делает человека участником божественной жизни, место которой - вне времени, а, значит, с проникновением во всякое время, вне смешения с проходящим. В небесной личности Вышенского Затворника мы видим отсвет Божественных совершенств. Потому признаком их присутствия помазаны, как елеем благословения, все свершения его - дела жизни и письменное наследие. Можно сказать решительно, что святитель Феофан - предельно современен. Постараемся отразить удобоприемлемо для современников непреходящее значение и актуальность звучания его жития и творений.

1. Предметы внимания.

Спасение о Господе - главная забота жизни и творчества святителя. Тема спасения тесно связана в его произведениях с учением о молитве, об участии в таинствах, о борьбе с грехом. Именно практическая христианская жизнь, становится предметом его творчества, освоенным собственным опытом. Это крайне важная и малоосвоенная тема. Вероучительные понятия толкуются богословами, благодать спасительная действует в таинствах Матери-Церкви, а вот практика жизни по вере, передача духовного опыта, основ внутреннего и внешнего благочестия - свершается обычно от уст к устам, от духовного наставника - пасомым. Надо иметь великую силу благодатного письменного слова, чтобы сделать свой опыт и наставление универсальными, подходящими для всех. Сам святитель подчеркивал трудность этой задачи. Например, искренне признательный святителю Игнатию Кавказскому за внесение в общецерковное употребление многих значительных произведений из аскетического наследия святых отцов, Вышенский Затворник, однако, сетовал, что из них не ясно, что к какому этапу духовного развития человека подходит. Сам же он с помощью Божьей благодати умудрялся сообразовывать свои рекомендации по практике духовной жизни с мерой каждого. Такое письменное пастырство сегодня крайне необходимо. Пастырское применение святителя и сегодня приспособлено к каждому всерьез берущемуся за рало благочестия. Подобно великим святителям и учителям Золотого века восточного богословия, святитель Феофан формулировал вероучительные истины и коренные нравственные определения на основании собственного мистического опыта приобщения божественным энергиям, не только дававшем ему неизреченную сладость богообщения, но и ведение, при котором он по Слову Евангелия: «знал всех.., знал, что в человеке». Благодатное душеведение святителя бесценно для нашего времени смятения душ и понятий.

2. Сердечные приоритеты святителя.

Определенно можно сказать, что святитель любил то, чем непрестанно был занят - писательские труды и богослужение. Любил тех, к кому по преимуществу было обращено его внимание - собратья архиереи и афонские иноки, малые детки (по его собственному признанию) и благочестивые книгоиздатели, бесчисленные корреспонденты и вышенская братия. Среди нравственных качеств, особо отличавших его на всех этапах жизни - безгневие. Кроме того, усердно развиваемые разносторонние дарования в освоении многих ремесел, искусств и наречий представляют нам святителя, как фигуру бурно трудническую, не знающую скуки и меланхолии. Это состояние внутренней и внешней жизни «в струнку», трудника, всегда готового к любому полезному послушанию, служащего посреди нас, а не возлежащего. Такой вождь нужен сегодня каждому благому сообществу, такой подход к жизни среди современного разленения и самоублажения - «нить Ариадны в лабиринте Минотавра», среди соблазнов века сего.

3. Формы и методы их выражения.

Проповеди и частное общение оставлены им на 57-м году жизни. Весь духовный опыт вместе с Затворником уходит в глубокое уединение. Остаются только молитва и писательство, которое в наше время усердием Издательского совета Московского Патриархата готовится быть представленным в полном собрании сочинений. Писательство его предельно основательно и многогранно, но неизменно практично. Всегда предназначено для живого церковного применения в различных целях и для неодинаковых модусов восприятия. Само устремление святителя всегда издавать свои книги за минимальную цену для покупателя отражает «целевое» писательство, подчиненное ни чему иному, как только духовной миссионерской цели, ради которой трудился Вышенский Затворник. В контексте учения святителя о молитве, его собственное уединение было самой активной формой участия в жизни Церкви и тех конкретных людей, которые искали от него духовной помощи. В самой новейшей истории Вышенского монастыря, его чудесного возрождения нельзя не видеть продолжающееся таинственное участие предстательства Феофана Затворника, по которому управляются кажущиеся неразрешимыми коллизии.

4. Стиль и интонация.

Непросто держать внимание людей. Людей современных - особенно! Читать святителя легко и увлекательно. Короткие фразы, яркие образы, теплый юмор - делают его книги и письма желанными и усвояемыми. Важно, что при стремлении к легкой форме, он никогда не снижает высоты содержания. Он легко возвышает читателя до своего способа восприятия, а не пикирует к его ограниченности отступлением от чистоты истины или её примитивизацией. Сохранять этот баланс легкости и глубины во все времена считалось во всех родах искусств свойством гениев: Микеланджело, Шекспир, Моцарт, Пушкин. В сравнении с ними мы без всякой натяжки поставляем святителя Феофана тем выше и полезней их для общества, чем выше свет богооткровенных истин по сравнению с полумраком исканий творческой души.

5. Враги и борьба с ними.

Слово «враг» многократно употребляется Господом в Евангелии. Очевидно, что и у святителя они - враги - имелись. Это невидимые силы вражии и враги Церкви Христовой. Он был искусный боец. Сила этих врагов сегодня преумножилась. Неотвратимо приближающееся Второе Страшное Пришествие Христово делает духов тьмы всё омерзительней и злее. Их коварство измышляет все новые формы растления для рода человеческого. Каждая из них находит для себя воплощение через помраченных и обольщенных прелестью сатаниной людей. Как полководец против сил зла, против расколов, ересей и соблазнов святитель блистателен и победоносен! Он и обличает врага и вручает духовные орудия для борьбы с ним. Наука побеждать в этой невидимой брани предельно своевременна и актуальна. Человечеству надлежало бы не так возрадоваться об обнаружении системы Менделеева, чем о том начертании христианского нравоучения, систему которого оставил нам Вышенский Затворник. Тайна устроения материального мира меркнет пред величием приобщения тварного человеческого естества к божественному бытию Пресвятой Троицы. Именно эту бесценную систему обожения представляют нам творения святителя.

6. Кризис жанра «духовной литературы».

Народ наш, который нередко по недоразумению называет православного священника на латинский манер «святым отцом», самих своих настоящих святых отцов не знает и не читает. Святоотеческая литература превратилась в узкоспециальное чтение для целевой аудитории, тогда как Господь желает спасения и прихождения в разум Истины всем без исключения. Не значительно отличалось состояние дел в этом отношении и во времена земной жизни святителя Феофана. Но он писал так, чтобы читали. Сам вышеестественный образ жизни Затворника вынуждал общество относится к каждому его слову как к исходящему из уст Божьих. Впрочем, и это распространяется только на тех, в ком есть вера. Едва повысится духовная просвещенность и утвержденность в вере наших соотечественников, как обострится общенародная жажда творений святителя Феофана Затворника. Потому можно назвать двуединой задачей усердное издание его произведений и непрестанное попечение миссии, как о главнейшем церковном служении.

7. Способы преодоления отчуждения.

Освящение насущных вопросов внутренней и внешней жизни людей таким образом, чтобы не оставить никого равнодушным, являлось главной приметой его писательской индивидуальности. Политическая и общественная жизнь, война на Балканах и толстовство, борьба с унынием и сила духовничества - любая из этих и других бесконечно разнообразных, но неизменно актуальных тем рассмотрены и заботливо расфасованы святителем в удобную «упаковку» почти публицистических произведений или частных писем. Его произведения могут быть систематизированы в соответствии с любым уровнем восприятия и доведены до сведения каждого сословия и возрастной категории. Миссия просвещенных почитателей святителя состоит в напечатлении его слова в сердцах людей всеми возможными путями, но это требует нам самим быть всегда пропитанными его спасительными наставлениями. По определению Ференца Листа, лишь тогда почувствуют другие, когда ты сам будешь сильно чувствовать. Значит, церковно-богословскому сообществу полезно бы было иметь целью для себя непрестанную, если можно так сказать, феофанию посредством наследия святителя Феофана.

Быть рядом со святителем Феофаном – значит дышать Вечностью. Именно это делает не только паломничества к его святым мощам в Вышенскую пустынь преисполненным духовной радости, но и форумы в его честь, где изучаются его жизнь и наследие становятся чашей чистой радости для всех их участников. С именем и молитвами святителю Феофану легок бывает всякий жизненный путь. Он нас обличает и дисциплинирует, но он же дает нам вкушать от сокровенной манны небесной, от «Хлеба животного грядущего в мир», к Которому сам приобщен в высшей степени.

Итак, вряд ли найдем мы в синодиках столь близкого и востребованного народом святого, как наш великий святитель Феофан Затворник Вышенский. Его подвиг самоотречения ради Бога и Церкви дает ему благодатное дерзновение и после смерти быть с нами, содействовать устроению наших путей ко Господу, где Жизнь и Радость Вечные и святитель Феофан одесную Его!