Доцент кафедры теологии и религиоведения

Курского государственного университета,

кандидат педагогических наук,

Хохлова А. Б.

 

 

 

Педагогический потенциал святоотеческого наследия

Святитель Феофан отмечал: «Каждый из нас имеет задачу, которую должен выполнять своею жизнью; семейства и роды свои имеют задачи; общества и государства – свои. И никто не станет спорить, что счастье и благоденствие народа, как семейства и частного лица, зависят от выполнения своей задачи. Устрояется благоденствие после сего очень просто: узнай свою задачу и выполни ее» [1]. Но необходимо отметить, что Господь, назначая и определяя цели, «к достижению их никого не связывает, а ожидает, чтобы люди сами сознали эти цели и сами себя свободно определяли к их достижению» [2] , и продвигались по пути «промышления Божия». Поэтому важно, чтобы в этом процессе человек не замыкался на самом себе, а обращался к Богу.

Есть замечательная притча по этому поводу.

Одна женщина увидела сон, что она пришла в магазин, а вместо продавца ее встретил там Господь.

Она спросила:

—  Господи, что можно купить в этом магазине?

—  Здесь можно купить все, что угодно, — ответил ей Бог.

—  Тогда, пожалуйста, дай мне счастья, здоровья, успехов, любви и богатства.

Бог отправился за заказом и спустя какое-то время возвратился с небольшой коробочкой в руках.

—  Это что? То, что я заказала?! — удивилась женщина.

—  Да, всё правильно — прозвучал ответ — Разве Вы не знали, что у Меня продаются только семена?!

Мы видим, что каждый человек содержит в себе определенный потенциал, и наша задача (родителей, педагогов) помочь ему раскрыться, создать необходимые условия, чтобы эти «семена проросли и принесли добрый плод», так как «мы можем развивать и совершенствовать только то, что есть в нас самих, как в семени» [3]. Начинается такая деятельность в процессе воспитания, но не исключает и самой активной деятельности со стороны самого человека, ведь его формирование не заканчивается с окончанием образовательного учреждения.

В процессе своей профессиональной деятельности я часто встречаюсь и работаю с современными учителями, преподающими основы православной культуры. Когда учитель начинает знакомство с огромным миром православной культуры, он часто приходит к нам на кафедру за учебно-методическими материалами. Но через некоторое время этих материалов становится недостаточно. И здесь очень важно, чтобы педагог обратился к первоисточникам и начал работать с ними, а именно – текстами Священного Писания и святоотеческого наследия.

Обращение к трудам святых Отцов помогает нам:

1) правильно понять текст Священного Писания, раскрывая его смысл. Поскольку Священное Писание является богодухновенным текстом, то и толковать его должны люди, водимые Святым Духом.

2) И что не менее важно, воплотить его в своей жизни, так как, по мысли преподобного Исаака Сирина, «мудрость, не оправданная деятельностью, - залог стыда» [4]. Поэтому при чтении трудов святых важно «получить не удовольствие, а пользу, что возможно только тогда, когда понимаешь о чем говорится в книге, испытываешь себя и принуждаешь применять прочитанное к самому себе» [5].

3) Труды святых Отцов особенно ценны потому, что являются плодом не только теоретических размышлений, но и коренятся в их личном опыте. Когда человек имеет проблему, то обращается к специалистам, а такими специалистами в духовной сфере являются святые отцы. Поэтому обращение к их трудам помогает нам преодолевать трудности и исправлять ошибки не только в профессиональной педагогической деятельности, но и личном развитии и совершенствовании.

Поэтому сегодня, мне бы хотелось, в первую очередь, пригласить уважаемых коллег и участников нашей конференции к знакомству со святыми отцами, обращению к их наследию, работе с текстами. А во-вторых, чтобы они  приобщали к чтению святоотеческого наследия своих детей, учеников, естественно с учетом индивидуальных возрастных и духовных особенностей. («Из того, что читает человек, можно распознать его духовное состояние» [6].

Далее хотелось бы обратиться к практике. Каким образом это изучение можно организовать? И, конечно же, необходимо обращаться к опыту и наследию святителя Феофана, наследие которого поражает своей глубиной и масштабностью, так как оно содержит работы практически во всех жанрах патристической письменности.

Жития святых.  Наше знакомство со святым начинается и, к сожалению, часто ограничивается только изучением его жития. Но как важно, чтобы уже на этом этапе знакомства мы могли хотя бы несколько строк прочитать из произведений святого (конечно, если такие есть). Ведь читая авторские тексты, мы вступаем в диалог со святыми, слышим их речь, открываем его для себя. Так, читая письма святителя Феофана, поражаешься, как такой энергичный человек мог пребывать в затворе?! И этот заряд энергии был в нем с детства, но святитель сумел направить его в нужно русло.

В каких еще случаях человек может соприкоснуться с трудами святых отцов? Или что может его сподвигнуть к обращению к их текстам? Например, чтение Священного Писания.Мы хорошо знаем, что изучению Священного Писания, например, в воскресной школе или в курсе основ православной культуры отводится достаточно большая часть времени. И здесь очень важно, чтобы в первую очередь, сам учитель, родители хорошо владели не только знанием текста, но и пониманием его смысла.

Из опыта работы и встреч с современными педагогами знаю о проблемах, возникающих при чтении Библии и особенно при ее толковании.святитель Филарет (Дроздов) дает важную рекомендацию при обращении к Библии, которую нужно «читать с благоговением как Слово Божие и молитвой о его понимании» [7].

Поэтому нам необходимо обращаться трудам святых отцов, которые оставили нам именно толкование Св. Писания. Например, 118 псалом занимает несколько страниц – достаточно большой и сложный для понимания текст. А его толкование, составленное святителем Феофаном, занимает несколько сот страниц, раскрывая глубокий смысл каждой строчки.

Например, «Во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих» (Пс. 118, 16). Святитель Феофан пишет: «Да, во многом мы отстали от древних спасительных обычаев! Но это не умаляет цены делания, указываемого в настоящем стихе. Оно значит вот что: стишки из Писания заучивай на память, и заученные повторяй, как только свободны ум и слово. Еврейское слово, соответствующее слову «поучуся», значит — с сладостию вращать в уме и на языке, как, например, вращают во рту конфеты. Такое занятие можно предложить всем,…» [8]. Как часто мы употребляем такие конфеты?

Или, когда мы читаем и изучаем книги Нового Завета. Ведь важно, чтобы дети не просто знали череду повествования и ход исторических событий (хотя и здесь мы имеем, например, «Евангельскую историю», составленную святителем Феофаном), но постигли глубинный смысл этих текстов. А без обращения к толкованию это сделать невозможно. И здесь мы видим, что наследие святителя содержит целый пласт экзегетических работ, посвященных апостольским посланиям.

В-третьих, отдельную группу писаний составляют так называемые аскетические труды, написанные монахами-отшельниками IV–VIIвеков. На первый взгляд, современный педагог или ребенок может сказать, зачем нам читать эти книги, ведь:

а) мы не монахи-аскеты и

б) мы не живем в пустыне древних времен.

Но удивительно, что еще с момента своего создания, эти книги, хотя и были адресованы монахам-отшельникам, уже получили популярность среди мирян. Почему? Давайте подумаем?

И опять обращаемся к нашему дорогому святителю, ведь именно благодаря ему, эти тексты стали не только доступны, но и понятны нам (речь идет о переводе Добротолюбия и др. памятников аскетической мысли). Святитель Феофан вопрошает: «По какому праву все наставления о внимании, трезвении и бодрствовании духовном – преимущественный предмет писаний аскетических, будем почитать обносящимся только к монахам, а не к мирянам?». И отвечает: «ведь чаще всего есть у монахов часть – не идущая к мирянам, но она касается внешнего порядка жизни и отношений, а не внутренних расположений духа» [9].

Действительно, оказывается, в этих раскрыты основы человеческого общежития, правила и нормы общения между людьми, построения отношений между старшими и младшими, между сверстниками, начальником и подчиненным, раскрыты глубинные вопросы внутреннего мира человека, его общения с Богом.

Например, один из древних аскетов говорит: «Если дело сделано, но мир нарушен – то ты сделал только 1/3 дела, а если и дело пострадало, но мир сохранен, то ты сделал ¾ дела».

Неоднократно в педагогической деятельности встречалась с «эффектом» от чтения этих книг современными людьми. Так современный педагог, молодая женщина, познакомившись с работой аввы Дорофея «Душеполезные поучения», высказывала слова благодарности: «Я нашла пути разрешения конфликта в своем педагогическом коллективе, варианты общения с коллегами». Молодой человек, прочитав некоторые фрагменты «Лествицы» Иоанна Лествичника, сказал, что нашел в ней ответы на вопросы, которые искал всю жизнь.

Так каждый, обратившись к этим работам, может провести небольшой тест на их актуальность для себя. Например, слово 14 Лествицы «О любезном для всех и лукавом владыке чреве». Многие могут сказать: это не про меня. Но вот послушайте Иоанна Лествичника: «Чревоугодник веселится о воскресном дне, во время поста считает сколько осталось до Пасхи, и за много дней приготавливает снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться» [10].

И еще один пример. Как-то на одной из встреч с педагогами меня спросили: «как научить ребенка слышать голос совести?». Но ведь научить можно только тому, что умеешь делать сам. А часто ли мы слышим голос нашей совести, а если и слышим, то всегда ли поступаем в соответствии с ним?

Авва Дорофей пишет: «Знайте, что от пренебрежения малого и, в сущности, ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: «Что за важность, если я скажу это слово?» Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту ли иную вещь? – от этого «что за важность» впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть». [11]

Почему это так важно? Совесть человека является своеобразным катализатором. Святитель Феофан отмечает, что  «совесть человека такова, каков он в отношении к Богу». А хранение совести многообразно, так как челок должен сохранять ее «в отношении к Богу, к ближнему и к вещам» [12].

Конечно, при обращении к многообразному святоотеческому наследию следует читать книги, соответствующие духовному устроению и образу жизни человека: «Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни…, чтобы не сделаться бесплодным мечтателем и вместо пользы не получить вред» [13]. Поскольку труды святых Отцов, в частности святителя Феофана, очень важны для самовоспитания: «постоянство и непрерывность труда над собою есть неотложное условие успеха в духовной жизни» [14], то советуют читать книги «деятельностные», а не «умозрительные».

Конечно, «в настоящее время необходимо учитывать и некую сложность. Наша жизнь очень далека от той христианской жизни, которой жили предки. Многие понятия и явления, о которых говорится в святоотеческих текстах, нам не знакомы и мы не знаем их значения, а если и знаем, то не понимаем, как их применить в современной жизни» [15]. Либо смысл этих категорий искажен до неузнаваемости. Например, такие метаморфозы произошли с пониманием ключевых христианских добродетелей: смирение, кротость, нестяжание и др. А их противоположности — страсти, пороки стали нормой: например, гордость, скупость и т.д. Поэтому родителям, педагогам, а тем более детям приходится очень сложно.

В связи с этим нам следует особо обратить внимание на тех святых и их работы, которые будут понятны и близки современному человеку. И здесь особое место занимают представители русской патристики.

Здесь мы уже обращаемся непосредственно к слову, поучениям самого святителя Феофана, его эпистолярному наследию, замечательным проповедям, поскольку это живое слово, обращенное к умам и сердцам каждого из нас («Слова к Тамбовской пастве», «Слова к Владимирской пастве»). И конечно же его научно-богословские труды (это уже тема отдельных встреч).

Для лучшего понимания личности святителя Феофана и тех проблем, о которых он говорит важно обращаться к трудам его современников. Например, мы знаем о его особенном почитании святителя Тихона Задонского, так почему бы нам не обратиться к его книге «Сокровище духовное, от мира собираемое». Удивительное произведение, которое учит в нашей повседневной жизни, окружающем мире видеть аналогии духовным процессам. («Отцы и дети», «Пастух и стадо», «Жених и невеста» и др.).

Или труды его современников: Игнатия Брянчанинова, Филарета (Дроздова), Иоанна Кроншатдтского и др., многие из которых были адресатами святителя.

Конечно, зная о колоссальной занятости и загруженности современного человека, можно сказать, что у него просто не хватает времени на чтение всех трудов. Во-вторых, мы испытываем проблемы при объяснении каких-либо явлений из духовного мира, жизни. И здесь у нас зачастую недостаточно не только знаний, но и мы не имеем того духовного опыта, который был у святых. Поэтому у родителей, педагогов возникают такие трудности: как объяснить ребенку, что такое рай? Что такое любовь? В чем сила смирения? и т.п.

В таком случае хотелось бы обратить ваше внимание на работу с  Симфониями  – это книги с высказываниями святых отцов и учителей Церкви по самым важным вопросам бытия: Бог, жизнь, смерть, добро, зло, грех, любовь, добродетель, рай, ад и т.д. Это как словарь, по какой-либо отрасли научного знания: философии, психологии и т.п. Чаще всего издаются в виде подборок цитат того или иного отца Церкви.

Например, Симфония по трудам свт. Феофана, составленная архим Георгием (Тертышниковым), или симфония по трудам Тихона Задонского, Исаака Сирина и др.

Конечно, при работе со святоотеческими текстами возникают определенные проблемы: это и трудность восприятия, стилистика языка, неактуальность проблем и т.п. Но также, знаю, что в этом случае, люди часто возвращаются к оставленной, непонятой когда-то книге. То есть книга ждет своего часа, и вот тогда она раскрывает перед читателем свои сокровища.

Сегодня мне в большей степени хотелось бы привлечь внимание педагогов, родителей заинтересовать их и пригласить к изучению трудов святых отцов, к обращению к их текстам, как в рамках педагогической детальности, так и личностного роста и совершенствования.

Конечно, в рамках нашей встречи не удастся сказать о всех святых, которые внесли свой вклад в сокровищницу святоотеческой мысли, но надеюсь, что мы положили хорошее начало, а для кого-то и продолжение изучения творений святых отцов вместе с детьми и семьями. («Читайте отцов, хотя бы одну-две строчки в день.Это витамины, весьма укрепляющие» [16]).

Желаю вам успехов и помощи Божией! Благодарю за внимание!

Литература

1.       Авва Дорофей. Душеполезные поучения. – СТСЛ, 2009.

2.       Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2-х тт., Т.2. – Рязань, 2003.

3.       Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты / Собр.соч. в 7 тт. Т.1. - М., 2006.

4.       Игумен Петр (Пиголь). Вступительное слово // Святоотеческое наследие и воспитание юношества. – М.,2005

5.       Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. – Минск, 1991.

6.       Иоанн Синайский, преподобный. Лествица. – Спб, 1996.

7.       Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Духовное пробуждение. Т.2. – М.,2010.

8.       Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. – М, ОРОиК РПЦ, 2012.

9.       Тихон Задонский, святитель. Сокровище духовное, от мира собираемое. – Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2009.

10.     Феофан Затворник. Руководство к духовной жизни, составленное по толкованию 118 псалма. - М., 2005.

11.     Феофан Затворник. Слово на восшествие на престол его величества государя императора Александра Николаевича (19 февраля 1894 г.) // Любовью назидая. Слова и проповеди. – М., 2008.

12.     Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 2005.

13.     Филарет (Дроздов), святитель. Православный катехизис. – М., 2004.

 


[1]Феофан Затворник. Слово на восшествие на престол его величества государя императора Александра Николаевича (19 февраля 1894 г.) // Любовью назидая. Слова и проповеди. М., 2008. С. 125.

[2] Там же. С. 127.

[3] Там же. С. 125.

[4] Цит. По: Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Духовное пробуждение. Т.2. – М., 2010. С. 106.

[5] Там же.

[6][6] Там же. С. 108.

[7]Филарет (Дроздов), святитель. Православный катехизис. М., 2004. С. 24.

[8]Феофан Затворник. Руководство к духовной жизни, составленное по толкованию 118 псалма. М., 2005. С. 115.

[9]Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2-х тт. Т. 2. Рязань, 2003. С. 158.

[10]Иоанн Синайский, преподобный. Лествица. СПб, 1996. С. 115.

[11]Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2009. С. 64.

[12] Там же. С. 65-66.

[13]Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты / Собр.соч.: В 7 тт. Т. 1. М., 2006. С. 128.

[14]Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 2005. С. 184.

[15]Петр (Пиголь), иг. Вступительное слово // Святоотеческое наследие и воспитание юношества. М., 2005. С. 5.

[16]Паисий Святогорец, преп. Слова. Духовное пробуждение. Т. 2. М., 2010. С. 109.