Член Историко-родословного общества (г. Москва),

Русского генеалогического общества (г. Санкт-Петербург)

Лукьянова Анна Евгеньевна

 

 

Дочь и внучка А.В. Крутиковой (ур. Говоровой) – хранительницы семейной памяти

 

Преосвященный Феофан скончался на крещение (Богоявление) 6 января (по ст. стилю) 1894 г. Вскоре после этого редакции журнала «Душеполезное чтение», где печатались труды святителя при его жизни, и еще нескольких журналов обратились к читателям с просьбой присылать копии его писем и воспоминания о нем, чтобы воссоздать максимально полную картину его жизни.

Среди присланных в редакцию «Душеполезного чтения» материалов только в одном, датированным 16 ноября 1894 г., рассказывалось о ранних годах жизни Феофана, он был подписан «Ю. Т-ва». Присланный текст назывался «Из воспоминаний о Преосвященном Феофане, докторе богословия».

После весьма долгого расследования удалось установить, что автором текста была внучка младшей сестры святителя Феофана, Анны Васильевны Крутиковой (ур. Говоровой) – Юлия Михайловна Турбина, в то время уже Тихомирова. Остановимся кратко на обстоятельствах жизни Юлии Михайловны, ее происхождении.

В семье священника Владимирской (Дмитриевской) церкви села Чернавска Елецкого уезда Орловской губернии Василия Тимофеевича и Татьяны Ивановны Говоровых, было семеро детей: Любовь (1802), Иван (1809), Евдокия, Семен (1813, рано умер), Георгий (1815, будущий святитель Феофан), Гавриил (1820) и Анна (1825). Хозяйство у Говоровых в Чернавске было большое. «На церковном поместье» священника Василия Тимофеевича жил его бездетный младший брат – Гаврила Тимофеевич, нигде не обучавшийся,с женой Марфой Никифоровной, помогавшей Татьяне Ивановне растить и воспитывать детей.

Зимой 1838–1839 гг. умерли в течении 2 недель (по рассказам потомков) родители этой большой семьи. По обычаям того времени священническое место должно было перейти к мужу младшей дочери Анны Васильевны, но ей было всего 13 лет. По хлопотам Георгия Васильевича, тогда студента Киевской духовной академии, специально приезжавшего для этого на родину, в Чернавск перевели мужа средней дочери Говоровых – Евдокии – священника Гавриила Никифоровича Переверзева, с обязательством содержать Анну Васильевну до совершеннолетия. Таким образом, Анночка жила до замужества в родном доме с семьей своей средней сестры Евдокии Васильевны Переверзевой. Известно, что в эти годы Анна вместе с дочерями Переверзевых и тетушкой Марфой Никифоровной ездила в Киев, где ее брат, уже принявший монашество, держал выпускные экзамены, подолгу живали они же в Елецком монастыре. Монахиней этого монастыря была сестра о. Гавриила Переверзева – Любовь.

В 1842 г. Анне исполнилось 16 лет, ее выдали замуж за Александра Захарьевича Крутикова (1818 г. – 1883 г., с. Чернавск), сына Захара Егоровича Крутикова, дьякона с. Предтечева Елецкой округи.

 

Краткое родословие Крутиковых.

Дед Александра Захарьевича – Георгий Михайлович Крутиков был священником села Воскресенское Мценской округи Орловской губернии, умер ранее 1811 г.

Захар Егорович (Георгиевич) Крутиков, родился в 1798 г. в этом же селе Воскресенском. В 1811 году, тринадцати лет, определен дьячком в село Предтечево Елецкой округи. Впоследствии там же служил в сане диакона.

В 1817 г. Захар Егорович, девятнадцати лет, женился на своей ровеснице Вере Ивановне (1798 – 6.12.1841 г.). Про ее родителей ничего не известно. Вера Ивановна умерла 6 декабря 1841 г. в возрасте 43 лет, от простуды, в с. Предтечеве Елецкого уезда, похоронена на церковном кладбище там же.

Захар Егорович умер после 1846 г.

 

Труды по организации свадьбы Анночки взял на себя о. Гавриил Никифорович Переверзев, архимандрит Феофан оплатил ему все издержки, а именно – 3000 рублей (!).

Муж Анны Васильевны священник Александр Захарьевич Крутиков сначала служил в с. Семеновском Елецкого уезда, а после смерти Гавриила Никифоровича Переверзева в 1852 г. занял место священника во Владимирском храме Чернавска.

Примерно в 1870 г. святитель Феофан пригласил Анну Васильевну на Вышу. Владыка все свое имущество, кроме самого необходимого, самолично упаковал в 2 ящика, предназначенных для нее и сестры Любови. К этому времени из братьев-сестер никого больше не оставалось в живых. В частности, икона Владимирской Божией Матери в золотом окладе, поднесенная святителю Владимирской паствой при прощании, находилась в ящике Анны Васильевны. С понедельника 19 февраля 1873 г. святитель Феофан ушел в затвор.

В 1894 г. эта икона была в доме ее внучки Юленьки. Когда Анна Васильевна тяжело заболела и не осталось надежды на выздоровление, святитель Феофан написал ей и ее мужу письмо о безбоязненной встрече кончины. Письмо хранилось также у Юлии Михайловны, приславшей копию с него в «Душеполезное чтение» в том же 1894 г.

Анна Васильевна Крутикова умерла 25 августа 1874 г. в селе Чернавске. У Анны Васильевны и Александра Захарьевича Крутиковых родилось 18 детей, но только 4 достигли совершенных лет.

·        Николай, священник (2.10.1843, с. Семеновское Елецкого уезда – 28.12.1910, г.Елец);

·        Иван, учитель Ефремовского духовного училища (1848 с. Семеновском – 22 дек. 1896 г. г. Ефремов); (ГАТО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 2396, (рол. 1479) церкви г. Ефремова и уезда, 1896 г., л. 109 об.–110)

·        Тихон священник, учитель Закона Бож. (27.1.1867, с. Чернава Елецкого у. – 15.5.1918, г. Воронеж) (Акиньшина А.Н., Воронеж)

·        дочь Александра (1853, с. Чернавск – ум. после 1904г. в Мещовске), муж – священник села Телегина Елецкой округи Михаил Турбин, умер в марте 1878 г.

Святитель Феофан писал своему племяннику И.Г. Переверзеву: «…Чернавского о. Александра зять умер. Дочь вдова с дочерью сиротою у него живет. Вдове 25 лет» [1]

В списках выпускников Орловской семинарии за 1861–63 гг. (Бовкало А.А.) есть Михаил Турбин, в одном классе с ним учился племянник святителя Феофана Николай Владимирович Макринов, сын старшей сестры Любови Васильевны. У писателя Михаила Булгакова по женской линии предки – Турбины, именно из Орловской губернии (ср. «Дни Турбиных»). Впрочем, среди Елецкого духовенства фамилии Булгаков, Бунин, Турбин были очень распространены.

Дата брака Александры Крутиковой и Михаила Турбина неизвестна, можно предположить – начало 1870-х гг., так как единственная дочь супругов Турбиных Юлия Михайловна Турбина родилась 21 января 1874 г., за полгода до смерти бабушки Анны Васильевны. К сожалению, ничего более про священника Михаила Турбина не знаем.

Александра Александровна после смерти мужа жила в Чернавске, в родном доме с вдовым отцом до его смерти, а, может быть, и долее. Мы не знаем, как было устроено хозяйство в Чернавске, но Александр Захарьевич был очень рачительным хозяином. Например, при Крутикове была построена вторая – теплая каменная церковь. Во всяком случае, семейная усадьба была обширная, хорошо обжитая еще со времен родителей святителя Феофана. Семья Говоровых жила там не более 80 лет.

В 1883 г. дочь Александры Александровны Юленька Турбина поступает в Орловское епархиальное женское училище. В Орловском архиве сохранилась запись о решении Совета училища от 25.08.1883. принять ее в качестве епархиальной воспитанницы, т.е. за счет епархии.

ГАОО. Ф. 83. Оп. 1. Д. 43. 1884/85гг. Журналы Совета Орловского Епархиального женского училища.

Л. 20  25.08.1883.

Л. 21 Слушали:«и.» Елецкого уезда села Телегина вдовы священника Александры Александровны Турбиной – о принятии дочери ее Юлии в Орловское Епархиальное женское училище в качестве епархиальной воспитанницы.

 

Юлия учится все годы как епархиально-коштная, держит все время «приму» – так с гордостью пишет о ней святитель Феофан:

«Внучка сестры Анны – Юлия держит приму – в Орловск. дух. учил. дев. в последнем классе.  <…> Приятно сие слышать» («Христианин».1909 №12 декабрь. Письма епископа Феофана – Затворника.» стр.901-902.от 22.11.1887 к И.Г. Переверзеву.)

 

В классных списках ее фамилия идет первым номером. В аттестате только две «4» – по церковному пению и рукоделию.

Сохранились 2 письма святителя Феофана к Юленьке.

В первом, от 23.09.1887 святитель Феофан благодарит за поздравления, обращается на «ты» (Юлия еще учится Орловском женском епархиальном училище): «…Мне очень приятно слышать, что Ты успеваешь хорошо; и еще приятнее, что Ты свою успешность почитаешь милостию Божиею, и благодаришь за то Бога. Позаботься, чтобы так у Тебя было, и не на словах только, но и в сердце.

Ибо без Бога что мы?

Я никогда не забываю в молитвах ни Тебя, ни матери Твоей, равно как и всех родных и знаемых. Помоги тебе Господи доучиться до конца добре, - чтоб и потом и пользу приносить добрую ближним своим …» [2] .

 

Во втором – уже обращение на «Вы». Святитель Феофан дает совет не торопиться по окончании училища приступать к работе в сельской школе.

«15 окт.89 г.

Милость Божия буди с Вами, Юленька!

Вы находите себя вынужденною взять профессорство в сельской школе. Дело не худое, когда чувствуете себя сильною. Не предполагая, что Вы богаты, я поминал родным Вашим, чтобы они дали Вам отдохнуть годик хоть. А там – за работу. Конечно, трудиться надо и пользу приносить от Бога данных способностей и от полученного образования. Приходится теперь сказать: смотрите сама и посоветовавшись с родительницею и родными, поступите, как состоится у Вас решение.

Посылаю Вам книжки. Потрудитесь прочитать со вниманием. – Все они разъясняют, в чем норма жизни христианской и как подняться до ней и установиться. Начните с книжки: «Что есть духовная жизнь …» Эти письма писаны к красавице Ваших лет. А потом и другия прочитаете … Когда уясните, в чем существо христианства, тогда нетрудно будет Вам решить, какая жизнь удобнее для выполнения ея требований, если желаете – быть первою или в числе первых – и в школе жизни.

Благослови Вас, Господи!

Спасайтесь! …» [3]

Девушка прислушивается к совету. Она живет какое-то время в Ефремове Тульской губернии (это город, соседний с родным Ельцом) у своего дяди Ивана Александровича Крутикова, учителя Ефремовского духовного училища. Там Юлия Михайловна познакомилась с помощником смотрителя Ефремовского духовного училища Василием Тимофеевичем Тихомировым, сыном священника села Изволь Алексинского уезда Тульской губернии. Василий Тихомиров окончил Тульскую семинарию и Киевскую духовную Академию. Не позже 1892 г. состоялось их бракосочетание, а 7 января 1893 г. Василий Тимофеевич назначается смотрителем Мещовского духовного училища. Осенью 2016 г. исполнилось 200 лет этого училища. Молодая семья отбывает в Мещовск. Незадолго перед этим завершено строительство нового каменного училищного здания. Семьи смотрителя (т.е. директора) и помощника смотрителя живут в здании училища, на первом этаже. Учителя – в других помещениях.

У Тихомировых было 8 детей: 4 сына и 4 дочери

Борис (16 июля 1893 г.)

Тихон (28 июля 1897 г.)

Димитрий (19 сентября 1899 г.)

Валентина (11 октября 1901 г.)

Лидия (13 января 1904 г.)

Ольга (26 мая 1907 г.)

Владимир (16 мая 1910 г.)

Нина (8 января 1912 г.)

Всех детей крестили в Христорождественской церкви, бывшей приходской для них. Сейчас остался только насыпной холм, «Рождественская горка», на которой стояла церковь. Восприемниками у старших детей (от Бориса до Лидии включительно) были приходской священник Михаил Федорович Румянцев и бабушка Александра Александровна Турбина. Метрики Ольги и Владимира нам неизвестны. Крестными у младшей дочери Нины стали приходской священник Алексей Владимирович Михайлов, сменивший о. Михаила Румянцева, и дочь статского советника девица Татьяна Алексеевна Никитина [4].

Александра Александровна Турбина жила в Мещовске в семье своей единственной дочери. Скончалась вдова священника Турбина там же, в Мещовске, это записано в дневниках Юлии Михайловны, хранящихся у ее правнучки Татьяны Александровны Литвак, в Москве.

Вернемся в 1894 г. Присланный в редакцию «Душеполезного чтения» текст «Из воспоминаний о Преосвященном Феофане, докторе богословия» Юлия Михайловна писала в двадцатилетнем возрасте. Безусловно, в этом помогала ей мать. Но Александра Александровна родилась в 1854 г., и не застала детство святителя Феофана, как и ее мать Анна Васильевна, бывшая на 10 лет моложе Георгия Васильевича.

Кто же был свидетелем и хранителем памяти о семейных событиях 1815 г.?

Тетушка Марфа Никифоровна Говорова, жена Гавриила Тимофеевича, дяди Феофана и Анны Васильевны. Она постоянно жила с семьей Говоровых в Чернавске, помогала воспитывать племянников. Особенно любила она Егорушку, будущего святителя. После смерти Василия Тимофеевича и Татьяны Ивановны, растила сиротку – Анночку, вместе с ней и другими племянницами навещала Феофана не только в Киеве, но и в Тамбове. Т.е. Марфа Никифоровна была жива, по крайней мере, до 1863 г. Она жила с семьей Анночки так же, как раньше жила с семьей ее родителей. И именно она, растившая Егорушку, рассказывала вместо сказок на ночь жившим с ней вместе Анне Васильевне, ее дочери Александре, а, может быть, и внучке Юленьке, о младенчестве, детстве и юности святителя Феофана.

Марфа Никифоровна Говорова (она была по мужу тоже Говорова!) не помнила точные даты, но запомнила и донесла до своих слушательниц аромат эпохи, подробности, детали жизни любимого Егорушки. Отсюда – некоторые неточности в беллетризованных воспоминаниях. Например, Александра Александровна не знала дату рождения Егора и отнесла это событие к весне – т.к. обычно Георгиями называли мальчиков, родившихся в апреле. Есть еще и другие неточности. Но они сохранили дух рассказов Марфы Никифоровны, записали их живым языком.

Теперь, по этим рассказам написана книга для детей «Егорушка», и, читая детям эту книжку, надо непременно с благодарностью вспомнить Марфу Никифоровну, Александру Александровну и Юлию Михайловну, хранительниц памяти рода Говоровых.

Василий Тимофеевич служил смотрителем училища с 1893 вплоть до революции. Последний смотритель Мещовского духовного училища статский советник Тихомиров имел награды:

Орден Св. Станислава 3-й степени

ордена Св. Анны 3-й степени

ордена Св. Станислава 2-й степени.

ордена Св. Анны 2-й степени.

орден Св. Владимира 4-й степени (1913 г.) – этот орден давал личное дворянство[5].

В 1918 г. корпорации школ г. Мещовска избрали Василия Тимофеевича Тихомирова председателем школы 2-й ступени и учителем той же школы. Он преподавал здесь политэкономию, психологию и родной язык, а в 1925 г. ушел на пенсию.

Василий Тимофеевич был прихожанином Благовещенского собора г. Мещовска, часто читал и пел на клиросе. 31 октября 1932 г. его арестовали. Он обвинялся в участии «в контрреволюционной группировке попов и монашествующих во главе с игуменом Иоанникием (Дмитриевым) (новомученик, расстрелян 23 ноября 1837 г.) и проведении антисоветской агитации». Виновником себя не признал, дальнейшая судьба Василия Тимофеевича Тихомирова неизвестна, как и судьба его жены Юлии Михайловны [6].

Ровно 100 лет назад, под руководством Василия Тихомирова, праздновалось 100-летие Мещовского духовного училища.

На празднике, среди прочих, сказал приветственное слово студент Калужской семинарии Тихон Васильевич Тихомиров (1897 г.р.), второй сын Юлии Михайловны.

У него удивительная судьба. Он окончил Калужскую духовную семинарию в 1917 г. После революции вступил в члены ВКП(б). Работал в 1930-е гг. начальником отдела капитальных работ Кондровского бумажного комбината, был II-м секретарем райкома партии.

Жил с семьей в г. Кондрово, Бухаринского района (тогда так назывался ныне Дзержинский район Калужской губернии). 9 января 1938 г осужден Особым Совещанием НКВД СССР по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР. Приговор: 5 лет ссылки в Казахстан [7]

Его жена Анна Семеновна, урожденная Устинова, учительница.

Дочь – Зоя Тихоновна. Они продолжали жить в Кондрове, пережили оккупацию.

В 1945 г. Анна Семеновна, в ту пору директор детского дома, была осуждена на 10 лет за недостачу (по халатности бухгалтера) 200 г. сахарного песка.

Сохранились воспоминания племянницы жены Тихона Васильевича Красавиной Нины Александровны (г. Кондрово), в которых она пишет, что «в 1941 г. окончился срок, его взяли в охрану шахты Караганды. В 1945 г. в городе Малине Житомирской области Тихон Васильевич был главным бухгалтером на бумажной фабрике». Как сложилась жизнь Тихона Васильевича и Анны Семеновны далее – неизвестно.

Их дочьЗоя Тихоновна была микробиологом, умерла 26 мая 1980 г.

Ее муж – Борис Яковлевич Гусев, профессор математики, преподавал во Владимире, их дочь – Зоя Борисовна Гусева, кажется, после смерти матери уехала в Новосибирск.

Нам посчастливилось найти некоторые сведения о Лидии Васильевне, 1904 г.р., пятом ребенке Тихомировых. Уже в 1930-е гг. она жила в Царицыно, после революции оно называлось Ленино-Дачное. Это очень близкое к Москве дачное место давно стало московским районом. Там она и закончила свои дни. Лидия Васильевна и ее два сына Александр и Евгений носили фамилию Тихомировы. К сожалению, сохранилось очень мало информации о ее жизни.

Внучки Лидии Васильевны – Татьяна Александровна Литвак, урожденная Тихомирова, любезно предоставила нам несколько семейных фотографий, которые здесь представлены.

В заключение хочу выразить благодарность за оказанную помощь директору районного архива г. Мещовска Калужской области Зинаиде Михайловне Жигарьковой, монахине Мещовского Георгиевского монастыря м. Наталии (Н.А. Пестовой), сотруднице Мещовской районной газеты Людмиле Никитичне Зуйковой, учителям: Мещовской школы Дмитрию Васильевичу Зорюкову и Алешинской основной школы Валентине Александровне Трегубовой, директору краеведческого музея г. Кондрова (Калужской области) Елене Алексеевне Орловой.

 

Приложение

 

Послужной список В.Т. Тихомирова

Статский советник Василий Тимофеевич Тихомиров, смотритель Мещовского духовного училища, 39 лет от роду (в 1901 г.), православного вероисповедания. Сын священника Тульской епархии, имения не имеет.

По окончании полного курса наук в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия в службу вступил помощником смотрителя Ефремовского духовного училища 1887 г. 4 февраля. Указом Правительствующего Сената от 16 января 1892 г. за № 9 утвержден в чине коллежского асессора со старшинством со дня определения на должность, т.е. с 04.02.1887. Указом Святейшего Синода от 7 января 1893 г. за № 43 определен на должность смотрителя Мещовского духовного училища 1893  г. 7 января. Указом Правительствующего Сената от 14 января 1893 г. за №2 произведен в чин надворного советника со старшинством с 04.02.1891. Указом, в 6-й день мая 1895 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Станислава 3-й степени. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 7 февраля 1897 г. за №11 произведен в чин коллежского советника со старшинством с 04.02.1895. Указом, в 6-й день мая 1898 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Анны 3-й степени. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 29 января 1900 г. за № 6 произведен в чин статского советника со старшинством с 04.02.1899. Состоит председателем комиссий: по испытанию на звание учителя церковноприходской школы и по испытанию лиц, ищущих звания псаломщика. Указом, в 6-й день мая 1904 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Станислава 2-й степени. Указом, в 6-й день мая 1907 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Анны 2-й степени. По резолюции его преосвященства преосвященнейшего Вениамина от 20 мая 1907 г. был командирован в качестве экзаменатора по Закону Божию в городское трехклассное училище. Избран и утвержден членом отделения епархиального училищного совета по делам церковноприходских школ 12 марта 1908 г. По резолюции его преосвященства преосвященнейшего Вениамина от 13 апреля и 15 мая 1908 г. за № 6002 и 6719 был командирован в качестве экзаменатора по Закону Божию в городское трехклассное училище и женскую прогимназию. Также по резолюциям его преосвященства преосвященнейшего Вениамина был экзаменатором по Закону Божию в городском трехклассном училище и женской прогимназии 11 и 20 мая 1909 г. Также по резолюциям его преосвященства преосвященнейшего Вениамина был экзаменатором в тех же учебных заведениях Министерства народного просвещения 10 и 15 мая 1910 г. 12 и 25 мая 1911 г. и 10 и 20 мая 1912 г. был экзаменатором в тех же учебных заведениях.

В отпусках был с 13 июля по 2 августа 1895 г., с 11 по 15 августа 1895 г., с 15 по 21 сентября 1896 г., с 11 по 15 августа 1898 г., с 12 по 18 января 1899 г., с 15 по 17 февраля 1900 г., с 27 декабря 1902 г. по 5 января 1903 г., с 9 декабря 1907 г. по 9 февраля 1908 г.; из отпусков являлся в срок.

Основание: ГАКО (Государственный архив Калужской области), Ф. 548. Оп. 3. Д. 170. Л. 1–4 (1901); Д. 178. Л. 1–4 (1902), 5–8 (1904), 9–14 (1908, 1912), 15–18 (недат.).

В 1913 г. смотритель Мещовского духовного училища В.Т. Тихомиров был пожалован орденом Св. Владимира 4-й степени (Этот орден давал дворянство) Дата пожалования в сопроводительном письме к орденским книжкам от 11 мая 1913 г. № 5276 из Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода епископу Калужскому и Боровскому указана следующим образом: «Государь император всемилостивейше соизволил к 6 мая сего года, дню рождения его императорского величества пожаловать кавалерами орденов…»

Основание: ГАКО (Государственный архив Калужской области)  Ф.548. Оп.3. Д.154. Л.53–53об.

11 октября 1913 г. смотритель Мещовского духовного училища В.Т. Тихомиров обращался с прошением к епископу Калужскому и Боровскому Георгию разрешить ему отпуск «с 15 октября … на 8 дней для поездки в Калугу и, если понадобится, в Москву для совета с врачами о своем здоровье». Отпуск был епископом разрешен.

Основание: ГАКО (Государственный архив Калужской области), Ф.548. Оп. 3. Д. 154. Л. 49.

В архивном фонде Мещовского уездного отдела народного образования имеется «Список работников просвещения Мещовского уотнаробраза на 5/XII-1922 г.» В списке значится Тихомиров Василий Тимофеевич, школьный работник Мещовской школы II ступени.

Основание: ГАКО (Государственный архив Калужской области), Ф. Р-1271. Оп. 2. Д. 10. Л. 8.


  
 

[1] Письма еп. Феофана И.Г. Переверзеву // Христианин. 1910. № 2. Февраль. С. 423. Письмо от 29.03.1778.

[2] ИР НБУ Ф.160 Ед. хр. 2003-2004. Преосв. Феофана - письма к Юленьке. Лл.1-1об.

[3] ИР НБУ Ф.160 Ед. хр. 2003-2004. Преосв. Феофана - письма к Юленьке. Лл.3-3об.

[4] Мещовский райархив. Ф. 111. Оп. 1. Дд. 61, 140, 155.

[5] ГАКО. Ф. 548. Оп. 3. Дд. 154, 170, 178.

[6] «Не стоит село без праведника: подвижники Мещовского края» / Запальский Г.М.]. М.: Лепта Книга, 2007. С. 190; Архив УФСБ. Д.П. –13244, Т. 1. Л. 127–128 об.; 130, 144; Т. 2. Л. 40–41об, 101–102 об.

[7] «Из бездны небытия». Книга памяти репрессированных калужан. Т.3 (П-Я). Калуга, 1994 г. Стр. 268.