Студент 2-го курса магистратуры

Сретенской духовной семинарии,

Сандульский Дмитрий Владимирович,

 

Святитель Феофан о начале христианского пути

Жизненный путь и духовное наследие святителя Феофана свидетельствуют о необходимости личного подвига в духовной жизни человека. Подвижник доносит до нас скрытые духовные механизмы и правила, которые необходимо применять христианину, особенно в начальный период духовного возрастания детей. Святитель Феофан предупреждал о том, что необходимо найти в себе духовные и телесные силы для подготовки самих себя к духовному росту, и подготовки той среды, в которой будет развиваться ребенок.

В первую очередь, это работа над собой, но для этого необходима духовная база, которая станет тем фундаментом, на который можно будут опереться в ходе духовного возрастания. Вначале важно иметь ревность и горение к Богу у самих родителей. Ведь в этом процессе родители будут выступать как некий первоисточник всех тех образовательных и воспитательных правил духовной жизни, которые они затем в процессе духовного воспитания будут передавать своему ребенку: «Когда начинается сей жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни; и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански» [1]. Святитель замечает, что самоотвержение должно быть показано спасающимся через стремление к Богу: через сохранение чистоты речи и слова, зрения, через сохранение чистоты души и тела, не допускать самоугодия и быть постоянно на страже своего сознания. Но что делать, если недостает сил начать внутреннюю брань: «Первый шаг труден, – первое себяодоление, первая решимость на борьбу; а потом что ни схватка в брани, все легче и легче. – И ревность будет разгораться, и уменье одолевать – увеличиваться, и враг слабеть. Тут тоже, что и в обычной брани. – Воинам страшно только начать, – а потом уже они ни на что не смотрят, – все как-то и сподручно и легко. И в духовной брани, только начни; далее брань сама себя будет разгорячать и облегчать. И затем – чем ретивее и живее схватка, тем скорее конец брани и ближе покой. – Сил недостает начать? – молись. Господь пошлет. Окружи себя помышлениями об опасности пребывания в страстях, и погонишь себя тем из тьмы их к свету Христову. – Оживи чувства мучительности страстей, – и возымеешь досаду на них и желание избыть от них. Затем, исповедав немощь свою Господу, стой – и толкай в двери милосердия его, вопия о помощи. – Придет помощь. Воззрит на тебя Господь. – Свет Ока Его попалит в тебе саможаление и возжет ревность, – а потом, аще Господь с нами, кто на нас!» [2]

Далее святитель дает рекомендацию, в которой говорится о том, что как родителям, так и преподавателям необходимо вести процесс духовного воспитания с самого раннего возраста ребенка. Через духовные понятия у ребенка будет формироваться правильное мировоззрение на то, какой должна быть его жизнь.

Через памятование о Боге ребенок будет привыкать к мысли о Нем, помнить о заповедях Божьих, что их необходимо исполнить именно в этой жизни, для спасения души, которая стремиться к совершенству. Посредством непрестанной памяти о Боге и знании о Небесном отечестве, формируется правильное целеполагание, жизнь становиться Христоцентричной, что позволяет вести все желания и мысли к одному – к Богообщению: «Если в таком порядке будет ведено обучение, чтобы вера и жизнь в духе веры высились над всем во внимании обучаемых и по образу занятия, и по духу преподавания, то нет сомнения, что положенные в детстве начала, не только будут сохранены, но и возвысятся, укрепятся и придут в соразмерную зрелость» [3].

Важно чтобы со временем придя в возраст, подросток мог смело и утвердительно сказать, что он православный христианин: «Человек не рождается христианином, а становится таким после рождения» [4], – и первым важным шагом на этом пути святитель называет Таинство Крещения: «Крещение есть первое в христианстве Таинство, делающее человека христианином, достойным сподобляться даров благодати и через другие Таинства» [5]. По свидетельству Священного Писания: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5, 17).  

Важно отметить, что без помощи Божией, без благодати нам не справится с самим собой, нужна реальная, скорая помощь свыше, мы должны чаять ее, призывать, ждать, жизни не мыслить без нее: «Грех скрывает узы, в которых держит душу, и она, по ослеплению, привыкает к своему рабству и начинает любить его. Грешник не подозревая для себя опасности спит сном смертным. Он не восстанет и не воскреснет, если не возбудит и не оживит его благодать. Возбужденный поставляется благодатью в середине между грехом и добродетелью состояние. Она извлекает его из уз греха, лишив сей последней власти определять его к действованию, как бы против воли, но не переводит его на сторону добра, а только дает ощутить его превосходство с чувством обязательства быть на его стороне. Человек стоит теперь точно между двумя распутьями, и ему предлежит решительный выбор» [6]. Вот такое тяжелое у нас положение ели мы находимся без покровительства свыше от Бога, а еще в таком состоянии хотим взяться за  отвественнейший процесс воспитания дарованных нам от Бога детей.

Необходимо отметить, что процесс воспитания имеет свой внутренний скрытый механизм, о котором должны знать родители как ответственные лица: «В будущем сей не сознающий себя, когда придет в сознание, сам охотно посвятит себя Богу. Божественная благодать вся подается младенцу по одному уверению, что требуемое желание и предание себя Богу будет несомненно, – уверению, какое дают восприемники и родители, поручаясь Богу перед Церковью, что сей младенец, пришедши в сознание, явит именно такое употребление свободы, какое требуется для благодати» [7]. В данном процессе четко очерчиваются обязанности родителей и восприемников вести духовное воспитание и образование в соответствии с правилами Православной Церкви.

Следующим этапом воспитания будет исполнение правил, которые необходимо применять в период возрастания человека: «внимание ... на младенце в колыбели. Можно влиять на его жизнь. Здесь приложимы Святые Тайны, за ними вся церковность и с ними вместе  вера и благочестие родителей. Частое причащение Святых Христовых Таин, сколько можно частое» [8]. К практическим, визуальным, средствам в воспитании детей можно отнести – «ношение в Церковь, прикладывание к Святому Кресту, Евангелию, иконам, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи, благословение священника, приношение в дома икон из церкви и молебны» [9]. Все это, по мысли святителя Феофана, закладывает первое и прочное основание будущего христианина, впитывающего с молоком матери благодатные Дары Святого Духа и возрастая в благочестии.

Духовно-нравственное воспитание в современном мире является основополагающим для создания и развития нравственного общества. Современный, ищущий Правды Божией человек должен суметь интегрировать в свое сознание образ жизни и правила, о которых говорит свт. Феофан Затворник. Современный человек должен осознанно на уровне общественной и семейной практики принять и использовать пастырский опыт по воспитанию духовности: «Вживаясь в прошлое, глядя на события как бы изнутри, глазами ушедших поколений, можно убедиться в том, что мы иначе понимаем суть базовых категорий общественных наук, в частности категорий «духовность», «культура», «образование», «воспитание» [10].

Мысль святителя о «духовном человеке» отличается от современного и искаженного понимания предназначения человека, которое дал людям век Возрождения и Реформации, где приоритет отдается земным категориям: индивидуальности и автономности существования, где кумиром служат достижения науки и техники. Святитель Феофан предупреждает будущие поколения о том, что: «Должно быть поставлено непреложным законом, чтобы всякая преподаваемая христианину наука, была пропитана началами христианскими, и притом православными. Христианские начала несомненно истинны. Потому, не сомневаясь, поставляй их общею меркою истины. У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь» [11].

Молодой человек должен уметь давать правильную христианскую оценку всему, что происходи в жизни, уметь не обольщаться современным новшествами мира. У ребенка должно быть целостное видение себя и мира со стороны, у него должно быть правильное мышление относительно функционирования всех сил и частей человека, а для этого необходима действие благодати Божией внутри нас, которую навыкают приобретать с детства через православное воспитание от родителей, через духовное образование: «То особенно замечательно, что просвещаемые благодатью нередко созерцают значение вещей без особенной помощи со стороны рассудка, то есть рассудок у них еще не знает фактического строя вещей или знает его отчасти, а они уже созерцают их значение» [12].

Сегодня важно увидеть разницу между пониманием человека, воспитанного по духовным правилам, и человека, воспитанного духом современного времени, у которого понятия о духовной стороне жизни рассматривается со светской секулярной позиции мира. Светскость понимает духовный мир как сферу высших психологических достижений, включающую в себя культурные и научные достижения, и все это становится неким непререкаемым эталоном, поэтому в современных условиях в процессе воспитания молодого поколения важно осознавать истинные ключевые понятия о духовной жизни, о которых говорит святитель: «Не слепым исповедником быть есть честь человеку, а сознающим, что, поступая так, он действует, как должно. Все это он и сделает, когда сознательно наложит на себя благое иго Христово» [13].

Важно отметить, что для формирования характерных положительных черт в возрастающей детской личности необходимы не только благоприятная среда и условия, добрый нрав и благочестивое воспитание самих родителей, но также и воспитание потребностей телесных и чувств душевных с приобретением навыка борьбы с грехом, ибо эти качества напрямую будут формировать внутренний духовный мир детей. Известный исследователь жизни и духовного наследия святителя Феофана архимандрит Георгий (Тертышников) отмечал: «Природные задатки и качества души, приобретенные в семье, развитые и умноженные непрестанной работой будущего святителя над собой, раскрыли его душу для благодатного воздействия и водительства Божия и составили основу того светлого и цельного облика Затворника, который нам известен из его жизни и трудов» [14].

В период обучения сказывается влияние не только родителей, но и преподавателей и воспитателей будущего святителя Феофана. Здесь необходимо сделать акцент на том, чтобы родители смогли правильно оценить то, что учит их ребенок, правильно оценить воспитание преподавателей.

Например, когда ребенок приходит из детского сада или школы, необходимо обязательно с ним поговорить и дать высказать все, что он хочет сказать. Необходимо в этом процессе проявить максимум любви и доверия, с тем, чтобы ребенок приучался вам доверять. Это доверие и любовь имеют важное значение, о котором говорит нам Господь наш Иисус Христос в притче о «Блудном сыне»: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: „Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим“. А отец сказал рабам своим: „Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся“. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: „Что это такое?“ Он сказал ему: „Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым“. Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: „Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка“. Он же сказал ему: „Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся“» (Лк. 15, 20–32). Так и Бог, Отец наш Небесный с радостью и прощением принимает всякого грешника, приходящего к Нему с раскаянным сердцем. Поэтому и родители должны стараться делать тоже самое и в этом видится залог семейного благополучия. Через этот урок дети будут любить Бога и  благодарить Его за хороших родителей и тогда для них исполнятся слова Божественной заповеди, что они будут за это долго жить на земле: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Эти заповеди дал Господь Бог Саваоф народу и всему человечеству через избранника Своего и пророка Моисея на горе Синай (Исх. 20, 2–17).

Слова Священного Писания подтверждают тот факт что, человеку необходимы в жизни точные, истинные ориентиры, которые формируются именно в начальный период жизни через чтение Слова Божия, которое затем родители донесут до своих детей. Святитель Феофан писал: «Воспитание, –из всех дел самое святое. Надо так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. Должно быть поставлено непреложным законом, чтобы всякая преподаваемая христианину наука была пропитана началами христианскими, и притом православными» [15].

Сегодня многие считают, что преподаваемые предметы не содержат в себе внутреннего православного христианского потенциала. При этом часто и повсеместно бытует мнение, что: «вера и наука – две области, решительно разъединенные. Дух у нас один. Он же принимает и науки. Притом же область истины одна. Зачем набивать в голову то, что не из этой области» [16]. Святитель Феофан говорит о том, что надо уметь правильно воспринимать видимый мир, через веру принимать знания о мире, как естественное и закономерное явление для человека, который также является венцом Божественного творения: «Научность всякая – есть холодило. Научность – душевного свойства, а молитва духовного» [17] поэтому святитель комментирует что: «Наука одна по себе она есть душевное дело, не понимает духовного и теснит его. Наоборот, и духовное теснит душевность. Чтобы этого не было, надо душевное одухотворить: пропустить сквозь него элементы духовные и сделать его слугою духовных интересов» [18].

Проведя некий итог, можно сделать заключение, что на основании православного христианского воспитания, растворенного благодатным покровом родительской заботы и любви с посещением Церковных служб и участием в Таинствах Церкви, проявлением искренней горящей любви к Богу Творцу, Пресвятой Троице, Божией Матери, небесным святым силам и всем святым, формируется благодатная духовная среда, на которой происходит постепенное возрастание истинного христианина. Важно отметить, что начальный период в воспитании очень важен и необходим, т.к. он формирует все необходимые духовные качества, которые послужат фундаментом для дальнейшего возрастания по духовной лестнице.

Подобное восхождение помогло святителю Феофану познать и открыть тайны аскетического опыта святых Отцов, способов борьбы со страстями на разных ее возрастных степенях, что позволило святителю в будущем составить понятия о первоочередных методах по православному христианскому воспитанию молодого поколения. Важно отметить значение образования, среды, в которой должен правильно формироваться в человеке образ о Творце мира и все сопутствующие творению предметы, изучающие вещества, которые сотворил Господь Бог.

В Таинстве Крещения подается целость нашему составу, и эту целостность необходимо сохранить. Главная задача родителей – воспитать у ребенка любовь к Богу и окружающим людям, это поможет пройти испытания юности и укрепит на жизненном пути, это послужит кладовой добродетелей, из которой можно будет черпать духовные сокровища: «Сын мой! От юности твоей предайся учению и тогда до седин твоих найдешь мудрость, ибо малое время потрудишься в возделывании ее и скоро будешь есть плоды ее» (Сир. 6, 18-20). Важно понимать, в какой большой опасности может находиться человек, который не смог получить от своих родителей добрых духовных наставлений и правил в детстве и юности.

Хотелось бы обратить внимание на следующие слова святителя Феофана: «Памятовать надо о Боге. Надо довести сие до того, чтобы мысль о Боге сроднилась и срастворилась с умом и сердцем, и сознанием нашим. Чтобы утвердилась такая память и такая мысль, надо потрудиться над собой неленостно. Потрудитесь – Бог даст, достигните сего; не потрудитесь – не достигните. А не достигните этого, ничего из вас не выйдет; никакого успеха в духовной жизни не получите, ибо это есть духовная жизнь. Вот так это существенно важно!» [19]И еще святитель советует применить следующие практические действия: «Богомыслие и коротенькая молитва питают сердечные чувства. Напрягайте держать мысль о Боге. Размышляйте больше о творении Божием и о промышлении, о воплощении Бога Слова и совершенном Им деле спасения нашего, о Его смерти, воскресении и вознесении на небо, ниспослании Духа Святого, устроении св. Церкви, хранительницы истины и благодати, и об уготовании обителей небесных для всех верующих в Царстве Небесном, – и для вас самих» [20].

 


[1] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Благо, 1996. С. 9.

[2] Феофан Затворник, свят. Страсти и борьба с ними / Сост. Феофан (Крюков), иг. М.: Даниловский благовестник, 2003. С. 49.

[3] Феофан Затворник, свят. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Благо, 1996. С. 50.

[4] Фомина Е.О. Основы православного воспитания. По труду свт. Феофана Затворника Путь ко спасению. М.: Сибирская благозвонница, 2012. С. 3.

[5] Там же. С. 5.

[6] Феофан Затворник, свят. Страсти и борьба с ними / Сост. Феофан (Крюков), иг. М.: Даниловский благовестник, 2003. С. 30–31.

[7] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Благо, 1996. С. 22–23.

[8] Фомина Е.О. Основы православного воспитания. По труду свт. Феофана Затворника Путь ко спасению.М.: Сибирская благозвонница, 2012. С. 17.

[9] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Благо, 1996. С. 28.

[10] Забегайло О.Н. Духовное понимание истории. История мироздания в свете православного вероучения и научных фактов. М.: Русский центр, 2006. С. 361.

[11] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Благо, 1996. С. 50.

[12] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: 1998. С. 242.

[13] Там же С. 53.

[14] Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. С. 9.

[15] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: 1908. С. 44.

[16] Там же. С. 53.

[17] Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. II. М.: Паломник, 1994. С.130

[18] Там же С.111–112.

[19] Феофан Затворник, святитель. Составитель игумен Феофан (Крюков). Страсти и борьба с ними. М. Даниловский благовестник, 2003. С. 282.

[20] Феофан Затворник, святитель. Составитель игумен Феофан (Крюков). Страсти и борьба с ними. – М. Даниловский благовестник, 2003. – С. 285